КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Исходные допущения. психофизиологический показатель, характерный исключительно для младенческого возраста), и даже электрическая активность мозгапсихофизиологический показатель, характерный исключительно для младенческого возраста), и даже электрическая активность мозга, соответствующая детской 1. Более того, испытуемый способен воспроизвести симптоматику некоторых своих детских болезней. Описан случай, когда нормальная ЭЭГ взрослого человека изменялась, и в ней обнаруживались признаки эпилепсии, ког да испытуемому внушался возраст, в котором, по его словам, у него наблюдались эпилептические припадки 2. Но ведь это зна чит, что человек способен неосознанно управлять даже электрофизиологическими характеристиками собственного мозга! • В состоянии гипноза также возрастает скорость выполнения простых арифметических операций, что было известно уже Н. Аху. Вот пример из современных исследований: «Испытуемому, погруженному в гипнотический сон, внушается, что в ряду карточек, на которых изображены числа, он не будет видеть ту, на которой изображена формула, дающая после выполнения указанных в ней действий число 6. Карточку, на которой изображено выражение: (√16хЗ)/2 (или даже более сложное), испытуемый перестает после этого воспринимать» 3. Для того чтобы не увидеть предъявленную карточку, т.е. чтобы принять решение о невосприятии того, что стоит перед глазами, испытуемый должен за время, отведенное на узнавание, выполнить следующие действия: прочитать формулу, написанную на карточке; провести соответствующие вычисления и получить ответ; затем сравнить этот ответ с заданным в инструкции числом и только после этого принять решение о том, вводить ли информацию о данной карточке в сознание. И всё это делается почти мгновенно! У. Джеймс удачно поясняет необходимость восприятия загипнотизированными испытуемыми предъявленного изображения при принятии ими решения о невосприятии [окончание cтраницы 278] ___________________________ 1 Психологические исследования творческой деятельности. М., 1975, с. 149-174; Овчинникова О. В., Насиновская Е. Н., Иткин Н. Г. Гипноз в экспериментальном исследовании личности. М., 1989, с. 31. 2См. Handbook of hypnosis and psychosomatic medicine. //Ed. by G. D. Burrows, L. Dennerstein, Amsterdam, N.Y., L., 1980. 3Бaccuн Ф. В., Прангишвили А. С, Шерозия А. Е. Основные критерии рассмотрения бессознательного в качестве своеобразной формы психической деятельности./' Бессознательное, 1. Тб., 1978, с. 77. Раздел третий этого изображения: «Проведите штрих на бумаге или на доске и скажите субъекту, что этого штриха там нет, и он не будет видеть ничего, кроме чистого листа бумаги или чистой доски. Затем, когда он не смотрит, окружите первый штрих другими точно такими же штрихами и спросите его, что он видит. Он будет указывать один за другим на все новые штрихи и пропускать первый каждый раз независимо от того, сколько будет добавлено новых штрихов и в каком порядке они будут расположены. Очевид но, что он не слеп ко всем штрихам как к виду. Он слеп только к одному конкретному штриху, занимающему определенное положение на доске или на бумаге, т. е. к структуре сложного объекта; и, как ни парадоксально это может звучать, он должен с большой точностью отличать его от всех других ему подобных, чтобы оставаться слепым к нему, когда рядом с ним появились другие. Он «воспринимает» его в качестве предварительного шага, чтобы не видеть его вообще!» 1. • В гипнотическом состоянии улучшаются: сенсорная чувствительность, характеристики внимания, выполнение задачи по удержанию груза, рисование, игра на музыкальных инструментах, игра в шахматы и т. д. Так, стоит внушить слабому шахматисту, что он — шахматный гений, как класс его игры повышается сразу на два шахматных разряда2. Время реакции на неосознаваемый (вследствие гипнотического внушения) раздражитель меньше, чем на осознаваемый 3. • Иногда даже болезнь расширяет возможности использования информации. Известны случаи, когда люди в болезненном бреду говорили на едва знакомых им языках. Один из самых популяр ных примеров — зарегистрированный ещё в XVIII в. случай с неграмотной немкой, которая во время болезни в горячке стала говорить на древнееврейском, древнегреческом и латинском языках. Выяснилось, что когда ей было 9 лет, она жила в доме пасто ра на правах отчасти его воспитанницы, отчасти служанки. Пас тор любил расхаживать по коридору возле кухни, где жила девочка, читая вслух свои любимые тексты древних авторов. Когда [окончание cтраницы 279] _____________________________ 1Цит. по Овчинникова О. В., Насиновская Е. Н., Иткин Н. Г. Гипноз в экспери ментальном исследовании личности. М., 1989, с. 34-35. 2 Психологические исследования творческой деятельности, с. 174-193. 3 Блинков С. М. К вопросу о происхождении дисперсии времени реакции. Исследов дования времени реакции у испытуемых, находящихся в состоянии гипноза. // Об актуальных проблемах экспериментальных исследований скорости реагирования. Тарту, 1969, с. 60-66. Раздел третий женщина выздоровела, она не смогла вспомнить ни одного слова из того, что бормотала в бреду. • В первой части уже говорилось, что в состоянии естественного • Описывается случай с четырёхлетним мальчиком, который вслед • Возможно, и наркоз способен увеличивать скорость переработки ___________________________ 1 Шкловский В. Б. О теории прозы. М., 1983, с. 68. 2 Бехтерев В. М. Объективная психология. М., 1991, с. 213. 3См. МилнерП. Физиологическая психология. М., 1973, с. 115.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 310; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |