Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

О связи сознательных процессов с познавательными




Исходные допущения

/Правда, логика должна соотноситься с опытом, а потому — предвос­хитим дальнейшее — осознанное самоочевидное парадоксально: оно хотя и очевидно, однако требует проверки). Отсюда, например, следует: если животные обладают психикой, то они обязательно нечто принимают за очевидное, т. е. обладают явлениями сознания. Разумеется, такое утверждение ещё мало что даёт. Тайна сознания просто заменяется тай­ной психического. И всё же, всё же... Гипотезы о природе психического — это обычные естественнонаучные гипотезы о ненаблюдаемом, подле­жащие экспериментальный проверке.

Связь психической и сознательной деятельности с познаватель­ной явно или неявно отмечается почти всегда. С историко-психологи-ческой точки зрения, не столь уж удивительно, что связь психики и по­знания объявляется ключевой. Вот как писал У. Джеймс: «Я отрицаю сознание как сущность, но буду настаивать на его значении в качестве функции... Функция эта — познание» '. В самых разных словарях пси­хика, по существу, определяется как такая способность, которая делает познание возможным (не будем при этом обращать внимания на то, что обычно эти определения не очень складны). В одном из психологиче­ских словарей, например, можно прочесть такое определение: «Психи­ ка — свойство высокоорганизованной материи, являющееся особой фор­мой отражения субъектом объективной реальности» 2. Переведем на понятный язык: высокоорганизованная материя — это, очевидно, мозг; слова «субъект» и «особый» следует исключить из определения, так как «субъект» создает круг в определении, а «особый» делает определение неопределенным; уберем и «свойство, являющееся формой», так как оно не означает ничего; учтем, что сознание отражает не только объек­тивную, но и субъективную реальность. В итоге получим: психика — это то, с помощью чего мозг отражает реальность 3. В философских же словарях, с которыми были хорошо знакомы авторы цитируемых опре­делений, отражение реальности (да ещё в форме субъективных обра­зов, понятий и т. п.) называется познанием... [окончание cтраницы 257]

____________________________

1 1Джеймс У. Существует ли сознание? // Новые идеи в философии, 4. М., 1913, с.10З-104.

2Психологический словарь (под ред. В. В. Давыдова и др.). М, 1983, с. 286. Ср. 3 Платонов К. К.. Голубев Г. Г. Психология. М, 1977, с. 6, где почти так и написано: «Психика — это отражение мозгом реальной действительности».


 

Раздел третий

Все живые организмы имеют цель. Существует и популярная пусть и не слишком удачная, формулировка возможной цели — выжи-вание 1. Психологи, заявляющие (с постоянством, достойным лучшего применения), что основная и единственная потребность любого орга­низма — выжить, и тут же, противореча самим себе, начинают говорить о независимой потребности познавать. Без познания ни одно живое су­щество не может существовать. Древние говорили: правильное позна­ние предшествует достижению человеком любой цели 2. Даже для того чтобы поесть, хищник должен иметь образ поедаемых им зверей, уметь предсказывать (экстраполировать) их движение во время погони и т. п. Пусть многое уже заложено в генетическом аппарате человека, но фор­мированию образов и предсказанию поведения он учится всю жизнь. Ведь заранее не может быть известно, чему необходимо научиться. Особенность познавательной деятельности заключается в том, что по­знание должно идти непрерывно, как бы впрок, независимо от ка­ ких-либо сиюминутных задач. В итоге познание — средство для до­стижения любой заданной организму цели — начинает протекать независимо от этой цели.

Таким образом, даже если искать биологическое обоснование познанию, стоит признать: однажды начавшись, познание должно да­лее развиваться самостоятельно, по своим собственным законам. Ранее3 я назвал процессь!, которые начинаются по одним причинам, а развива­ются (продолжается) по другим, инодетерминированным. Исходная (инодетерминирующая) причина запускает процесс, она может и в даль­нейшем оказывать на этот процесс какое-то влияние, но, в основном, последующий ход процесса определяется иными причинами. Напри­мер, мы открываем бутылку шампанского по одним причинам, а пена из открытой бутылки выливается по другим; запуск космического спут­ника на орбиту имеет одни причины, а последующее сгорание этого спутника в атмосфере Земли — другие. Зачатие и развитие организма также детерминируются разными причинами. Инодетерминированно развивается наука: хотя последующий научный результат и возникает вслед­ствие предшествующего, но не предопределён им. М. А. Розов поясняет [окончание cтраницы 258]

_________________________

1 Выживание как цель организма понимается биологами крайне абстрактно и

туманно — см. обзор: Аллахвердов В. М. Опыт теоретической психологии,

с. 251 и сл. В частности, смерть трактуется не как неудача в достижении этой декларированной цели, а как эффективный способ выживания.

2 «Капля логики» — учебник логики Дхармакирти. II Щербатской Ф. И. Теория
познания и логика позднейших буддистов, 1. СПб, 1995, с. 60

3 Аллахвердов В. М. Опыт теоретической психологии, с. 282.



 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 277; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.