КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Александр Асмолов 30 страница
Следующий шаг на этом пути — утверждение филогенетической древности и тем самым сходной природной детерминации мимической экспрессии у приматов и человека {Изард, 1980). В другую крайность впадает Берд-вистл, утверждающий, что анализ поведения животных ничего не может внести в понимание человеческого общения. «Прогресс в этой запутанной области связан с крое-скультурными исследованиями Экмана и Фриссена (см., например, Ekman, Friesen, 1975), которые тщательно классифицировали различные типы невербальных знаков и описали степень, в которой каждый из этих знаков является пан культурным, а также природу культурных различий там, где они имеют место. Те знаки, которые имеют За порогом рациональности. „ 389 панкультурную основу, являются преимущественно выражением аффекта. Другие категории знаковых движений, такие как "символы", замещающие слова, и знаки, иллюстрирующие и регулирующие вербальное общение, обычно специфичны для культуры и нуждаются в индивидуальном обучении» (Hind, 1982, с.217), Проблема соотношения филогенетических, социогепети-ческих и онтогенетических аспектов невербальной коммуникации, их связи с речью имеют значение как для общей психологии, так и для нейропсихологии и психотерапии. Встает вопрос о том, как связана филогенетическая древность тех пли иных форм невербальной коммуникации у человека с организацией функциональных психофизиологических систем, обеспечивающих реализацию этих форм» невербальной коммуникации в процессе межличностных отношений. Между тем немногочисленные клинические исследования невербальной коммуникации А,Шефлена (Scheflen, 1964, 1968), П.Вотчела (Watchet, 1967), описание попыток использования невербального поведения в психотерапии (Юновау 1975) не ставят задачу изучения эволюционно-исторических аспектов нелин-гвистическнх семиотических систем. Распространенный в раде клинических исследований невербальной коммуникации лингвоцентризм приводит к поиску прямых связей между нарушениями речи и невербального общения. Так, еще Хед (Head, 1926) видел причину ослабления способностей к передаче жестов и к опознанию пантомимы в общем дефекте символической активности, Даффи и Пирсон (Duffy, Pearson, 1975) также объясняют неспособность опознания пантомимы нарушением центральной символической активности. Идея Хеда (Head, 1926) получает свое подтверждение при изучении жестовой афазии у глухих. Вместе с тем Хелман, Роси и Валенстайн (Heilman, Rotki, Valenstein, 1982) описали пациентов с нарушенной речью и сохраненной способностью к опознанию пантомимы. При анализе нарушений опознания пантомимы у больных с афазией Варней (Varney, 1978, 1982) установил, что такие нарушения наблюдают- 390__________Раздел /К Деятельность. Познание, Личность ся при алексии, которая далеко не всегда связана с расстройствами опознания пантомимы. Из данных исследований вытекает, но мнению Роси (Rothi, Mack, Heilman, 1986), что, хотя нарушения речи и опознания пантомимы могут коррелировать друг с другом, они представляют собой различные феномены. Не укладывающиеся в представления о речевой при-роде невербальной коммуникации факты могут быть рассмотрены в контексте делтельностного подхода к анализу общения. С позиций этого подхода не может существовать прямой связи между нарушениями речи и невербального общения, так как невербальное общение — непосредственное выражение в поведении человека его смысловых установок; через речь прежде всего передаются значения {Леонтьев AM,, Запорожец, 1945), Невербальная коммуникация является преимущественно проявлением смысловой сферы личности. Она представляет непосредственный канал передачи личностных смыслов. Личностные смыслы — вот то, что передается посредством невербальной коммуникации, С помощью выдвигаемого представления о семантике невербальной коммуникации можно объяснить, почему многочисленные попытки, спровоцированные лингвоцентрической установкой и имеющие целью создать код, словарь, дискретный алфавит языка невербальной коммуникации, были безуспешны. Сложности, возникающие при воплощении симультанных динамических смысловых систем личности в дискретных равнодушных значениях, выразительно описанные Выготским, все особенности природы мотивационно-смысловых образований личности предрешают неудачу поиска дискретных формализованных «словарей^ жестов и телодвижений (Асмолое, 1979, 1984). Анализируя процесс понимания речи, его значение для психологической науки, А,РЛурия писал: «Несмотря на то, что учение о речевых нарушениях, возникающих при локальных поражениях мозга — афазиях, возникло более ста лет назад, психолингвистический анализ этих нарушений остается еще незавершенным, и можно с уверен- За порогом рациональности^ 391 ностью сказать, что пройдены лишь первые этапы этого сложнейшего пути. Однако нет сомнений в том, что этот путь позволит в конечном итоге понять строение и мозговые механизмы тех сложнейших процессов речевой коммуникации, которые отличают человека от животного и которые являются ключом к анализу наиболее сложных форм сознательной деятельности» {Лурия, 1979, с.306). Нет сомнений также и в том, что исследования невербальной коммуникации, преодолев позицию лингвоцентризма и уход от историко-культурного анализа генезиса разных семиотических систем, помогут продвинуться в исследовании высших форм человеческого общения, намеченном культурно-исторической психологией. Литература Асмолов A.R Деятельность и установки, М, 1979. Асмолов A.L Личность как предмет психологического исследования. М, 1984, Венеенист Э. Общая лингвистика. М, 1974, Бодалев А А Личность и общение // Избр груды. М, 1983, Волконский С Выразительный человек. Сценическое воспитание жеста (по Дельсарту). 1913. Выготский Л. С, Мышление и речь // Собр. соч. В 6 т. М, 1981. Т. 2.., Горелов ИЖ< Невербальные компоненты коммуникации, м., 1980. Дарвин Ч. Выражение эмоций у животных и человека // Соч. М, 1953. Т. 5, Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения Мм 1987,. Изард К, Эмоции человека. М., 1980. Караулов ЮЖ. Русский язык и языковая личность М., 1987, ЛабунскаяВА, Невербальное поведение. Ростов, 1986, Леонтьев АЖ, Запорожец А.В. Восстановление движения М, 1945. Лурия АР. Язык и сознание М, 1979. Маптегацца П. Физиономия и выражение чувств* Киев, 1886, Мелыбруда ЕЖ Ты — мы. М^ 1986. Налимов В.В. Вероятностная модель языка M.s 1979, 392 Раздел IV. Деятельность. Познание. Личность Панов ЕМ. Знаки, символы, языки* Мт> 1980. Слабни Д., ГринДж. Психолингвистика, М, 1976. Соболевский И Л. Кинетическая речь на производстве // Семиотика пространства и пространство семиотики: Труды по знаковым системам, Тарту, 1986. Т. Х!Х. Тернер Дж. Структура социологической теории. М, 1985. Фейгенберг Е,И, Невербальная коммуникации как капал передачи личностных смыслов // Активизация личности в системе общественных отношений: Тез. докл. VII съезда Общества психологов СССР. М„ 1939. Шмелев AS. Введение в экспериментальную психосемантику. М,, 1983, Юнова L Невербальное поведение и его использование в психотерапии. Краков, 1975. Argyle В. Bodily communication. Methuen, 1975, Argyle A/., Kendon A. The experimental analysis of social performance // Advances in experimental social psychology / Ed. LBcrkowitz. L., 1967. Bertaianffy von L Robots, men and minds: Psychology in the modern world, N.Y., 1967. Birdwhistell RL Introduction to kinesics. Univ. of Louisville Press, 1952. Bttffy J-> Pearson A5. Pantomime in aphasic patients // Speech Hear Res. 1975. V.I 8. Ekman A, Friesen PKK Unmasking the face. New Jersey, 1975. Fast I. Body language. London—Sydney, 1978. Goffman E. The presentation of self in everyday life. L., 1974, HaitE. The silent language. N. Y, 1959, Halt R The hidden dimension. N. Y+J 1966 Havre Л,, Lamb R. (Eds) The encyclopedic dictionary of psychology. Oxford, 1983, Head tf. Aphasia and kindred disorders. L, 1926. Heiiman KM,, Rothi LJ.t Valenstein £ Two forms of ideomotor apraxia // Neurology. N. Y., 1982. V, 32. Hind R. A. Ethology, Glasgow, 1982. Rothi LJ.t Mack L, Heiiman KM. Pantomime agnosia // J, Neurology, Neurosurger> and Psychiatry. 1986. V. 49. ScheJIen AE. Significance of posture in communication system // Psychiatry. 1964, V 27, № 4, SchefJen AE. Quasi-courtship behavior in psychotherapy // Psychiatry. 1968, V. 28. SchefJen A.E. Body language and social order. Prentice Hall, 1972. SommerR. Personal space. Prentice Hall, 1969, ■ За порогом рациональности.... 393 Vamey N.K Linguistic correlates of pantomime recognition in aphasic patients //1 Neurology, Neurosurgery, and Psychiatry, 1978. V-41, Vamey N.R. Pantomime recognition defect in aphasia: implications for the concept of asymbolia // Brain and Language, 1982, V. 15. Wachtei P.L. An approach to the study of body language in psychotherapy// Psychotherapy. 1967. V, 4. № 3. Wainwight an Body language, Suffolk. 1987. Раздел V. Как нерациональным ОБЪЯТЬ РАЦИОНАЛЬНОЕ По ту сторону сознания: бессознательное, УСТАНОВКА, ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ* Может ли анализ сферы бессознательного на основе такой категории советской психологии, как категория деятельности, углубить представления о природе неосознаваемых явлений? И есть ли вообще необходимость в привлечении к анализу сферы бессознательного этой категории? Чтобы ответить на этот вопрос, попробуем провести мысленный эксперимент и взглянем глазами участников первого симпозиума по проблеме бессознательного (1910) на прошедший по этой же проблеме симпозиум в Тбилиси (1979). По-видимому, ПМюнстерберг, Т.Рибо, П.Жане, Б-Харт не почувствовали бы себя на этом симпозиуме чужими. ГМюнстерберг, как и в Бостоне (1910), разделил бы всех участников на три группы: широкую публику, врачей и психофизиологов. Представители первой группы говорят о космическом бессознательном и о сверхчувственных способах общения сознаний. Врачи обсуждаюхпроблему роли бессознательного в патологии личности, прибегая к различным вариантам представлений о раздвоении сознания, расщеплении «я». Физиологи же утверждают, что бессознательное есть не что иное как продукт деятельности мозга. Лишь положения двух теорий оказались бы совершенно неожи- Влервые опубликована под названием «На перекрестке путей к изучению психики человека; бессознательное, установка, деятельность» в коллективной монографии «Бессознательное: природа, функции и методы исследования» / Под ред. А.С.Прангишвили, А,Е.Шерозия, Ф.Б.Бас-сина. Том V. Тбилиси, 1985. По ту сторону сознания.., 395 данными для Г.Мюнстерберга и других представителей классической психологии. Это — теория установки Д,Н.Узнадзе и теория деятельности Л.С.Выготского, А.НЛеонтьева и А.РЛурия, Принципиальная новизна состоит прежде всего в исходном положении этих концепций: для того, чтобы изучить мир психических явлении, нужно выйти за их пределы и найти такую единицу анализа психического, которая сама бы к сфере психического не принадлежала. Если это требование не соблюдается, то мы возвращаемся к ситуации бостонского симпозиума. Дело в том, что пытаться понять природу неосознаваемых явлений либо только из них самих, либо исходя из анализа физиологических механизмов или субъективных явлений сознания — это все равно, что пытаться понять природу стоимости из анализа самих денежных знаков (Маркс, Эн-гелъс> т, 23, с.93), В натуре индивида можно, разумеется, обнаружить те или иные динамические силы, импульсы, побуждающие к поведению. Однако, как показывает весь опыт развития общепсихологической теории деятельности (см, Леонтьев А К, 1983; Рубинштейн С+Л^ 1959), лишь анализ системы деятельности индивида, реализующей его жизнь в обществе, может привести к раскрытию содержательной характеристики многоуровневых психических явлений, С предельной четкостью эта мысль выражена А*Н Леонтьевым. Он пишет: «Включенность живых организмов, системы процессов их органов, их мозга в предметный, предметно-дискретный мир приводит к тому, что система этих процессов наделяется содержанием, отличным от их собственного содержания, содержанием, принадлежащим самому предметному миру. Проблема такого "наделения" порождает предмет психологической науки!» (Леонтьев А.К, 1983, с.261). Любые попытки понять содержание и функции сознания, бессознательного, установки вне контекста реального процесса жизни, взаимоотношений субъекта в мире с самого начала обессмысливают анализ этих уровней отражения действительности. Рассматривать сознание, бессознательное и установку вне анализа деятельности — это значит сбрасывать со счетов ключевой для понимания 396 Раздел К Как нерациональным объять рациональное механизмов управления любой саморазвивающейся системы вопрос, поставленный Н.А,Бернштейном: «.„для чего существует то или иное приспособление в организме...»? (см. Бернштейн, 1966, с.326). Психика в целом, сознание и бессознательное в частности представляют собой возникшие в ходе приспособления к миру функциональные органы деятельности субъекта. Эволюция деятельности живых существ привела к появлению сознания и бессознательного, как качественно отличающихся уровней ориентировки в действительности. Для обслуживания деятельности они с необходимостью появились; вне деятельности их просто не существует. Поэтому-то логическая операция их изъятия из процесса взаимоотношений субъекта с действительностью перекрывает дорогу к изучению закономерностей осознаваемых и неосознаваемых психических явлений. Одним из следствий подобной операции является то, что исследователи бессознательного до сих пор ограничиваются чисто отрицательной характеристикой этой сферы психических явлений, «Что такое бессознательное?» — спрашиваете вы и получаете из всех психологических словарей ответ, который, если отбросить многочисленные вариации, сводится к следующему: «Бессознательное О характеристика любой активности или психической структуры, которую индивид не осознает» {A Comprehensive Dictionary*.., 1958, с.569). Подобный ответ — это не только безобидная тавтология, подчиненная формуле «бессознательное — это то, что не осознается», В этом определении полностью отсутствует указание на то* что детерминирует неосознаваемые явления. За данной дефиницией бессознательного проступает хорошо известный образ обитающего в сознании го-мункулюса, который пристально разглядывает одни развертывающиеся в психической жизни события, а на другие закрывает глаза. Приблизиться же к пониманию природы бессознательного можно лишь при том условии, что будут выделены детерминирующие бессознательное различные обстоятельства жизнедеятельности человека — побуждающие субъекта предметы потребностей (мотивы), преследуемые субъектом цели, имеющиеся в ситуации По ту сторону сознания^ _______ ■ ■ 397 средства достижения этих целей, многочисленные, не связанные прямо с решаемой человеком задачей, изменения стимуляции и т.п. О необходимости выделения детерминирующих неосознаваемые процессы явлений действительности прозорливо писал С.Л.Рубинштейн: «.„Бессознательное влечение — это влечение, предмет которого не осознан. Осознать свое чувство — значит не просто испытать связанное с ним волнение, а именно соотнести его с причиной и объектом, его вызвавшим* (Рубинштейн, 1959, с.160). Тем самым, как минимум, в определение бессознательного должны быть включены те детерминанты, принадлежащие предметному миру, которые определяют содержание этой формы отражения действительности. Тогда первоначальная дефиниция бессознательного примет следующий вид: «Бессознательное представляет собой совокупность психических процессов, детерминируемых такими явлениями действительности, о влиянии которых на его поведение субъект не отдает себе отчета». Подчеркнем, что в эту характеристику бессознательного указание на то, что субъект не отдает себе отчета о детерминантах поведения, вводится лишь как рабочий прием, через который психолог узнает о бессознательном, а не как раскрывающая природу этой формы отражения особенность. Для выявления сущностной позитивной характеристики бессознательного необходимо обратиться прежде всего к двум специфическим чертам бессознательного. Первая из этих черт — нечувствительность к противоречиям: в бессознательном действительность переживается субъектом через такие формы уподобления, отождествления себя с другими людьми и явлениями, как непосредственное эмоциональное вчувствование, идентификация, эмоциональное заражение, объединение в одну группу порой совершенно различных явлений через «сопричастие» (классический пример Л.Леви-Брюля о том, что индейцы бразильского племени бероро отождествляют себя с попугаями арара), а не познается им через выявления логических противоречий и различий между объектами по тем или иным существенным признакам, 398 Раздел К Как нерациональным объять рациональное И вторая черта — вневременной характер бессознательного: в бессознательном прошлое, настоящее и будущее сосуществуют, объединяются друг с другом в одном психическом акте, а не находятся в отношении линейной необратимой последовательности. Причудливые сцепления событий в сновидениях и фантазмах; спрессованность прошлого, настоящего и будущего в некоторых клинических симптомах и проявлениях повседневной жизни в одно, не знающее причинных связей видение мира — все это отнюдь не мистические, а реальные факты. И весь вопрос заключается в том, как подойти к этим фактам. Если исходно взять за образец закономерности сознания, в частности, подчиненность некоторых видов понятийного рационального мышления формальной логике, то указанные факты будут восприняты как еще один аргумент в пользу чисто негативной дефиниции бессознательного по отношению к сознанию: в сфере сознания господствует логика; бессознательное — царство алогичного, иррационального и т.п. Подобное восприятие указанных выше феноменов исходит из такой типич-ной установки позитивистского мышления, как эгоцентризм в познании сложных социально-культурных и психических явлений. Ведь именно эгоцентризм, и в первую очередь, такая его форма как «европоцентризм*, заставляет принимать логику европейского мышления за образец и превращать ее в натуральную, естественную ха~ рактеристику сознания, при этом благополучно забывая, что сама эта формальная логика есть культурное приобретение. А если логика не дана сознанию от природы, а задана культурой, то правомерно и применительно к сознанию допустить наличие нескольких сосуществующих логик. Несмотря на фундаментальные исследования Л,С,Выготского, А,РЛурия (1930) и Леви-Брюля (1930), посвященные анализу мышления в разных культурах, шоры европоцентризма вынуяодают одномерно плоско трактовать не только закономерности бессознательного, но и сознания. Однако на этом приключения позитивистской мысли, попавшей в рабство эгоцентризма, не заканчиваются. Изучению качественного своеобразия бессознатель- По ту сторону сознания... 399 ного препятствует еще одна форма научного эгоцентризма, названная нами «эволюционный снобизм». Исходя из «эволюционного снобизма», исследователи нередко расценивают формы психического отражения, предшествующие сознанию, как более примитивные, архаичные и т.п. Так, даже если на словах признается, что функционирование бессознательного не просто алогично, а подчинено иной логике > то эта логика интерпретируется как архаичная (Лекяер, 1978). Таким образом, вновь осуществляется возврат к чисто негативному пониманию бессознательного по отношению к сознанию. Из-за «эволюционного снобизма» такие проявления бессознательного в детском мышлении, как его аутистический характер, слабость интроспекции, нечувствительность к противоречиям (Пиаже, 1932), воспринимаются как алогичность инфантильньк форм мышления, их примитивность, в отличие от форм понятийного мышления и т.п, А эти инфантильные формы — не примитивнее и не грубее, Они — другие, иные, чем те, которые присущи сознанию. Если мы с самого начала нацелим свои поиски на выявление качественного своеобразия неосознаваемых форм психического отражения и сумеем преодолеть косность научного эгоцентризма, то увидим, что указанные выше феномены и такие характеристики бессознательного, как отсутствие противоречий и вневременной характер, свидетельствуют не об ущербности, алогичности бессознательного, а об иной его логике, или, точнее, об логиках иных, стоящих за всеми этими проявлениями. Причем, иных логиках не в смысле их архаичности и таинственности в стиле СЛеклера (Леклер^ 1978), а иных логиках функционирования бессознательного в деятельности субъекта, обеспечивающих полновесный адаптивный эффект. Существует ли такой критерий, который бы позволил отнести самые различные проявления бессознательного к одному общему классу явлений, выявить их функциональное значение в процессе регуляции деятельности субъекта и дать их позитивную характеристику по отношению к сознанию? Давайте повнимательнее вглядимся в такие, казалось бы, не связанные друг с другом феномены, как 400 Раздел V. Как нерациональным объять рациональное аутизм детского мышления, слабость интроспекции, нечувствительность к противоречиям. Давайте прибавим к этому пестрому ряду такие факты, как «„.особая продуктивность неоречевленной (неосознаваемой, предречевой) мысли, проявляющаяся во "внезапных" решениях <*.>; неоднократно подвергавшаяся изучению в клинике шизофрении (Б.В.Зейгарникидр.) причудливость, множественность, разнообразие, "странность" смысловых связей (легкое увязывание всего со всем, феномен "смысловой опухоли" и т.п.) как бы высвобождаемых в условиях распада нормально вербализуемой мыслительной деятельности; оправданность применяемой иногда очень оригинальной методики и т.н. "мозгового штурма", при которых нахождение оригинальных решений обсуждаемой проблемы достигается путем стимуляции генеза множества "недодуманных до конца", не оречевленных полностью проектов решения и т.п>. (Бассин, 1978, с741), За всеми этими феноменами просматривается один позволяющий отнести их к общему классу критерий. И слабость интроспекции, и нечувствительность к противоречиям, и запрет на рефлексию в методике «мозгового штурма», и аутизм... — звенья одной цепи, главным стержнем которой является отсутствие противопоставленности в неосознаваемых формах психического отражения субъекта и окружающей его действительности. В неосознаваемом психическом отражении мир и субъект образуют одно неделимое целое. На наш взгляд, слитность субъекта и мира в неосознаваемом психическом отражении представляет собой сущностную характеристику всей сферы бессознательного, конкретными выражениями, проявлениями которой служат перечисленные выше факты. Так, например, причина слабости интроспекции ребенка лежит в невыделенности его «Я» из окружающей действительности. Нечувствительность к противоречиям как в инфантильных формах мышления, так и в сновидениях имеет в своей основе ту же самую причину—отсутствие противопоставления в этих формах психической реальности субъекта и окружающего его мира. Ведь действительность сама л о себе не знает логических противоречий. По ту сторону сознания...________________________401 Причина эффективности методики «мозгового штурма» — своеобразное уравнивание в неосознаваемых формах психического отражения самых невероятных, «безумных* вариантов и привычных вариантов решения задачи вследствие установки на полное снятие любого контроля по отношению к своим высказываниям и таким образом слияния своего <ся» с процессом решения задачи. Перечень феноменов, глубинная причина которых лежит в нерасчлененности субъекта и действительности, можно было бы продолжить. Но уже из сказанного следует, что выделенная нами характеристика бессознательного позволяет объяснить сходство внешне несвязанных между собою явлений и дать общую позитивную характеристику неосознаваемой формы психического отражения. Качественное отличие этой формы психического отражения от сознания проявится еще более явно, если мы напомним, что сознание представляет собой «„.отражение предметной действительности в ее отделенности от наличных отношений к ней субъекта <„>, В сознании образ действительности не сливается с переживанием субъекта: в сознании отражаемое выступает как "предстоящее субъекту"» (Jfe-онтъевАЖ, 1983, т, 2, а237). Та же характеристика сознания красочно описывается Д.Н.Узнадзе при анализе специфики механизма объективации. Функция присущего только человеку механизма объективации, по выражению Д.Н.Узнадзе, проявляется в том, что человек видит, что существует мир и он в этом мире {Узнадзе* 1966, с,452). Итак, отраженные в сознании предметы и явления мира отделены от наличных отношений субъекта к действительности; отраженные в бессознательном события окруэюаю-щего мира слиты в одном узле с наличными отношениями субъекта в действительности, образуют одно нераздельное целое с этими отношениями. Каждый из этих уровней психического отражения вносит свой вклад в регуляцию деятельности субъекта; каждый из этих уровней приспособлен для решения своего специфического класса жизненных задач. Так, благодаря слитости субъекта с миром в бессознательном субъект непроизвольно воспринимает мир и за- 402 Раздел К Как нерациональным объять рациональное поминает его, не отдавая себе отчета об этом. Однако регуляцией непроизвольных непреднамеренных актов, а также автоматизированных видов поведения различные жизненные задачи, для решения которых необходимо бессознательное, функция бессознательного не исчерпывается. Упоминаемые выше проявления продуктивности дорече-вого мышления недвусмысленно говорят о том, что бессознательное, не зная «логики» сознания, именно в силу этого незнания открыто бесконечному количеству «иных логик» действительности, которые еще пока не стали достоянием цивилизации, При анализе сферы бессознательного в контексте общепсихологической: теории деятельности открывается возможность ввести содержательную характеристику этих качественно отличных классов неосознаваемых явлений, раскрыть функцию этих явлений в регуляции деятельности и проследить их генезис. Если, опираясь на положения школы Л.С.Выготского, АН.Леонтьева и А,РЛурия, бросить взгляд на историю становления взглядов о бессознательном, то мы увидим, что разные аспекты проявлений бессознательного разрабатывались при анализе четырех следующих проблем: проблемы передачи опыта из поколения в поколение и функции этого опыта в социально-типическом поведении личности как члена той или иной общности; проблемы мотивационной детерминации поведения личности; проблемы непроизвольной регуляции высших форм поведения и автоматизации различных видов деятельности субъекта; проблемы поиска диапазона чувствительности органов чувств. На основании анализа этих проблем представляется, на наш взгляд, возможным выделить четыре особых класса проявлений бессознательного: надындивидуальные надсозна-тельные явления; неосознаваемые побудители поведения личности (неосознаваемые мотивы и смысловые установки); неосознаваемые регуляторы способов выполнения деятельности (операциональные установки и стереотипы); неосознаваемые резервы органов чувств (подпороговые суб-сенсорные раздражители). Далее мы попытаемся выделить те направления, в которых шло исследование этих классов неосознаваемых явле- По ту сторону сознания... 403 ний, дать краткое описание основных особенностей каждого класса и показать, что в каждом из этих классов проявляется основная черта бессознательного — слитость субъекта и мира в неосознаваемом психическом отражении. 1. Надындиввдуальные несознательные явления Начнем с описания надындивидуальных надсознатель-ных явлений, поскольку, во-первых, эти явления всегда были покрыты туманом таинственности и служили почвой для самых причудливых мифологических построений; во-вторых, именно на примере этих явлений наиболее рельефно открывается социальный генезис сферы бессознательного в целом, С нашей точки зрения, реальный факт существования класса надсознательных надындивидуальных явлений предстает в разных ипостасях во всех направлениях, затрагивающих проблему передачи опыта человечества из поколения в поколение или пересекающуюся с ней проблему дискретности—непрерывности сознания (Налимов, 1978), Для решения этой фундаментальной проблемы привлекались такие понятия, как «врожденные идеи» (Р.Декарт), «архетипы коллективного бессознательного» (К.Юнг), «космическое бессознательное» (Судзуки), «космическое сознанием (Э.Фромм), «бессознательное как речь Другого» (Ж.Лакан), «коллективные представления» (ЭДюр-гейм, Л.Леви-Брюль) и «бессознательные структуры» (КЛеви-Стросс, М.Фуко), Принципиально иной ход для решения этой проблемы предлагается в исследованиях выдающегося мыслителя В.И.Вернадского, Если все указанные авторы, будь то Р Декарт, З.Фромм или К,Юнг, в качестве точки отсчета для понимания надындивидуальных надсознательных явлений избирают отдельного индивида, то В.И.Вернадский видит источник появления нового пласта реальности в коллективной бессознательной работе человечества. Он называет этот пласт реальности — ноосферой, «Под влиянием научной мысли и человеческого труда биосфера переходит 404 Раздел К Как нерациональным объять рациональное в новое состояние — в ноосферу», отмечает В.И.Вернадский {Вернадский, 1977, с Л 9)- Однако и идеи В.И.Вернадского о ноосфере, несмотря на подчеркивание им социального, материального характера возникновения ноосферы, до сих пор с большим трудом пробивают себе дорогу в мышлении современных ученых и порой воспринимаются как изящная фантазия,
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 307; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |