Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Александр Асмолов 28 страница




И для психиатров, и для идущих в своем анализе от медицины клинических психологов реальные детерминан­ты мотивации личности онкологических больных остают­ся скрытыми. Совершенно иное видение механизмов смены мотивов у онкологических больных и природы психоло­гической реабилитации возникает, когда фундаментом

358 Раздел IV. Деятельность* Познание. Личность

исследования, его конкретно-научной методологии явля­ется системно-деятельностный подход к личности.

Нами предпринята попытка раскрыть зависимость из­менения мотивации от социальной позиции личности на дооперационном, послеоперационном и отдаленном ка-тамнестическом периоде заболевания онкологических

больных.

В нашем исследовании с помощью методик прямого и опосредованного изучения мотивации личности1 у 125 больных раком молочной железы было установлено, что смена социальной позиции лежит в основе перестройки мотивов и соответственно видов ведущей деятельности этих

больных.......

• Так, на диагностическом этапе уже сам факт обращения к онкологу вырывает личность из системы сложившихся межличностных отношений и приводит к появлению объективной социальной позиции «онкологического боль­ного». Зачастую эта позиция психологически выступает для больного как позиция «смертника», обреченного, посколь­ку понятие «раю» в популяции нередко ассоциируется с представлением о неминуемой смерти. Социальная пози­ция онкологического больного приводит к актуализации такого доминирующего смыслообразующего мотива, как мотив подготовки к смерти. Основной смыслообразующий мотив, определяясь страхом смерти, побуждает к деятель­ности^ придавая ей особый личностный смысл, оттесняет существовавшие ранее ведущие мотивы, У ряда больных при этом возникает поведение по завершению личных дел, благоустройству детей, В эту деятельность вовлекаются зна­комые > родственники, друзья больных. В случае, если эта деятельность наталкивается на препятствия (желание кого-либо из близких доказать ненужность подобных попыток) г то личностный смысл от этого не меняется. Напротив, возникает лишь негативная эмоция с тенденцией к раз-

1 Использовались следующие методики: клиническая бесе­да, модифицированные варианты методик незаконченных предложений и самооценки, наблюдения за поведением больных в клинике» беседы с родственниками.

Роль смены социальной позиции...___________________359

рыву отношений с близкими. Этот момент необходимо учитывать при проведении психокоррекционных мероп­риятий на диагностическом этапе. Личностные смыслы больного на данном этапе ие могут быть изменены чисто вербальными способами, не поддаются воздействию ра­циональной психокоррекции.

Более благоприятная почва для психокоррекционной работы закладывается тогда, когда стационирование боль­ного в клинику и его встречи с излеченными людьми на­чинают расшатывать позицию «смертникам

В первые дни поступления в онкологическую клинику у больных отмечается некоторое улучшение психического статуса, вызванное определенностью своего положения, надеждой на успех лечения* Находясь в клинике, больные наблюдают не умирающих, а излеченных больных. Они беседуют с оперированными женщинами (специально приглашенными с этой целью психологом), которые уже пользуются хорошо изготовленными протезами молочной железы. Психологи на сеансах психокоррекции организу­ют встречи и беседы больных, готовящихся к операции, с больными, оперированными несколько лет назад. Пос­ледние под руководством психолога охотно рассказывают вновь поступившим больным о своем восстановительном периоде болезни. В результате комплекса психокоррекци­онных мероприятий у больных изменяется отношение к заболеванию, появляется осознание себя человеком, спо­собным выжить. Таким образом закладывается основа к смене социальной позиции «смертника». Ведущим смыс-лообразующим мотивом становится мотив выживания, который побуждает ведущую деятельность по сохранению здоровья. При этом эмоциональное состояние больного значительно улучшается.

В послеоперационном периоде вновь изменяется соци­альная позиция личности. Происходит некоторая дезахсгу-ализация мотива выживания, поскольку реальная угроза смерти миновала. Страх смерти, доминировавший на ди­агностическом этапе, трансформировавшийся в надежду на благополучный исход операции в предоперационном периоде, практически исчезает после операции. В то же

360_________Раздел IK Деятельность. Познание. Личность

время только после нее у больных наступает реальное осоз­нание последствий калечащей операции (косметический дефект). Появляется новое чувство, ранее только предпо­лагавшееся, но окончательно не осознававшееся больны­ми — чувство собственной неполноценности, ущербности, потери женственности, утрата социального «статуса жены». Формируется новая объективная позиция — позиция со­циальной неполноценности. На фоне послеоперационной астении эта позиция нередко приводит к появлению у больных реактивной депрессии разной степени выражен­ности. В психическом состоянии главенствующими ста­новятся тревога, депрессия, чувство безнадежности, от­чаяния,

С нашей точки зрения, в дооперационном периоде уда­ление молочной железы имело в структуре деятельности больных, побуждаемый мотивом выживания смысл неиз­бежного средства сохранения жизни. В послеоперацион­ном периоде возникающая новая позиция социальной неполноценности приводит к появлению личностного смысла последствий операции как барьера, непреодоли­мой преградыэ стоящей на пути восстановления со­циального «статуса жены*, «статуса женщины», что и выступило в индивидуальном сознании в виде тяжелых субъективных переживаний, депрессии и т.п.

Необходимо отметить, что в послеоперационном пе­риоде, несмотря на психокоррекционные мероприятия, направленные на осознание больными того, что потеря молочной железы не исключает женственности, показа­тели депрессии и тревоги не снижаются. Тем не менее коррекционные мероприятия на этом этапе уже стано­вятся первой ступенью реабилитации больных. Только с помощью психологической коррекции, направленной на изменение отношения больных к заболеванию и его по­следствиям, через осознание того, что потеря молочной железы не изменяет социальной роли, мы можем подой­ти ко второму этапу восстановительных мероприятий — изменению социальной позиции личности,

Для изменения социальной позиции больной необхо­димо ее вовлечь в ту или иную значимую для нее деятель-

Роль смены социальной позиции.>. 361

ность, которая бы дала возможность ей перейти на новую социальную позицию — позицию социальной адаптации. В свою очередь последняя приводит к актуализации моти­ва социальной выживаемости. Необходимым условием появления нового мотива деятельности на послеопераци­онном этапе (и в этом особенность его «зарождения») является обостренное сознание больными своего дефекта. Только на пике такой кризисной ситуации, как заболе­вание раком, при мыслях больных об их «социальной неполноценности», на депрессивном фоне и при астени­ческой симптоматике, обусловленной хирургическим вмешательством, у них возникает мотив «социальной вы­живаемости».

Этот мотив является побудителем деятельности, кото­рая после операции направлена на компенсацию своего физического дефекта и лишь на отдаленных этапах вос­становительных мероприятий обусловливает характер со­циальной адаптации личности. Смысл этой деятельности состоит в том, чтобы утвердить себя как личность в новой социальной роли. И, наконец, в отдаленный после опера­ции период позиция социальной адаптации конкретизи­руется в тех или иных выбираемых личностью социальных ролях, выполнение которых подчиняется мотиву самоут­верждения, например, самоутверждение себя в работе, общественной жизни и т.п. Характерной чертой этой но­вой деятельности является ее опосредованный характер, зависящий от ближайшего социального окружения. Чем более неадекватным, отрицательным по отношению к больным становится отношение этого окружения, тем более гипертрофированный характер принимает деятель­ность больных.

Таким образом, только в результате включения боль­ного в значимую для него деятельность (опосредованную положительным влиянием ближайшего социального ок­ружения) возможны изменение его самосознания и пе­рестройка мотивационно-смысловой сферы. В результате этого на отдаленных этапах заболевания трансформирует­ся само понятие «онкологический больной», которое уже не ассоциируется больными с угрозой жизни.

362__________Раздел IV. Деятельность* Познание. Личность

У больных катамнестического периода соотношение бо­лезнь — здоровье заменяется соотношением болезнь — ее социальные последствия и проблемы. Подобная замена приводит к появлению феномена «социальной ипохонд­рии». Как ее следствие у больных в отдаленные сроки ле­чения актуализируется значимость межличностных отно­шений, поскольку осознание и переживание болезни, своего физического дефекта происходят опосредованно через отношение к ним окружающих. Больная будет чув­ствовать себя здоровой настолько, насколько здоровой ее будут считать окружающие. Больным на этом этапе уже недостаточно одного соматического здоровья (как было ранее), им необходимо «социальное выживание*.

Обследование больных в катамнезе показало посте­пенное восстановление их социального статуса, сохра­нение и актуализацию у них трудовой установки, во многом зависящей от отношения к ним со стороны ближайшего социального окружения. Психокоррекция на этом этапе должна быть направлена на профилактику возможных психогенных реакций. Она обязательно дол­жна включать в себя и работу с ближайшим социальным окружением.

Так выглядит зависимость динамики мотивов личнос­ти от смены социальной позиции у больных раком мо­лочной железы.

Важно также подчеркнуть, что флюктуация индивиду­ального сознания больных, их субъективных переживаний оказывается производной как от социальной позиции лич­ности, так и от задаваемых этой социальной ролью ведущих мотивов деятельности. Таким образом раскрывается совер­шенно особый тип детерминации личности. Ни физический дефект или те или иные соматические изменения сами по себе (как это порой считают представители клинической ориентации), ни сами по себе процессы осознания этого дефекта (как полагают некоторые психологи), не обуслов­ливают мотивацию онкологических больных,

Реальной основой детерминации мотивации личности оказывается социальная позиция и обусловленная этой позицией деятельность.

РОЛЬ СМЕНЫ СОЦИАЛЬНОЙ 1ЮЗР1ЩЖ.. 363

Выделенная закономерность в будущем может быть использована для целенаправленной разработки приема смены социальной позиции личности. Этот прием, как и другие приемы психологической коррекции, вытекающие иа общего методического принципа деятельностного опос­редствования мотивационно-смысловой сферы личности, пополняет арсенал методик в появляющейся сфере пси­хологического обслуживания — службе прикладной пси­хологии в онкологической клинике.

Литература

Александровский ЮЛ, Состояния психической дезадаптации и их компенсация. М, 1976.

Амбрумоеа AT., Тихоненка ВЛ, Боргедъсоп ЖЛ. // Вопросы пси-хал. 1981. № б.

Анцыферова Л, If, // Проблемы психологии личности. М., 1982.

Асмодов AS. Деятельность и установка, М«3 1979.

Асмолов A.L Личность как предмет психологического иссле­дования. М., 1984.

Вдохин НЖ Деонтология в онкологии. М'., 1977.

Бодале&А.А., Обозов Я.К, Сталин В.В: // Психол. жури, 198 К Т. 2. № 4.

Герасименко R Н. Реабилитация онкологических больных. М,3 1977,

Зейгарник Б.В., Братусь Б.С. Очерки по психологии аномаль­ного развития личности. М3 1980,

Кабанов ММ. Реабилитация психически больных, JL, 1978.

Кабанов М.М., ЛичкоА.К, Смирнов В.М, Методы психологи­ческой диагностики и коррекции в клинике. Л.3 1983.

Кареасарсккй Б^Д, Медицинская психология. Л., 1982.

Коп И.С. В поисках себя: личность и ее самосознание. 1984,

Леонтьев А,Н. Деятельность. Сознание, Личность. 2-е изд. 1977.

Леонтьев А.Н., Запорожец А.В, Восстановление движения, 1941

Ломов Б*Ф^ Методологические и теоретические проблемы психологии, М., 1984.

Маридова Т.Ю. Особенности мотивационной сферы у онко­логических больных; (рак молочной железы), Автореф. дате.„ канд. психол. наук, М., 1984.

364__________Раздел IV. Деятельность. Познание* Личность

Петровский AS, Личность. Деятельность, Коллектив. М., 1982.

Попова ЖС Психические нарушения у больных, опериро­ванных по поводу злокачественного новообразования гортани. Автореф.... дис, доктора мед. наук, М., 1975*

Ренъге В.Э, Роль личностного фактора в восстановлении тру­довой деятельности больных шизофренией, Автореф, дис. канд. психол. наук. М} 1978.

Ромасенко В.А., Скворцов К.А. Нервно-психические наруше­ния при раке. М,} 196L

Скворцов KM. If Соматопсихические расстройства. M.t I946,

Сурнов K.L Изменение установок личности при алкоголизме. Автореф. дис. канд. мед, наук* М, 1982.

Цветкова Л.С Нейропсихологическая реабилитация боль­ных. M.f 1985.

Bacon CJL, RennekerK, CfrtferM//Psychosom. Med. 1952, Vol. 14

Erikson ЕЖ Identity gouth, and Crisis, New York, 1968*

Frank! KE. The Doctor and the SouL Harmondsworth, 1973,

Creer £ // Brit. I PsychiaL 1983, Vol. 143,

Le К a // Lancet 1984. Vol. 2,

RennekerR, Cutler AC // J, A. M A. 1951 Vol 148.

RomsdahlMM. // Cancer Bull. 1983. VoK 35.

Sklar L.S., Anisman H. // Psychol. Bui. 1981. VoL 89-

Stavraky KM. et al. //J. psychosom. Res. 1968. VoL 12.

Winching M.t Stierlin H>, Hoffmann F. et al, // J. psychosom. Res, 1982. VoL 26.

Невербальная коммуникация и восстановительное воспитание личности*

-

Культурно-историческая психология Л.С.Выготского, А,РЛурии и А.Н,Леонтьева составляет фундамент истори-ко-эволюционного подхода в психологии. Ее суть заклю­чается в том, что развитие мира человека рассматривается органично вписанным в культуру, способом существования которой является эволюция различных форм обществен­но-исторической деятельности. И какими бы дорогами ни шли в своих поисках Л.СВыготский, А.РЛурия и А.НЛе­онтьев, к каким бы конкретным объектам изучения они ни обращались, эта концепция пронизывала любые их исследования*

Сказанное полностью относится к разным этапам твор­ческого пути А.Р.Лурии. Занимался ли он изучением при­роды человеческих конфликтов, нейропсихологией, ней-ролингвистикой или анализом исторического развития познавательных процессов, он оставался верен исходной историко-культурной методологической установке. Поэто­му не случайно то, что в большинстве исследований А.РЛурия неизменно обращается к разработке проблем природы общения, роли речи и общения в становлении высших психических форм поведения личности. Ведь про­цесс общения это тот магический кристалл, через который с особой очевидностью просматривается историко-эво­люционное происхождение личности человека.

В данной работе мы ставим перед собой задачу с пози­ции культурно-исторической концепции проанализиро-

* Написана совместно с Е.И.Фейгенберп Впервые опубли­кована в журнале «Вопросы психологии»* 1994, № 6.

366_________Раздел IV. Деятельность. Познание. Личность

вать возможности использования невербального общения в процессе восстановительного воспитания личности при афазии. При решении этой задачи встает ряд взаимодопол­няющих вопросов: чем вызвано обращение к невербальной коммуникации как возможному средству восстанови­тельного воспитания при речевых дефектах? Может ли изучение соотношения невербальной и вербальной коммуникации пролить свет на понимание природы пер­вой из них? Что передает личность через каналы невер­бальной коммуникации? И наконец, почему невербальную коммуникацию мы связываем с таким разделом приклад-ной психологии личности, как восстановительное воспи­тание? - - ■ ■ ".,

Начнем с ответа на последний из поставленных воп­росов. Термин «восстановительное воспитанием впервые появился в цикле классических исследований А.НЛе­онтьева и А. В-Запорожца, посвященных восстановлению движений у раненых бойцов (Леонтьев А.Н., Запорожец^ 1945). В этих исследованиях было показано, например, что восстановление пораженной руки происходит при усло­вии перестройки личностных установок больного, то есть перестройки, зависящей от того смысла, который имеет для больного выполняемая деятельность (Леонтьев А*Н+$ 1945, с.99).

Позднее в контексте деятельностного подхода были на­коплены факты, которые привели к пониманию различ­ной природы обучения и воспитания, а также к выявлению общего принципа воспитания и коррекции личности. Пси­хологическим объектом воспитания является личность как мотивационно-смысловая система. Сдвиг смысловых ус­тановок всегда опосредствован изменением деятельности субъекта. Отсюда и следует основная идея общего методи­ческого принципа опосредствования смысловых образо­ваний личности. Она состоит в том, что для перестройки и коррекции мотивационно-смысловых образований лич­ности необходимо выйти за их пределы и изменить лич-ностно-значимые деятельности, порождающие эти образования. Из подобного понимания психологической

Невербальная коммуникация и восстановительное,.. 367

природы воспитания вытекает и то> что перерождение личности всегда идет через изменение деятельности, в том числе и деятельности общения, и не может осуществляться посредством таких воздействий чисто рационального вер­бального характера, которые, по выражению А.Н.Ле­онтьева, несут «равнодушные» значения (Асмолов, 1979; Асмолов, Братусъ, Зейеарник, 1979; см. также публ. в дан­ной книге).

Очерченное понимание психологической природы вос­питания личности и общего методического приема воспи­тания закладывает основы для выделения специальной области прикладной психологии личности — психологии восстановительного воспитания. В клинической практике необходимо сочетать восстановительное обучение и вос­становительное воспитание.

В отечественной нейропсихологии, основателем кото­рой является А.Р,Лурия> создана целостная концепция восстановительного обучения и реабилитации больных с локальными поражениями мозга (Цветкова, 1985), В русле этой концепции разработана система принципов восстановительного обучения, намечены пути создания приемов и техник восстановительного воспитания личнос­ти. «Восстановительное обучение строится на основе созда­ния новых функциональных систем на базе сохранных афферентаций. Использование сохранных анализаторов в качестве опоры при обучении является еще одним важнейшим принципом восстановительного обучения» (Цветкоеа, 1985; Rothi, Mack, Heilman, 1986)- В приклад­ной психологии восстановительного воспитания процесс реабилитации больных аналогичным образом рассмат­ривается как трансформация мотивационно-смысловых об­разований личности, В качестве конкретных приемов вос­становительного воспитания выделяются: опора на сохранные смысловые установки личности, включение личности в значимую деятельность, демонстрация последствий поступка личности для референтной группы (Асмолов, Братусъ, Зейгармик, 1979; Асмолов, Марилова> 1985; см, также публ. в данной книге).

368__________Раздел /К Деятельность* Познание. Личность

Особого внимания при изучении возможностей невер­бальной коимуникации в процессе восстановительного воспитания заслуживает прием опоры на сохранные смыс­ловые установки личности. Дело заключается в том, что смысловые установки личности, как это отмечается в исс­ледованиях А.В.Запорожда и А.Н Леонтьева, непосредст­венно выражаются в позно-тонических, мимических, интонационных проявлениях поведения и общения чело­века, то есть тех проявлениях, которые выделяются в осо­бую область изучения невербальной коммуникации — кинесику.

Разным аспектам кинесики посвящено множество пуб­ликаций, часто фигурирующих под названием body language (язык тела, см. Фейгенберг, Асмолов, 1989). В 1986 г. было опубликовано первое отечественное монографичес­кое исследование невербального поведения (Лабунекая, 1986), Приходится признать, что при всем богатстве эм­пирического материала и целого ряда оригинальных мето­дических приемов изучения невербальной коммуникации в этой сфере исследования явно преобладает феноменог-рафический подход. Изучение невербальной коммуника­ции оказывается как бы государством в государстве, оно не соотносится с той или иной общепсихологической те­орией. Вследствие этого несмотря на обилие фактов, по­лученных прежде всего в зарубежной социальной психо­логии, этологии и кросс-культурных исследованиях общения, ответы на вопросы о природе, функциях не­вербальной коммуникации остаются довольно не­определенными. Картина изучения невербальной комму­никации осложняется еще и тем, что в ней господствует своеобразный лингвоцентризм— описание закономерностей невербального общения по образу и подобию речевого обще­ния {Фейгенберг, Асмолов, 1989).

Иной ракурс открывается при изучении невербальной коммуникации в русле деятельного подхода. А.Н.Леонть-ев и А,В.Запорожец обратили внимание на то, что в позах человека, его походке выражается личностная установка субъекта, его уникальный смысловой опыт. Иллюстрируя представления о «внутренней моторике» как выражении

Невербальная коммуникация и восстановительное... 369

смыслового опыта личности, А,В,Запорожец обращается к исследованиям смысловой стороны детской моторики, проведенным О.В.Протопоповой под руководством Л. С Выготского. Разрабатывая методики коррекции нару­шений личности дефективного ребенка через набор мо­торных упражнений, она «пришла к заключению, что некоторые из внешних свойств детской моторики являют собой знаки, или, вернее сказать, признаки» ее внутрен­него смыслового содержания. В качестве таких признаков смыслового содержания пространственно-геометрические и динамические особенности движений выступают не сами по себе, а будучи соотнесены с системой координат, свя­зывающих субъекта с объектом, с целью его деятельнос­ти» {Запорожец, 1986, с,218—219). Из этого исследования вытекает, что позно-тонические компоненты как бы реа­лизуют позицию ребенка, его смысловое отношение к ок­ружающему. Так, например, когда малыш не уверен в детском коллективе, его движения сосредоточены в од­ной плоскости, лицо всегда обращено к членам группы за поддержкой или порицанием,

«Особый интерес представляют данные О,В,Протопо­повой о роли специальных двигательных упражнений в психоортопедии, в воспитании личности больного ребен­ка, в перестройке его неадекватных, дефектных отноше­ний к окружающему» {Там же, с.226—227),

Сходные идеи о связи личности и позно-тонических движений были высказаны А,Валлоном. Л.И.Анцыферо-ва, рассказывая о его взглядах, пишет: «В специфике поз, в динамике их смены отчетливо проявляются психодина­ми ческие характеристики и личностные свойства челове­ка. Достаточно вспомнить позу человека, испытывающего напряжение в социальных ситуациях: охватывая себя ру­ками, прижимая их к телу, он как бы отгораживается ими от других, а ноги прячет под стул <„•> В этих установках отчетливо выражается эмоционально-аффективное отно­шение личности к событиям* {Анциферова, 1981, с. 155). Между тем именно позно-тонические, мимические и же-стовые проявления смысловых установок личности, то есть вся «внутренняя моторика» служит тем «зримым» языком,

370 Раздел JK Деятельность. Познание. Личность

посредством которого происходит невербальная комму­никация. Рассмотрение невербальной коммуникации в кон­тексте ксторико-эволюционной деятельности концепции личности (Аемолов, 1990) позволяем во-первых, ответить на вопрос о том* что, какое содержание передается через невербальную коммуникацию; во-вторых* обратиться с учетом представлений о природе невербальной коммуни­кации к анализу возможностей ее использования в вос­становительном воспитании.

Невербальная коммуникация является преимущественно выражением смысловой сферы личности. Она представ­ляет собой непосредственный канал передани личностных смыслов* Развиваемое нами понимание невербальной коммуникации позволяет объяснить безуспешность многочисленных попыток создания кода, словаря, дис­кретного алфавита языка невербальной коммуникации, спровоцированных лингвоцентрической установкой. Не­возможность воплощения симультанных динамических смысловых систем личности в дискретных равнодушных значениях заранее обрекает на неудачу любые поиски дискретных формализованных словарей жестов и телодвижений.

Положение о том, что невербальная коммуникация вы­ражает в поведении смысловые установки, позволяет обра­титься к различным наработанным в истории культуры смыслотехникам, в том числе приемам понимания других людей путем наблюдения за позно-тоническими проявле­ниями человека.

Знакомство с рядом феноменов в истории культуры наталкивает на мысль о том, что невербальные проявления смысловых установок выполняют компенсаторную функцию при нарушении речевого общения. Так,, при переходе от не­мого к звуковому кино многие режиссеры и теоретики кино (например В.Пудовкин и Л.Кулешов) отмечали, что за счет выигрыша в озвучании, вокализации произошел проигрыш в передаче метафорического мироощущения (см. об этом Козлов, 1980; Разлогов, 1982; Селезнева, 1972). В частности, В.Пудовкин любил повторять страстные слова французского теоретика кино Деллюка: «Какой это нич-

Невербальная коммуникация и восстановительное..» 371

тожный отрывок воспоминаний — звук. Наши глаза лучше охватывают психологию и жизнь; движение лучше говорит чем звук; одна поза стоит больше всех завываний трагиков и вымученных баритонов» (цит. по Селезнева* 1972, с. 171). В своей практике В.Пудовкин даже ввел запрет на движения, пытаясь найти наиболее выразительные позы для актеров. При работе над фильмом: «Мать» произошел следующий эпизод: «„-Режиссер запретил актрисе производить какие бы то ни было движения. Ему нужно было, чтобы актерское переживание выражалось в лице, в глазах, в неподвижном теле <„.Х Режиссер не ошибся — внутренняя жизнь не уми­рала, несмотря на полную неподвижность тела <„>. Пудов­кин "разрешил*1 исполнительнице один жест — только один, очень скупой <.„>. И тогда, по словам Пудовкина, случи­лось чудо: вся сила пережш-ого чувства выливалась через эту беспомощную^ по-детски протестующую руку> {Селезнева^ 1972, с Л 76),

В современном искусстве сегодня, пожалуй, два вида деятельности строятся с наибольшей опорой на несущую личностный смысл невербальную коммуникацию — пан­томима и балет, В целом же звуковой кинематограф закрыл пути метафорическому кинематографу, кинематографу немого кино. Но как в драматической борьбе немого и звукового кино, так и в соотношении вербальной и невер­бальной коммуникации выигрыш коммуникации на уровне значений оборачивается порой проигрышем коммуни­кации на уровне смыслов, А не следует ли из подобного соотношения вербальной и невербальной коммуникации, что при нарушении речевого общения удастся проделать обратный ход и через опору на сохранные смысловые уста­новки сделать первые шаги на пути восстановления об­щества?

В этом смысле афазия представляет собой уникальный объект как для изучения соотношения вербальной и не­вербальной коммуникации в общепсихологическом плане, так и для разработки прикладной психологии восстанови­тельного воспитания личности в нейропшхологическом плане. Эмпирические данные о степени сохранности не­вербальной коммуникации при афазии и о мозговой лока-

372 Раздел /К Деятельность. Познание. Личность

лизации невербальной коммуникации при афазии весьма ограничены. Более того, эти данные порой не согласуют­ся друг с другом. Так, предполагается, что исследования афазии у глухих лиц могут дать представление о мозговой локализации, связанной с протеканием жестовой речи: «В некоторых случаях наблюдается отсутствие общих двига­тельных нарушений, или апраксии, при наличии собствен­но жестовых нарушений* Последний факт позволяет сделать вывод о том, что жестовая афазия должна считаться чис­то языковым нарушением, а не двигательным расстрой­ством* {Бонвиллчан, Нельсон, Чароу, 1984, с, 115). При изучении невербальной коммуникации всегда следует по­мнить точное разграничение, введенное С-Волконским, автором незаслуженно забытого руководства по семиоти­ке сценического воспитания жеста по Дельсарту «Выра­зительный человек». СВолконский писал: «Нас интересует только мимика. Нас не занимает то движение, которому человек поручает заменить слово: не тот жест интересен, которым человек показывает, что он хочет спать» а тот, который выдает его сонливость* Цицерон различал в жес­те demonstratio и significatio. Мы будем говорить о втором» {Волконский, 1913, с.61). При изучении мозговой лока­лизации жестовой афазии, как и в целом жестовой речи у глухонемых, имеется в виду именно жест, которому чело­век поручил заменить слово и который сконструирован по образу речи языка.

Распространенный в ряде клинических исследований невербальной коммуникации лингвоцентризм приводит к поиску прямых связей между нарушениями речи и невер­бального общения. Так, еще ГХэд (1927) видел причину ослабления способности к передаче жестов и к понима­нию пантомимы в общем нарушении символической активности. Идея Г.Хэда как бы получает свое подтверж­дение на материале изучения жестовой афазии у глухих. Однако Н.Варней {Varney, 1982) установил, что наруше­ния при восприятии пантомимы всегда наблюдаются при алексии, но алексшэг далеко не всегда связана с расстрой­ствами опознания пантомимы. Из исследований, подоб­ных работе И.Варней, вытекает, по мнению Л.Роси {RothU

Невербальная коммуникация и восстановительное..._______373

Mack, Heilman, 1986), что нарушения речи и нарушения опознания пантомимы представляют собой различные фе­номены, хотя и могут коррелировать друг с другом.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 613; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.055 сек.