Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Различия подходов к психодиагностике интеллекта и умственного развития




Интеллект и умственное развитие

Основные подходы к исследованию интеллекта и умственного развития

 

Под интеллектом обычно понимают способности, которые обеспечивают “включение” человека в достаточно широкий круг деятельностей и ситуаций. Интеллект (или общая умственная способность) – не сумма знаний и умственных операций, а то, что способствует их успешному усвоению. Интеллект - относительно устойчивая структура способностей, в основе которых лежат процессы, обеспечивающие переработку разнокачественной информации и осознанную оценку ее.

Если интеллект - это условие усвоения знаний и умений, то умственноеразвитие характеризует в первую очередь содержание, способы и формы мышления. Достигнутый человеком уровень умственного развития зависит от его интеллектуальных способностей. Под умственным развитием понимается совокупность знаний, умений и умственных действий, сформировавшихся в процессе их приобретения. Наиболее общей характеристикой уровня умственного развития является подготовленность функционирования мышления в пределах возрастного социально-психологического норматива (СПН). То есть уровень умственного развития должен отражать наиболее типичные, общие, характерные для данного социума особенности мыслительной деятельности, касающиеся как объема и качества знаний и умений, так и запаса определенных умственных действий.

В то же время уровень умственного развития зависит не только от одного интеллекта, он обусловлен многими факторами, такими, как условия воспитания в семье, содержание и методы обучения в школе, вузе и многими другими.

 

В практической области диагностика умственного развития возникла как тестирование интеллекта и в этом русле развивалась на протяжении первой половины ХХ века. Стало даже довольно привычным употреблять показатель по тесту Стэнфорд-Бине IQ в качестве “обобщенного” символа интеллекта и уровня умственного развития.

Тем не менее, существуют различия в подходах к их диагностике которые определяются направленностью теоретических концепций и содержанием показателей, характеризующих уровень интеллекта и уровень умственного развития. Коэффициент интеллектуальности (IQ) – количественный показатель, указывающий на общий уровень развития мышления индивида по сравнению с выборкой, на которой проходила стандартизация интеллектуального теста. Интеллектуальные качества - качества личности, предопределяющие особенности функционирования интеллекта в плане переработки, оценки и усвоения информации.

Подходы к психодиагностике интеллекта определяются концепциями Ч. Спирмена, Г. Айзенка, Л. Терстоуна, Дж. Гилфорда, Р. Кэттелла, Р. Стернберга, выделяющими ряд факторов, от которых зависят интеллектуальные способности. Среди этих факторов – «общая умственная энергия», темп умственной деятельности, речевая беглость, ассоциативная память, скорость восприятия, конвергентная и дивергентная продуктивность и др.

Психодиагностика умственного развития основывается, в основном, на представлении о нормативности психического и личностного развития (К.М. Гуревич). Главной исследовательской задачей в связи с этим является разработка теоретических принципов критериально-ориентированной диагностики и их реализация в конкретных методах. В качестве критерия предложено использовать так называемый “социально-психологический норматив”.

Показатель умственного развития указывает на общий уровень развития мышления индивида по сравнению с требованиями социально-психологического норматива для конкретной возрастной группы и определяется по степени близости к нему.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1691; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.