Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Историческая преамбула. Фехнер хотел найти способ измерения интенсивности ощущения зависимости от интенсивности раздражителя




Фехнер хотел найти способ измерения интенсивности ощущения зависимости от интенсивности раздражителя, вызывающего это ощу­щение. Но как это сделать? Ведь человек «чувствует» свои ощущения, а не измеряет их. Фехнер, многократно перепроверяя данные Вебера, убеждается в их справедливости. «И вот, в одно прекрасное утро, в октябре 1850 г., лёжа в кровати» 1, он находит вполне правдоподобное решение. Он вводит аксиому: одно едва заметное различие между раздражителями субъективно равно любому другому, а затем пи­шет уже знакомое нам дифференциальное уравнение:

dS= к dR/R,

где dS — едва заметное различие в ощущении, R — величина интенсивности раздражителя, dR — минимальный прирост интенсивности раздражителя, вос­принимаемый испытуемым, к — коэффициент пропорциональности.

Затем, интегрируя эту формулу, ученый получает то, что сегодня носит название закона Фехнера:

S= к logR + С,

где Sвеличина интенсивности ощущения,

С — новая константа.

Закон Фехнера был воспринят в психологии триумфально, ведь Фехнеру удалось косвенным путем измерить неизмеримое — пси­хические явления. И получить то, что Фехнеру было так дорого: не пря­мую, а логарифмическую зависимость между физическим миром раз­дражителей и субъективным миром ощущений 2. И сформулировать положенный в основание психофизики постулат о субъективном равенст­ве едва заметных различий. И, может быть, самое главное — разрабо­тать специальные методы измерения, положившие начало мощной вол­не экспериментальных психологических исследований. Некоторые результаты, полученные Фехнером, заслуживают особого упоминания. Так, в соответствии с формулой его закона, величина субъективного [окончание cтраницы 135]

_________________________

1См. Эббингауз Г. Очерк психологии. СПб, 1911, с. 21. Эббингауз пишет, что Фехнер вначале придумал идею, а уже потом натолкнулся на результаты Вебера.

2Фехнер находил глубокий смысл в том, что логарифмическая зависимость суще­ствует лишь между физиологическими и психическими параметрами, поскольку, по его мнению, между физическими и физиологическими параметрами должна существовать прямая зависимость. Но, к сожалению для Фехнера, исследователи получали в экспери­менте наличие логарифмической зависимости непосредственно между физическими и физиологическими величинами. - см. Ланге Н. Н. Психический мир. М. - Воронеж, 199б, с. 168-170.


 

Раздел второй

ощущения в диапазоне интенсивности раздражителя от 0 до 1 от­рицательна. Сам Фехнер считает нужным обсуждать это следствие, но в последующем его рассматривали лишь как психологический нон­сенс 1 и алгебраический курьёз.

Фехнер также показал влияние метода на результат измерения. Один из способов измерения такого минимального изменения интен­сивности раздражителя, которое вызывает изменение в ощущениях, по­лучил название метода границ. В восходящем варианте этого метода испытуемому вначале предъявляют два равных стимула, а затем один из них начинают изменять до тех пор, пока испытуемый не почувствует различие между стимулами. Это минимальное различие получило на­звание порога различения. В нисходящем варианте, наоборот, испытуе­мому сперва предъявляют два заведомо различных по интенсивности раздражителя и уменьшают это различие до тех пор, пока оно не пере­стает восприниматься испытуемым. Оказалось, что пороги различения в восходящем и нисходящем вариантах метода не тождественны друг другу: в нисходящем варианте значение порога, как правило, меньше. Если же использовать метод, названный Фехнером методом средней ошибки, когда испытуемый сам многократно уравнивает стимул с одно­временно предъявляемым фиксированным стимулом (эталоном), и опре­делять порог как среднее отклонение стимула от эталона, то так изме­ренное значение порога будет ещё меньше, чем в нисходящем варианте метода границ. Но если результат измерения зависит от способа изме­рения, то что мы измеряем и чего стоит сам закон?

Закон Фехнера позднее много раз подтверждался и столь же час­то опровергался. Принятый им постулат был не единожды поставлен под сомнение последующими исследователями, проведшими океан пси­хофизических экспериментов. Были сформулированы и другие варианты психофизического закона, но созданные им методы сохранили свое зна­чение до сих пор. А о его влиянии говорит уже то, что публикация его книги стала отправной точкой, с которой началось победное шествие психологии как естественной науки.

В учебниках по истории психологии менее заметен другой учё­ный, работавший по очень сходной программе, — Г. Гельмгольц, а ведь сам В. Вундт начинал свою научную деятельность его лаборантом. От­части это связано с тем, что Гельмгольц не верил в возможность при­менения в психологии методов, «основанных на достоверных фактах и [окончание cтраницы 136]

________________________

1 Бардин К. В., Забродин Ю. М. Проблемы психического отражения свойств объек­тивного мира на сенсорно-перцептивном уровне. // Психофизические исследования вос­приятия и памяти. М., 1981, с. 32.



 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 312; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.