Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Исходные допущения




Подобного рода явления ещё раз доказывают, что измеряемый в психофизических экспериментах порог чувствительности не пре­допределен какими-то природными ограничениями.

• Д. Сомек и Дж. Уайлдинг подавали испытуемым на один глаз изо­
бражение лица с нейтральным выражением, а на другой — слова,
обозначающие эмоции, или пустое поле. Испытуемому давалась
задача оценить эмоциональное состояние человека по выраже­
нию лица. Оказалось, что предъявленные слова оказывают сильное
влияние на оценку. Причём это влияние было одинаковым и тогда,
когда слова предъявлялись на надпороговом уровне (т. е. осознава­
лись испытуемыми), и тогда, когда условия предъявления слов не
позволяли испытуемым их осознать (т. е. слова предъявлялись на
подпороговом уровне)1.

• Человек способен реагировать на информацию, предъявляемую
со скоростью, намного превосходящую его сознательные возмож­
ности. Одно из первых экспериментальных исследований в этом
направлении было проведено Р. Мак-Клири и Р. Лазарусом. Они
предъявляли испытуемым бессмысленные сочетания пяти букв.
Некоторые из этих сочетаний сопровождались ударом тока. Пос­
ле длительной тренировки эти сочетания предъявлялись испыту­
емым на экране со скоростью, намного превышающей возможно­
сти узнавания. Тем не менее, хотя испытуемые не могли узнать
предъявленные сочетания, сдвиг КГР постоянно отмечался при
предъявлении сочетаний, которые в тренировочной серии под­
креплялись ударами тока2. Восприятие информации со скорос­
тью, превосходящей возможности осознания, широко использу­
ется в технологиях обучения и рекламы 3.

• Сходные результаты были получены другими исследователями. В
эксперименте Д. Викенса испытуемые оценивали сходство двух по­
следовательно предъявляемых слов: например, надо было установить,
рифмуются ли слова (рыба — глыба), принадлежат ли они к общей
категории (стол — шкаф), вызывают ли одинаково окрашенные эмо­
ции (дворец — красота) и т.д. Первое слово тахистоскопически [окончание cтраницы 273]

_______________________________

1 Somekh D., Wilding J. Perception without awareness in a dihoptic viewing situation. BritishJ. Psychol., 1973, 64, p. 339-349.

2McCleaiy R., Lazarus R. Autonomic discrimination without awareness. // J. of persolality,1949, 18, p.171-179.

психо-

3Подобные приёмы используются даже для задач психокоррекции. См., напри-мер, Мирное И,, Безносюк Е., Журавлёв А. Психотехнологии. Компьютерный психо-сематический анализ ипсихокоррекция на неосознаваемом уровне. М., 1996.


 

Раздел третий

предъявлялось на 50, 60, 70, 80 мс и сразу же после экспозиции мае кировалось. Маска (т. е. хаотическое изображение, стирающее всё что сохранялось на сетчатке глаза) удерживалась 1,5 с, после чего в течение 5 с экспонировалось второе слово. Затем испытуемый должен был высказать своё суждение. Даже при длительности экспозиции первого слова в 50 мс некоторые высказывания испы­туемых о принадлежности к общей категории, о синонимичности и т. д. пары слов оказались правильными, причём даже в том слу­чае, когда само первое слово испытуемому не удавалось воспро­извести, т. е. он его не осознавал 1. А. Марсел показал, что слово предъявленное всего лишь на 10 мс — которое, разумеется, не осознаётся,— влияет на последующие процессы переработки сло­весной информации (так называемый эффект Марсела)2.

•Об аналогичном экспериментальном результате рассказывает
В. Д. Небылицын. Гроссмейстеру А. Толушу была тахистоскопи-
чески предъявлена шахматная позиция с задачей запомнить рас­
положение шахматных фигур. После того как шахматная доска
промелькнула на экране, гроссмейстер ответил, что, конечно, бес­
смысленно требовать от него, чтобы он указал точное положение
и даже количество фигур на предъявленной позиции, но он твёрдо
знает, что белые выигрывают3.

•Многочисленные эксперименты демонстрируют способность ис­
пытуемых воспринимать слова, замаскированные так искусно, что
не видно ничего, кроме предъявленной на экране «маски». Так,
по Б. М. Величковскому, слово, двигающееся по экрану в гори­
зонтальном направлении с угловой скоростью 80° в секунду, не
опознаётся испытуемыми, которые видят лишь полностью «сма­
занный» текст. Но когда после такого предъявления испытуемые
должны были выбрать из двух других предложенных им слов одно,
ассоциативно связанное с предъявленным, то оказалось, что ас­
социации были устойчиво связаны со значением не воспринятого
ранее слова
(например, после предъявления слова «ветер» испы­
туемые предпочитали выбирать в качестве ассоциации слово «бу­
ран», а не «вечер»)4. [окончание cтраницы 274]

______________________________

'См. Хофман И. Активная память. М., 1986, с. 34.

2Marcel A. J. Conscious and unconsciouns perception: an approach to the relations between phenomenal experience and perceptual processes. // Cognitive Psychology, 1983,15, p.238-300.

3См. Нейрофизиологические механизмы психической деятельности. Л., 1974, с. 200.

4 Величковский Б. М. Современная когнитивная психология. М., 1982, с. 182-183.



 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 510; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.