КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тесты специальных способностей
Выделяются четыре большие группы способностей: сенсорные, моторные, технические и профессионализированные (соответствующие той или иной профессии). Моторные тесты направлены на измерение точности и скорости движений, ловкости пальцев и рук, координации и темпа двигательных реакций и проч. Для выполнения подавляющего большинства моторных тестов требуется аппаратура или специальные приспособления (доска Сегена), но существуют и бланковые методики (теппинг-тест). Тесты технических способностей используются при отборе специалистов, где требуется техническое мышление и понимание. Наиболее часто используются: тест технической понятливости Беннетта, Миннесотский сборный технический тест. Тесты художественных и музыкальных способностей используются для отбора учащихся в художественные и музыкальные школы, а также для прогноза достижений в соответствующих видах деятельности (тест музыкальной одаренности К. Сишора, тест суждений об искусстве Мейера и др.). Батареи тестов специальных способностей позволяют получать профили тестовых показателей в целях профконсультирования. Такими батареями, получившими мировое признание, стали «Батарея тестов дифференциальных способностей» (ДАТ) и «Батарея общих способностей» (ГАТБ), применяемые с США. Уровень усвоения учебного материала 1. Понимать сущность различий в подходах к психодиагностике интеллекта и умственного развития. 2. Знать основные подходы и методики тестирования интеллекта. 3. Иметь представления о критериально-ориентированном тестировании. 4. Понимать сущность термина «социально-психологический норматив». 5. Знать основные подходы и тесты умственного развития. 6. Понимать сущность подходов к тестированию креативности и творчества. 7. Знать основные методики диагностики креативности.
Основные понятия темы Интеллект. Умственное развитие. Коэффициент интеллектуальности. Структура интеллекта. Вербальный интеллект. Невербальный интеллект. Социальный интеллект. Критериально-ориентированное тестирование. Социально-психологический норматив. Креативность.
Содержание самостоятельной работы студентов, рекомендации к ее выполнению, формы отчетности 1. Проработка лекционного материала и учебно-методической литературы по каждому разделу темы. Рекомендуется включать работу со словарями и психодиагностическим справочником. 2. При изучении разделов темы рекомендуется самостоятельное изучение конкретных тестов путем самотестирования. Рекомендуется выписать примеры заданий в тестах интеллекта. 3. Обратить внимание на способы вычисления итогового показателя и его интерпретации. 4. Сравнить содержание тестов интеллекта и умственного развития. 5. Определить различия способов интерпретации тестов креативности. Рекомендуется обратить внимание на теоретическую основу сравниваемых тестов. 6. Выписать из учебника, справочника или сборника тестов примеры заданий в тестах креативности. 7. Выполнить домашнее задание по тестированию или самотестированию креативности. 8. Подготовка докладов и сообщений по теме семинарского занятия. Семинарское и практическое занятие по теме 6. Психодиагностика интеллекта, умственного развития, способностей
План проведения занятия
1. Доклад 1. «История подходов к психодиагностике интеллекта и умственного развития». 2. Обсуждение доклада. 3. Доклад 2. «Особенности психодиагностики специальных способностей». 4. Обсуждение доклада, примеры. 5. Практическое исследование креативности. 6. Краткое резюме. Содержание занятия Содержание доклада 1. «История подходов к психодиагностике интеллекта и умственного развития» и его обсуждение предполагают: - расширение лекционного и усвоение прочитанного в учебно-методической литературе материала по разделам 2-3; - изложение хронологии развития представлений о тестировании интеллекта и умственного развития; - заострение внимания на роли авторов концепций и тестов в развитии психодиагностики; - толкование понятий по теме доклада.
Содержание доклада 2. «Особенности психодиагностики специальных способностей» и его обсуждение предполагают: - расширение лекционного и самостоятельно проработанного материала; - описание критериев и содержания тестов, диагностирующих разные виды специальных способностей; - обсуждение областей применения тестов специальных способностей; - рассмотрение преимуществ и недостатков специализированных батарей специальных способностей.
Практическое исследование креативности предполагает:. - рассмотрение результатов домашнего задания по тестированию или самотестированию креативности; - сравнение индивидуального уровня креативности с результатами тестирования творческих личностных характеристик; - сравнение полученных данных с результатами наблюдения.
Организация занятия 1) Доклады. 2) Обсуждение и краткое конспектирование. 3) Практическое исследование. 4) Обсуждение проблемных вопросов. 5) Подведение итогов. Вопросы для обсуждения 1. Как развивались представления о тестировании интеллекта и умственного развития? 2. Какова роль авторов концепций и тестов в развитии психодиагностики интеллекта и умственного развития? 3. Как классифицируются тесты специальных способностей и что они измеряют? 4. Для чего предназначены тесты специальных способностей? 5. Какие признаки являются показателями креативности? 6. Как связаны результаты креативности по тесту и показатели творческих личностных характеристик? 7. В чем отличие креативности и творчества?.
Выводы:
- указываются этапы развития представлений о тестировании интеллекта и умственного развития; - указывается степень вклада авторов концепций и тестов в развитие психодиагностики; - называется предназначение и области применения тестов специальных способностей; - показываются связи креативности и личностных характеристик. Уровни освоения материала Студенты должны расширить знания по истории тестирования интеллекта и умственного развития; уметь делать сравнительный анализ различных методик; находить связи между характеристиками по разным видам тестирования. Контрольные мероприятия (тесты, коллоквиумы, контрольные работы, творческие задания, рефераты) Не предполагаются. Оборудование Интерактивная доска, проектор. Литература
1. Психологическая диагностика / Под ред. М.К. Акимовой, К.М. Гуревича. – СПб.: Питер, 2008. 2. Практический интеллект / Р. Стернберг, Дж. Б. Форсайт, Дж. Хедланд и др. – СПб.: Питер, 2002. 3. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психологической диагностике. – СПб., 1999. 4. Общая психодиагностика / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. – СПб.: Речь, 2004. 5. Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика: учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2008. 6. Талызина Н.Ф., Карпов Ю.В. Психодиагностика интеллекта. М.. 1987 7. Степанов С.С. Диагностика интеллекта методом рисуночного теста. – М.,Академия, 1996. 8. Мотков О.И. Психология самопознания личности: Практическое пособие. – М.: Институт развития личности РАО, 1993. 9. Методы психологической диагностики. Вып. 2. / Под ред. Воронина А.Н. – М.: Институт психологии РАН, 1994. Лабораторное занятие по теме 6. Психодиагностика интеллекта, умственного развития, способностей
План проведения занятия 1. Выполнение «Краткого отборочного» теста интеллекта (КОТ) В. Бузина. 2. Количественный и качественный анализ результатов, выводы. 3. Выполнение «Культурно-свободного» теста на интеллект (CIFT) Р. Кэттелла. 4. Обработка и интерпретация результатов. 5. Исследование творческого воображения. 6. Анализ результатов по каждому параметру, выводы. 7. Сопоставление результатов 3-х методик, общие выводы. 3. Составление письменного отчета по теме занятия.
Содержание занятия
Выполнить «Краткий отборочный тест интеллекта» (КОТ). Сделать количественный подсчет результатов и определить среднегрупповые нормы выполнения теста. Представить показатель в процентилях. Сделать качественный анализ по отдельным функциям, определить сильные и слабые стороны развития интеллекта. Выполнить «Культурно-свободный тест на интеллект» (CIFT). Сравнить результаты тестирования с таблицей норм, сделать выводы. Провести исследование творческого воображения, дать оценку оригинальности и продуктивности, учитывая результаты выполнения задания всей группой. Сравнить результаты выполнения всех проведенных тестов и сделать вывод о взаимосвязи показателей. Составить письменный отчет по теме занятия.
Организация занятия
1.Подготовка к занятию: · изучить рекомендуемую литературу по теме; · иметь представление о процедуре тестирования, способе подсчета результатов. 2.В ходе занятия студенты: · получают бланки с тестами и регистрационные бланки; · заполняют и обрабатывают опросники; · составляют таблицу результатов по группе; · формулируют выводы; · сопоставляют результаты. 3.Подведение итогов занятия: составление письменного отчета. Уровни освоения материала
Студенты должны получить навыки работы с тестами интеллекта и творческих способностей, а также анализа и сопоставления данных. Контрольные мероприятия Письменный отчет по теме занятия. Оборудование
Бланки с тестами, регистрационные бланки, стандартные листы бумаги, ручка, секундомер, калькулятор. Литература
1. Психологическая диагностика / Под ред. М.К. Акимовой, К.М. Гуревича. – СПб.: Питер, 2008. 2. Основы психологии. Практикум / Ред.-сост. Л.Д. Столяренко. – Ростов н/Д: Феникс, 2000. 3. Психологические исследования. Практикум по общей психологии для студентов педагогических вузов. – М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж:НПО «МОДЕК», 1996.
Тема 7. Теория и практика психологического исследования личности План изучения темы 1. Характеристика основных подходов к исследованию личности. 2. Основные этапы обработки результатов диагностики. Интерпретация материала. 3. Типы данных, используемых при составлении личностных опросников. 4. Системный подход к исследованию личности. 5. Универсальные личностные методики. Психодиагностика личностных черт. Типологические опросники личности. Психосемантические методы. 6. Проективные методы исследования личности. Специфика проективных методов Классификация проективных методик
Опорные конспекты лекций
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 3033; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |