КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Александр Асмолов 28 страница
И для психиатров, и для идущих в своем анализе от медицины клинических психологов реальные детерминанты мотивации личности онкологических больных остаются скрытыми. Совершенно иное видение механизмов смены мотивов у онкологических больных и природы психологической реабилитации возникает, когда фундаментом 358 Раздел IV. Деятельность* Познание. Личность исследования, его конкретно-научной методологии является системно-деятельностный подход к личности. Нами предпринята попытка раскрыть зависимость изменения мотивации от социальной позиции личности на дооперационном, послеоперационном и отдаленном ка-тамнестическом периоде заболевания онкологических больных. В нашем исследовании с помощью методик прямого и опосредованного изучения мотивации личности1 у 125 больных раком молочной железы было установлено, что смена социальной позиции лежит в основе перестройки мотивов и соответственно видов ведущей деятельности этих больных....... • Так, на диагностическом этапе уже сам факт обращения к онкологу вырывает личность из системы сложившихся межличностных отношений и приводит к появлению объективной социальной позиции «онкологического больного». Зачастую эта позиция психологически выступает для больного как позиция «смертника», обреченного, поскольку понятие «раю» в популяции нередко ассоциируется с представлением о неминуемой смерти. Социальная позиция онкологического больного приводит к актуализации такого доминирующего смыслообразующего мотива, как мотив подготовки к смерти. Основной смыслообразующий мотив, определяясь страхом смерти, побуждает к деятельности^ придавая ей особый личностный смысл, оттесняет существовавшие ранее ведущие мотивы, У ряда больных при этом возникает поведение по завершению личных дел, благоустройству детей, В эту деятельность вовлекаются знакомые > родственники, друзья больных. В случае, если эта деятельность наталкивается на препятствия (желание кого-либо из близких доказать ненужность подобных попыток) г то личностный смысл от этого не меняется. Напротив, возникает лишь негативная эмоция с тенденцией к раз- 1 Использовались следующие методики: клиническая беседа, модифицированные варианты методик незаконченных предложений и самооценки, наблюдения за поведением больных в клинике» беседы с родственниками. Роль смены социальной позиции...___________________359 рыву отношений с близкими. Этот момент необходимо учитывать при проведении психокоррекционных мероприятий на диагностическом этапе. Личностные смыслы больного на данном этапе ие могут быть изменены чисто вербальными способами, не поддаются воздействию рациональной психокоррекции. Более благоприятная почва для психокоррекционной работы закладывается тогда, когда стационирование больного в клинику и его встречи с излеченными людьми начинают расшатывать позицию «смертникам В первые дни поступления в онкологическую клинику у больных отмечается некоторое улучшение психического статуса, вызванное определенностью своего положения, надеждой на успех лечения* Находясь в клинике, больные наблюдают не умирающих, а излеченных больных. Они беседуют с оперированными женщинами (специально приглашенными с этой целью психологом), которые уже пользуются хорошо изготовленными протезами молочной железы. Психологи на сеансах психокоррекции организуют встречи и беседы больных, готовящихся к операции, с больными, оперированными несколько лет назад. Последние под руководством психолога охотно рассказывают вновь поступившим больным о своем восстановительном периоде болезни. В результате комплекса психокоррекционных мероприятий у больных изменяется отношение к заболеванию, появляется осознание себя человеком, способным выжить. Таким образом закладывается основа к смене социальной позиции «смертника». Ведущим смыс-лообразующим мотивом становится мотив выживания, который побуждает ведущую деятельность по сохранению здоровья. При этом эмоциональное состояние больного значительно улучшается. В послеоперационном периоде вновь изменяется социальная позиция личности. Происходит некоторая дезахсгу-ализация мотива выживания, поскольку реальная угроза смерти миновала. Страх смерти, доминировавший на диагностическом этапе, трансформировавшийся в надежду на благополучный исход операции в предоперационном периоде, практически исчезает после операции. В то же 360_________Раздел IK Деятельность. Познание. Личность время только после нее у больных наступает реальное осознание последствий калечащей операции (косметический дефект). Появляется новое чувство, ранее только предполагавшееся, но окончательно не осознававшееся больными — чувство собственной неполноценности, ущербности, потери женственности, утрата социального «статуса жены». Формируется новая объективная позиция — позиция социальной неполноценности. На фоне послеоперационной астении эта позиция нередко приводит к появлению у больных реактивной депрессии разной степени выраженности. В психическом состоянии главенствующими становятся тревога, депрессия, чувство безнадежности, отчаяния, С нашей точки зрения, в дооперационном периоде удаление молочной железы имело в структуре деятельности больных, побуждаемый мотивом выживания смысл неизбежного средства сохранения жизни. В послеоперационном периоде возникающая новая позиция социальной неполноценности приводит к появлению личностного смысла последствий операции как барьера, непреодолимой преградыэ стоящей на пути восстановления социального «статуса жены*, «статуса женщины», что и выступило в индивидуальном сознании в виде тяжелых субъективных переживаний, депрессии и т.п. Необходимо отметить, что в послеоперационном периоде, несмотря на психокоррекционные мероприятия, направленные на осознание больными того, что потеря молочной железы не исключает женственности, показатели депрессии и тревоги не снижаются. Тем не менее коррекционные мероприятия на этом этапе уже становятся первой ступенью реабилитации больных. Только с помощью психологической коррекции, направленной на изменение отношения больных к заболеванию и его последствиям, через осознание того, что потеря молочной железы не изменяет социальной роли, мы можем подойти ко второму этапу восстановительных мероприятий — изменению социальной позиции личности, Для изменения социальной позиции больной необходимо ее вовлечь в ту или иную значимую для нее деятель- Роль смены социальной позиции.>. 361 ность, которая бы дала возможность ей перейти на новую социальную позицию — позицию социальной адаптации. В свою очередь последняя приводит к актуализации мотива социальной выживаемости. Необходимым условием появления нового мотива деятельности на послеоперационном этапе (и в этом особенность его «зарождения») является обостренное сознание больными своего дефекта. Только на пике такой кризисной ситуации, как заболевание раком, при мыслях больных об их «социальной неполноценности», на депрессивном фоне и при астенической симптоматике, обусловленной хирургическим вмешательством, у них возникает мотив «социальной выживаемости». Этот мотив является побудителем деятельности, которая после операции направлена на компенсацию своего физического дефекта и лишь на отдаленных этапах восстановительных мероприятий обусловливает характер социальной адаптации личности. Смысл этой деятельности состоит в том, чтобы утвердить себя как личность в новой социальной роли. И, наконец, в отдаленный после операции период позиция социальной адаптации конкретизируется в тех или иных выбираемых личностью социальных ролях, выполнение которых подчиняется мотиву самоутверждения, например, самоутверждение себя в работе, общественной жизни и т.п. Характерной чертой этой новой деятельности является ее опосредованный характер, зависящий от ближайшего социального окружения. Чем более неадекватным, отрицательным по отношению к больным становится отношение этого окружения, тем более гипертрофированный характер принимает деятельность больных. Таким образом, только в результате включения больного в значимую для него деятельность (опосредованную положительным влиянием ближайшего социального окружения) возможны изменение его самосознания и перестройка мотивационно-смысловой сферы. В результате этого на отдаленных этапах заболевания трансформируется само понятие «онкологический больной», которое уже не ассоциируется больными с угрозой жизни. 362__________Раздел IV. Деятельность* Познание. Личность У больных катамнестического периода соотношение болезнь — здоровье заменяется соотношением болезнь — ее социальные последствия и проблемы. Подобная замена приводит к появлению феномена «социальной ипохондрии». Как ее следствие у больных в отдаленные сроки лечения актуализируется значимость межличностных отношений, поскольку осознание и переживание болезни, своего физического дефекта происходят опосредованно через отношение к ним окружающих. Больная будет чувствовать себя здоровой настолько, насколько здоровой ее будут считать окружающие. Больным на этом этапе уже недостаточно одного соматического здоровья (как было ранее), им необходимо «социальное выживание*. Обследование больных в катамнезе показало постепенное восстановление их социального статуса, сохранение и актуализацию у них трудовой установки, во многом зависящей от отношения к ним со стороны ближайшего социального окружения. Психокоррекция на этом этапе должна быть направлена на профилактику возможных психогенных реакций. Она обязательно должна включать в себя и работу с ближайшим социальным окружением. Так выглядит зависимость динамики мотивов личности от смены социальной позиции у больных раком молочной железы. Важно также подчеркнуть, что флюктуация индивидуального сознания больных, их субъективных переживаний оказывается производной как от социальной позиции личности, так и от задаваемых этой социальной ролью ведущих мотивов деятельности. Таким образом раскрывается совершенно особый тип детерминации личности. Ни физический дефект или те или иные соматические изменения сами по себе (как это порой считают представители клинической ориентации), ни сами по себе процессы осознания этого дефекта (как полагают некоторые психологи), не обусловливают мотивацию онкологических больных, Реальной основой детерминации мотивации личности оказывается социальная позиция и обусловленная этой позицией деятельность. РОЛЬ СМЕНЫ СОЦИАЛЬНОЙ 1ЮЗР1ЩЖ.. 363 Выделенная закономерность в будущем может быть использована для целенаправленной разработки приема смены социальной позиции личности. Этот прием, как и другие приемы психологической коррекции, вытекающие иа общего методического принципа деятельностного опосредствования мотивационно-смысловой сферы личности, пополняет арсенал методик в появляющейся сфере психологического обслуживания — службе прикладной психологии в онкологической клинике. Литература Александровский ЮЛ, Состояния психической дезадаптации и их компенсация. М, 1976. Амбрумоеа AT., Тихоненка ВЛ, Боргедъсоп ЖЛ. // Вопросы пси-хал. 1981. № б. Анцыферова Л, If, // Проблемы психологии личности. М., 1982. Асмодов AS. Деятельность и установка, М«3 1979. Асмолов A.L Личность как предмет психологического исследования. М., 1984. Вдохин НЖ Деонтология в онкологии. М'., 1977. Бодале&А.А., Обозов Я.К, Сталин В.В: // Психол. жури, 198 К Т. 2. № 4. Герасименко R Н. Реабилитация онкологических больных. М,3 1977, Зейгарник Б.В., Братусь Б.С. Очерки по психологии аномального развития личности. М3 1980, Кабанов ММ. Реабилитация психически больных, JL, 1978. Кабанов М.М., ЛичкоА.К, Смирнов В.М, Методы психологической диагностики и коррекции в клинике. Л.3 1983. Кареасарсккй Б^Д, Медицинская психология. Л., 1982. Коп И.С. В поисках себя: личность и ее самосознание. 1984, Леонтьев А,Н. Деятельность. Сознание, Личность. 2-е изд. 1977. Леонтьев А.Н., Запорожец А.В, Восстановление движения, 1941 Ломов Б*Ф^ Методологические и теоретические проблемы психологии, М., 1984. Маридова Т.Ю. Особенности мотивационной сферы у онкологических больных; (рак молочной железы), Автореф. дате.„ канд. психол. наук, М., 1984. 364__________Раздел IV. Деятельность. Познание* Личность Петровский AS, Личность. Деятельность, Коллектив. М., 1982. Попова ЖС Психические нарушения у больных, оперированных по поводу злокачественного новообразования гортани. Автореф.... дис, доктора мед. наук, М., 1975* Ренъге В.Э, Роль личностного фактора в восстановлении трудовой деятельности больных шизофренией, Автореф, дис. канд. психол. наук. М} 1978. Ромасенко В.А., Скворцов К.А. Нервно-психические нарушения при раке. М,} 196L Скворцов KM. If Соматопсихические расстройства. M.t I946, Сурнов K.L Изменение установок личности при алкоголизме. Автореф. дис. канд. мед, наук* М, 1982. Цветкова Л.С Нейропсихологическая реабилитация больных. M.f 1985. Bacon CJL, RennekerK, CfrtferM//Psychosom. Med. 1952, Vol. 14 Erikson ЕЖ Identity gouth, and Crisis, New York, 1968* Frank! KE. The Doctor and the SouL Harmondsworth, 1973, Creer £ // Brit. I PsychiaL 1983, Vol. 143, Le К a // Lancet 1984. Vol. 2, RennekerR, Cutler AC // J, A. M A. 1951 Vol 148. RomsdahlMM. // Cancer Bull. 1983. VoK 35. Sklar L.S., Anisman H. // Psychol. Bui. 1981. VoL 89- Stavraky KM. et al. //J. psychosom. Res. 1968. VoL 12. Winching M.t Stierlin H>, Hoffmann F. et al, // J. psychosom. Res, 1982. VoL 26. Невербальная коммуникация и восстановительное воспитание личности* - Культурно-историческая психология Л.С.Выготского, А,РЛурии и А.Н,Леонтьева составляет фундамент истори-ко-эволюционного подхода в психологии. Ее суть заключается в том, что развитие мира человека рассматривается органично вписанным в культуру, способом существования которой является эволюция различных форм общественно-исторической деятельности. И какими бы дорогами ни шли в своих поисках Л.СВыготский, А.РЛурия и А.НЛеонтьев, к каким бы конкретным объектам изучения они ни обращались, эта концепция пронизывала любые их исследования* Сказанное полностью относится к разным этапам творческого пути А.Р.Лурии. Занимался ли он изучением природы человеческих конфликтов, нейропсихологией, ней-ролингвистикой или анализом исторического развития познавательных процессов, он оставался верен исходной историко-культурной методологической установке. Поэтому не случайно то, что в большинстве исследований А.РЛурия неизменно обращается к разработке проблем природы общения, роли речи и общения в становлении высших психических форм поведения личности. Ведь процесс общения это тот магический кристалл, через который с особой очевидностью просматривается историко-эволюционное происхождение личности человека. В данной работе мы ставим перед собой задачу с позиции культурно-исторической концепции проанализиро- * Написана совместно с Е.И.Фейгенберп Впервые опубликована в журнале «Вопросы психологии»* 1994, № 6. 366_________Раздел IV. Деятельность. Познание. Личность вать возможности использования невербального общения в процессе восстановительного воспитания личности при афазии. При решении этой задачи встает ряд взаимодополняющих вопросов: чем вызвано обращение к невербальной коммуникации как возможному средству восстановительного воспитания при речевых дефектах? Может ли изучение соотношения невербальной и вербальной коммуникации пролить свет на понимание природы первой из них? Что передает личность через каналы невербальной коммуникации? И наконец, почему невербальную коммуникацию мы связываем с таким разделом приклад-ной психологии личности, как восстановительное воспитание? - - ■ ■ "., Начнем с ответа на последний из поставленных вопросов. Термин «восстановительное воспитанием впервые появился в цикле классических исследований А.НЛеонтьева и А. В-Запорожца, посвященных восстановлению движений у раненых бойцов (Леонтьев А.Н., Запорожец^ 1945). В этих исследованиях было показано, например, что восстановление пораженной руки происходит при условии перестройки личностных установок больного, то есть перестройки, зависящей от того смысла, который имеет для больного выполняемая деятельность (Леонтьев А*Н+$ 1945, с.99). Позднее в контексте деятельностного подхода были накоплены факты, которые привели к пониманию различной природы обучения и воспитания, а также к выявлению общего принципа воспитания и коррекции личности. Психологическим объектом воспитания является личность как мотивационно-смысловая система. Сдвиг смысловых установок всегда опосредствован изменением деятельности субъекта. Отсюда и следует основная идея общего методического принципа опосредствования смысловых образований личности. Она состоит в том, что для перестройки и коррекции мотивационно-смысловых образований личности необходимо выйти за их пределы и изменить лич-ностно-значимые деятельности, порождающие эти образования. Из подобного понимания психологической Невербальная коммуникация и восстановительное,.. 367 природы воспитания вытекает и то> что перерождение личности всегда идет через изменение деятельности, в том числе и деятельности общения, и не может осуществляться посредством таких воздействий чисто рационального вербального характера, которые, по выражению А.Н.Леонтьева, несут «равнодушные» значения (Асмолов, 1979; Асмолов, Братусъ, Зейеарник, 1979; см. также публ. в данной книге). Очерченное понимание психологической природы воспитания личности и общего методического приема воспитания закладывает основы для выделения специальной области прикладной психологии личности — психологии восстановительного воспитания. В клинической практике необходимо сочетать восстановительное обучение и восстановительное воспитание. В отечественной нейропсихологии, основателем которой является А.Р,Лурия> создана целостная концепция восстановительного обучения и реабилитации больных с локальными поражениями мозга (Цветкова, 1985), В русле этой концепции разработана система принципов восстановительного обучения, намечены пути создания приемов и техник восстановительного воспитания личности. «Восстановительное обучение строится на основе создания новых функциональных систем на базе сохранных афферентаций. Использование сохранных анализаторов в качестве опоры при обучении является еще одним важнейшим принципом восстановительного обучения» (Цветкоеа, 1985; Rothi, Mack, Heilman, 1986)- В прикладной психологии восстановительного воспитания процесс реабилитации больных аналогичным образом рассматривается как трансформация мотивационно-смысловых образований личности, В качестве конкретных приемов восстановительного воспитания выделяются: опора на сохранные смысловые установки личности, включение личности в значимую деятельность, демонстрация последствий поступка личности для референтной группы (Асмолов, Братусъ, Зейгармик, 1979; Асмолов, Марилова> 1985; см, также публ. в данной книге). 368__________Раздел /К Деятельность* Познание. Личность Особого внимания при изучении возможностей невербальной коимуникации в процессе восстановительного воспитания заслуживает прием опоры на сохранные смысловые установки личности. Дело заключается в том, что смысловые установки личности, как это отмечается в исследованиях А.В.Запорожда и А.Н Леонтьева, непосредственно выражаются в позно-тонических, мимических, интонационных проявлениях поведения и общения человека, то есть тех проявлениях, которые выделяются в особую область изучения невербальной коммуникации — кинесику. Разным аспектам кинесики посвящено множество публикаций, часто фигурирующих под названием body language (язык тела, см. Фейгенберг, Асмолов, 1989). В 1986 г. было опубликовано первое отечественное монографическое исследование невербального поведения (Лабунекая, 1986), Приходится признать, что при всем богатстве эмпирического материала и целого ряда оригинальных методических приемов изучения невербальной коммуникации в этой сфере исследования явно преобладает феноменог-рафический подход. Изучение невербальной коммуникации оказывается как бы государством в государстве, оно не соотносится с той или иной общепсихологической теорией. Вследствие этого несмотря на обилие фактов, полученных прежде всего в зарубежной социальной психологии, этологии и кросс-культурных исследованиях общения, ответы на вопросы о природе, функциях невербальной коммуникации остаются довольно неопределенными. Картина изучения невербальной коммуникации осложняется еще и тем, что в ней господствует своеобразный лингвоцентризм— описание закономерностей невербального общения по образу и подобию речевого общения {Фейгенберг, Асмолов, 1989). Иной ракурс открывается при изучении невербальной коммуникации в русле деятельного подхода. А.Н.Леонть-ев и А,В.Запорожец обратили внимание на то, что в позах человека, его походке выражается личностная установка субъекта, его уникальный смысловой опыт. Иллюстрируя представления о «внутренней моторике» как выражении Невербальная коммуникация и восстановительное... 369 смыслового опыта личности, А,В,Запорожец обращается к исследованиям смысловой стороны детской моторики, проведенным О.В.Протопоповой под руководством Л. С Выготского. Разрабатывая методики коррекции нарушений личности дефективного ребенка через набор моторных упражнений, она «пришла к заключению, что некоторые из внешних свойств детской моторики являют собой знаки, или, вернее сказать, признаки» ее внутреннего смыслового содержания. В качестве таких признаков смыслового содержания пространственно-геометрические и динамические особенности движений выступают не сами по себе, а будучи соотнесены с системой координат, связывающих субъекта с объектом, с целью его деятельности» {Запорожец, 1986, с,218—219). Из этого исследования вытекает, что позно-тонические компоненты как бы реализуют позицию ребенка, его смысловое отношение к окружающему. Так, например, когда малыш не уверен в детском коллективе, его движения сосредоточены в одной плоскости, лицо всегда обращено к членам группы за поддержкой или порицанием, «Особый интерес представляют данные О,В,Протопоповой о роли специальных двигательных упражнений в психоортопедии, в воспитании личности больного ребенка, в перестройке его неадекватных, дефектных отношений к окружающему» {Там же, с.226—227), Сходные идеи о связи личности и позно-тонических движений были высказаны А,Валлоном. Л.И.Анцыферо-ва, рассказывая о его взглядах, пишет: «В специфике поз, в динамике их смены отчетливо проявляются психодинами ческие характеристики и личностные свойства человека. Достаточно вспомнить позу человека, испытывающего напряжение в социальных ситуациях: охватывая себя руками, прижимая их к телу, он как бы отгораживается ими от других, а ноги прячет под стул <„•> В этих установках отчетливо выражается эмоционально-аффективное отношение личности к событиям* {Анциферова, 1981, с. 155). Между тем именно позно-тонические, мимические и же-стовые проявления смысловых установок личности, то есть вся «внутренняя моторика» служит тем «зримым» языком, 370 Раздел JK Деятельность. Познание. Личность посредством которого происходит невербальная коммуникация. Рассмотрение невербальной коммуникации в контексте ксторико-эволюционной деятельности концепции личности (Аемолов, 1990) позволяем во-первых, ответить на вопрос о том* что, какое содержание передается через невербальную коммуникацию; во-вторых* обратиться с учетом представлений о природе невербальной коммуникации к анализу возможностей ее использования в восстановительном воспитании. Невербальная коммуникация является преимущественно выражением смысловой сферы личности. Она представляет собой непосредственный канал передани личностных смыслов* Развиваемое нами понимание невербальной коммуникации позволяет объяснить безуспешность многочисленных попыток создания кода, словаря, дискретного алфавита языка невербальной коммуникации, спровоцированных лингвоцентрической установкой. Невозможность воплощения симультанных динамических смысловых систем личности в дискретных равнодушных значениях заранее обрекает на неудачу любые поиски дискретных формализованных словарей жестов и телодвижений. Положение о том, что невербальная коммуникация выражает в поведении смысловые установки, позволяет обратиться к различным наработанным в истории культуры смыслотехникам, в том числе приемам понимания других людей путем наблюдения за позно-тоническими проявлениями человека. Знакомство с рядом феноменов в истории культуры наталкивает на мысль о том, что невербальные проявления смысловых установок выполняют компенсаторную функцию при нарушении речевого общения. Так,, при переходе от немого к звуковому кино многие режиссеры и теоретики кино (например В.Пудовкин и Л.Кулешов) отмечали, что за счет выигрыша в озвучании, вокализации произошел проигрыш в передаче метафорического мироощущения (см. об этом Козлов, 1980; Разлогов, 1982; Селезнева, 1972). В частности, В.Пудовкин любил повторять страстные слова французского теоретика кино Деллюка: «Какой это нич- Невербальная коммуникация и восстановительное..» 371 тожный отрывок воспоминаний — звук. Наши глаза лучше охватывают психологию и жизнь; движение лучше говорит чем звук; одна поза стоит больше всех завываний трагиков и вымученных баритонов» (цит. по Селезнева* 1972, с. 171). В своей практике В.Пудовкин даже ввел запрет на движения, пытаясь найти наиболее выразительные позы для актеров. При работе над фильмом: «Мать» произошел следующий эпизод: «„-Режиссер запретил актрисе производить какие бы то ни было движения. Ему нужно было, чтобы актерское переживание выражалось в лице, в глазах, в неподвижном теле <„.Х Режиссер не ошибся — внутренняя жизнь не умирала, несмотря на полную неподвижность тела <„>. Пудовкин "разрешил*1 исполнительнице один жест — только один, очень скупой <.„>. И тогда, по словам Пудовкина, случилось чудо: вся сила пережш-ого чувства выливалась через эту беспомощную^ по-детски протестующую руку> {Селезнева^ 1972, с Л 76), В современном искусстве сегодня, пожалуй, два вида деятельности строятся с наибольшей опорой на несущую личностный смысл невербальную коммуникацию — пантомима и балет, В целом же звуковой кинематограф закрыл пути метафорическому кинематографу, кинематографу немого кино. Но как в драматической борьбе немого и звукового кино, так и в соотношении вербальной и невербальной коммуникации выигрыш коммуникации на уровне значений оборачивается порой проигрышем коммуникации на уровне смыслов, А не следует ли из подобного соотношения вербальной и невербальной коммуникации, что при нарушении речевого общения удастся проделать обратный ход и через опору на сохранные смысловые установки сделать первые шаги на пути восстановления общества? В этом смысле афазия представляет собой уникальный объект как для изучения соотношения вербальной и невербальной коммуникации в общепсихологическом плане, так и для разработки прикладной психологии восстановительного воспитания личности в нейропшхологическом плане. Эмпирические данные о степени сохранности невербальной коммуникации при афазии и о мозговой лока- 372 Раздел /К Деятельность. Познание. Личность лизации невербальной коммуникации при афазии весьма ограничены. Более того, эти данные порой не согласуются друг с другом. Так, предполагается, что исследования афазии у глухих лиц могут дать представление о мозговой локализации, связанной с протеканием жестовой речи: «В некоторых случаях наблюдается отсутствие общих двигательных нарушений, или апраксии, при наличии собственно жестовых нарушений* Последний факт позволяет сделать вывод о том, что жестовая афазия должна считаться чисто языковым нарушением, а не двигательным расстройством* {Бонвиллчан, Нельсон, Чароу, 1984, с, 115). При изучении невербальной коммуникации всегда следует помнить точное разграничение, введенное С-Волконским, автором незаслуженно забытого руководства по семиотике сценического воспитания жеста по Дельсарту «Выразительный человек». СВолконский писал: «Нас интересует только мимика. Нас не занимает то движение, которому человек поручает заменить слово: не тот жест интересен, которым человек показывает, что он хочет спать» а тот, который выдает его сонливость* Цицерон различал в жесте demonstratio и significatio. Мы будем говорить о втором» {Волконский, 1913, с.61). При изучении мозговой локализации жестовой афазии, как и в целом жестовой речи у глухонемых, имеется в виду именно жест, которому человек поручил заменить слово и который сконструирован по образу речи языка. Распространенный в ряде клинических исследований невербальной коммуникации лингвоцентризм приводит к поиску прямых связей между нарушениями речи и невербального общения. Так, еще ГХэд (1927) видел причину ослабления способности к передаче жестов и к пониманию пантомимы в общем нарушении символической активности. Идея Г.Хэда как бы получает свое подтверждение на материале изучения жестовой афазии у глухих. Однако Н.Варней {Varney, 1982) установил, что нарушения при восприятии пантомимы всегда наблюдаются при алексии, но алексшэг далеко не всегда связана с расстройствами опознания пантомимы. Из исследований, подобных работе И.Варней, вытекает, по мнению Л.Роси {RothU Невербальная коммуникация и восстановительное..._______373 Mack, Heilman, 1986), что нарушения речи и нарушения опознания пантомимы представляют собой различные феномены, хотя и могут коррелировать друг с другом.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 637; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |