Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Исходные допущения. • Некоторые психические нарушения по самой своей сути предпо­лагают: то, что больной не может делать в результате своего нару­ шения




• Некоторые психические нарушения по самой своей сути предпо­лагают: то, что больной не может делать в результате своего нару­
шения, он, тем не менее, обязан уметь делать — правда, не осо­знавая этого, в противном случае он вообще не смог бы совер­
шать такого нарушения. А. Бергсон приводит в качестве примера
случай больного, позабывшего букву F — одну только букву F.
«Зададимся вопросом, — пишет Бергсон, — можно ли абстраги­
роваться от одной определенной буквы всюду, где она встречает­
ся, а значит, отделить её от произносимых или написанных слов,
с которыми она образует единое целое, если эта буква не была
сначала имплицитно опознана?» 1.

• Известно, что у младенца нескольких дней от роду наблюдается
настолько выраженный хватательный рефлекс, что можно даже
поднять ребёнка, рефлекторно схватившегося за пальцы взросло­
го. Хватательный рефлекс — подкорковый акт. Проявляемая ре­
бёнком физическая сила вряд ли вызвана сознательными намере­
ниями. Произвольное движение, уверяет А. Р. Лурия, появляется
только тогда, когда хватательный рефлекс оказывается затормо­
женным 2. А затем ребёнку придётся ещё долго развиваться и
учиться, чтобы достигнуть такого. же проявления физической силы
на уровне сознательной регуляции, которой он, тем не менее, впол­
не владел до этого.

• Среди умственно отсталых, у которых очевидно снижены функции сознания, чаще случайного встречаются лица с феноменальной па­мятью или способностью к феноменальному счету (например, уме­ ние без всякой тренировки переводить даты в дни недели). Стоит добавить, что проявления феноменальной памяти свойственны также нецивилизованным (лишённым письменности) народам 3 и маленьким детям (так называемая эйдетическая, т. е. образная феноменальная, память). По-видимому, ещё чаще феноменальная память проявляется при сочетаниях этих факторов 4.

[окончание cтраницы 281]

____________________

1 Бергсон А. Материя и память. Собр. соч., 1, М., 1992, с. 235.

2Лурия А. Р. Язык и сознание. Ростов-на-Дону, 1998, с. 36.

3 Бергсон А. (Ук. соч., с. 257) приводит такой пример: «Один миссионер после длинной проповеди дикарям Африки наблюдал, как один из слушателей дословно повторил его проповедь с теми же жестами от начала до конца». О часто

встречающихся случаях феноменальной памяти среди примитивных народов много писал Л. Леви-Брюль.

4«Среди умственно отсталых и примитивных детей эйдетическая память распро-странена больше, чем среди нормальных... Очень часто умственно отсталые дети обла-дают выдающимися способностями мнемотехнического запоминания. Это выда-



 

Раздел третий

· В состоянии обычного сна происходит не контролируемое созна­нием сгущение времени, когда скорость протекания процессов на­много превосходит привычную скорость сознательной переработ­ ки информации. Все знают, что иногда, услышав во сне звонок будильника или телефона, мы успеваем — без всякого сознатель­ного усилия — увидеть сновидение, длящееся едва ли более 2-3 с, трансформирующее этот звук в напряженную историю с нагро­мождением различных деталей. Многие исследователи, целена­правленно изучавшие влияние неожиданных раздражителей на сон, отмечали поразительную скорость создания сценариев сновиде­ний. Например, к лицу спящего подносят раскаленное железо, а ему снятся разбойники, врывающиеся в дом и заставляющие оби­тателей выдать им деньги, ставя их голыми ногами на раскален­ные уголья. Во время сна смещение валика дивана под головой спящего вызвало у него длинное сновидение из времен Французс­ кой революции, в финале которого спящий предстает перед трибу­налом в составе Робеспьера, Марата и др. и отвечает на их вопро­ сы; он, приговоренный к смерти, в сопровождении толпы отправ­ляется на казнь; его ведут на эшафот, где палачи связывают ему руки; нож гильотины падает... и он просыпается в неописуемом ужасе от ощущения отделения своей головы от туловища '.

• Сгущение времени происходит и в ситуациях, когда при внезапной угрозе жизни происходит своеобразное отключение сознания от угрожающей ситуации. Пережившие состояние внезапного уду­шения утонувшие или повешенные люди, если их всё же удава­лось спасти, уверяли, что они за очень короткое время ясно виде­ ли перед собой почти все события своей жизни, в том числе дав­ но забытые, с мельчайшими подробностями и в том порядке, в каком они совершились (так называемая «лента жизни»). Появле­ние ленты жизни, её сценарий не находятся под сознательным конт­ролем. Но все отмечают, что «прокручивается» эта лента с чрез­вычайно высокой скоростью.

Однажды я увидел фрагмент собственной ленты жизни. Шел как-то по знакомой городской улице и не слишком внимательно гля­ дел себе под ноги. Решил сойти с тротуара на дорогу, сделал шаг [окончание cтраницы 282]

__________________________

ющиеся художники памяти», — так пишет Выготский Л. С. (Собр. соч., 3, с. 254)-Однако любовь к красоте слога слегка подвела автора. Умственно отсталые дети, как и все выдающиеся мнемонисты, — не художники, а автоматы памяти.


1 См. Фрейд 3. Толкование сновидений. Ереван, 1991, с. 24-26.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 308; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.