Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Историческая преамбула. • Автоматизированные действия не требуют участия сознания




• Автоматизированные действия не требуют участия сознания. Осознание необходимо лишь тогда, когда возникает препятствие, когда субъект находится в состоянии нерешительности — т. е.тогда, когда он не знает, как себя вести.

• Процесс познания определяется не столько получением новой
информации, сколько переструктурированием целостной
ситуации, нахождением нового видения задачи. Элемент, вхо­
дящий в «старое» понимание ситуации, в «новой» ситуации
приобретает совершенно иной смысл и иные свойства.

• Пробы, совершаемые в начале процесса простого научения
(заучивания), хаотичны, однако они могут случайно приводить к
успеху. После успеха они закрепляются.

 

• Решение сложных познавательных задач (головоломок) происходит
внезапно для сознания и сопровождается сильным эмоциональным
переживанием.

• Один и тот же стимул может иметь разное значение для организма,
по-разному осознаваться. То, как именно человек осознаёт данный
стимул, во многом зависит от его предварительных предполо­
жений, а также от того, какую задачу он в данный момент решает.

• Решение многих личных проблем, исцеление от психических травм
зависит от понимания (познания) ситуации и самого себя. Осознание играет мощную роль в организации поведения.

• Человек знает, хотя и не всегда ясно осознаёт, какие проблемы
для него являются существенными, в каком направлении ему надо
идти. Только через осознание этого предначертания человек может
принять правильное решение.

Психология прошла по красивой дороге и проделала поучитель­ ный путь, но главной тайны так и не узнала. С самого момента своего возникновения она попала в кризис и так до сих пор в нём и продолжает находиться 1. А сколько ещё впереди ям и ухабов, которые предстоит преодолеть! И чаще всего только для того, чтобы понять, что шли вообще не в ту сторону... И всё же стоит остановиться в восхищении перед духовным подвижничеством корифеев. Отнюдь не каждый позволяет себе броситься в океан неизведанного, не зная наверняка, что его там ожидает. Всё время чувствуя не разгаданность тайны и понимая всю ма-лость шансов на успех, они, тем не менее, шли на риск и брались за [окончание cтраницы 249]

__________________________

1О перманентном кризисе психологии см. подробнее в кн.: Аллахвердов В. М. Опыт теоретической психологии. СПб, 1993, с. 104-120.


Раздел второй

решение самых сложных головоломок. Как и все естественники, они верили в возможность постижения подлинной природы психического во всей её логической стройности и, вопреки сомнениям, добивались пусть не окончательных, но блестящих и фантастически неожиданных результатов.

Психологика предлагает своё направление движения к разгадке. Очевидно, что найденное направление не устроит никого из привер­женцев других школ — любителей ходить по другим дорогам. Един­ственная надежда: может быть, она покажется не такой уж кривой и труднопроходимой тем, кому все остальные дороги не слишком нравят­ся. Как писал У. Джеймс, «в наших умах происходит постоянная борьба между стремлением сохранить наши идеи в неизменном виде и стрем­лением к их обновлению» 1. В этой вечной борьбе сохранения и изме­нения как раз и содержится то зерно, из которого психологика будет старательно растить свой взгляд на сознание. [окончание cтраницы 250]

___________________________

1 Джеймс У. Психология, с. 279. Разумеется, само по себе это высказывание Джеймса не претендует на оригинальность. Почти все мыслители отмечали нечто подобное...





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 305; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.