КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Неизбежность принятия случайного за закономерное
Исходные допущения Закон Юма. Субъективная неслучайность случайного выбора Поскольку, по нашему определению, именно протосознательные процессы порождают сознание, то из сказанного следует: случайность как таковая не может восприниматься сознанием как нечто, присушек реальности, случайные события должны всегда оправдываться 1 сознании человека неслучайными причинами. Покажем, что этот тезис эмпирически подтверждается и, следовательно, может претендо- вать на статус закона, который в честь первооткрывателя идеи будем называть законом Юма. [окончание cтраницы 290]
Конечно, стоит сделать оговорку: случайность как таковая не быть дана сознанию непосредственно, но сознание может по коить логическую идею случайности. В этом нет противоречия. Ведь знание может логически предполагать возможность своего отсутствия, хотя никогда не сможет это осознать; может допустить, что оно смерт-но, но, тем не менее, никогда не осознает состояние смерти. Вообще, сознание может построить множество не данных нам в опыте идей: идеюбесконечности, всеобщей справедливости, толерантности к неопре-глённости или даже что-нибудь более экзотичное — например, поро-дить у драматурга Э. Ионеску идею спонтанного превращения людей в носорогов, реализованную им в своей известной пьесе. Таким же обра-зом и случайность может быть сконструирована в сознании как логи-ческая возможность, которая, тем не менее, никогда не переживается нами как непосредственно явленная данность. Рассмотрим ряд наблюдений и экспериментов, подтверждающих, что непосредственное переживание случайности вообще недоступно сознанию и что даже логическая идея случайности оказывается очень трудной для осознания.
•Мышление первобытных людей А. Юбер и М. Мосс удачно на звали «гигантской вариацией на тему принципа причинности» 1. Как отмечает Л. Леви-Брюль, первобытные люди не знают случайности: по их мнению, не случайно начинается дождь, не случайна удача или неудача на охоте или рыбной ловле, у них не бывает несчастных или счастливых случаев и т. д. Все события имеют свои мистические причины. Эти причины скрыты за общим названием явлений или предметов. Поэтому надо обращать внимание не на видимость явлений, а на реальные общие причины. Так, если древние люди собирались охотиться на бизона, то главное, что они должны были сделать, — договориться с духом (именем) бизона, чтобы реальный бизон пришел на охотничью тропу и разрешил себя убить. Бессмысленно взаимодействовать с конкретным бизоном. Надо вызывать те или иные события, обращаясь к причинам, т. е. к духам, а не размениваться, как современные люди, на повседневную суету. Поэтому подавляющее большинство [окончание cтраницы 291] _______________________ 1Цит. по Топоров В. Н. Первобытные представления о мире. // Очерки истории естественнонаучных знаний в древности. М., 1982, с. 28. Раздел третий их действий будет направлено на выполнение ритуала охоты и общение с духом бизона, а не на собственно охотничьи действия Даже жребий для первобытных людей — лишь отражение объективного положения дел, ведь его результат заведомо не случаен Поэтому-то с помощью жребия можно даже обнаруживать скрытую информацию — например, о том, кто из подозреваемых нару. шил какое-либо охотничье табу и тем вызвал гнев духа бизона кого из них, тем самым, следует подвергнуть, по указанию жребия, суровому наказанию — часто более суровому, чем даже за убийство соплеменника1. Кстати, древние греки, назначавшие должностных лиц по жребию, тоже понимали, что случай как веление богов не может нарушить законов судьбы. • Вряд ли стоит специально доказывать, что религиозный человек, искренне веруя в чудеса, уверен в их обусловленности — пусть и сверхъестественной. Как говорят христиане, ни один волос не упадёт с головы человека, не будь на то божья воля. Нарушение божественной гармонии выступает для верующего проявлением козней дьявола. Поэтому животное, нарушившее природные нор мы (например, петух, якобы несущий яйца), торжественно приговаривалось в средневековой Европе к сожжению на костре. • Известно множество описаний так называемых «невероятных совпадений». Вот, например, история, потрясшая воображение К. Юнга: одна немка в 1914 г. купила в Страсбурге фотопластинку, сделала фотографию своего маленького сына и оставила её для проявле ния. Однако началась война, и женщина не смогла вернуться в Страсбург за фотографией. Два года спустя во Франкфурте она купила пластину для съёмки, чтобы сфотографировать свою дочь. Когда фотографию напечатали, оказалось, что пластина была использована дважды и снимок дочери наложен на старую фотогра фию её сына. Поразительно, но люди не склонны видеть в подоб ных историях игру случая. Христиане приписывают им проявле ние Божественного промысла, а К. Юнг в XX столетии создаёт «теорию синхронности»: невероятные совпадения встречаются в нашей жизни гораздо чаще, чем можно было бы предположить из рациональных соображений, а потому они являются результатом действия неизвестных сил вселенского порядка. • В социальных условиях, отрицательно воздействующих на созна ние, чувство судьбы особенно велико. Вот вывод, к которому [окончание cтраницы 292] _______________________ 1См. Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. М., 1994. Исходные допущения приходит В. Франкл на основании своих впечатлений от пребывания в немецком концлагере: «Узники лагеря боялись принимать решения и проявлять какую бы то ни было инициативу. Это проистекало из чувства, что находишься во власти судьбы и что не следует пытаться каким-то образом влиять на неё; вместо этого лучше позволить судьбе определять ход событий» 1. Известно также, что в экстремальных ситуациях увеличивается количество обращающихся к Богу даже из числа убеждённых атеистов. Представление о ничем не обусловленной случайности почти не встречается в истории мысли до XX в. Этого представления нет ни в античной философии 2, ни в средневековой теологии. Даже Новое время сохранило взгляд на случайность лишь как на проявление неведомых причин. Как отмечает Лейбниц, «все мудрецы согласны, что случай есть нечто только кажущееся, как и счастье: только незнание причин дает им обоим существование». Исходя из этого, Лейбниц формулирует «великое начало разумности»: ничто не совершается без причины или достаточного основания 3. Современная естественнонаучная методология, отказываясь от объяснений с помощью ссылки на какие-то сверхъестественные процессы или чудеса, по существу также выражает уверенность: все явления имеют рационально постижимые причины. Вот современная формулировка, уже упомянутая во вступлении: «Отказ от детерминизма, по сути дела, парализует науку, так как научное объяснение природы беспричинных явлений невозможно» ". Психологика лишь добавляет: отказ от детерминизма вообще невозможен для сознания — он парализует не только науку, но и любую другую сознательную деятельность, [окончание cтраницы 293] ____________________ 1 Франкл В. Доктор и душа. СПб, 1997, с. 206-207. 2 Античный хаос являет собой лишь исходную точку бытия, которую не надо даже пытаться понять или помыслить. «Понять хаос означает определить, отграничить, эйдетизировать, понять как космос. Но, значит, не понять как хаос», — пишет В. С. Библер (На гранях логики культуры. М., 1997, с. 37). Реально мыслимым для греков было представление о судьбе. 5 Лейбниц Г. В. Соч., 4. М., 1989, с. 334, 429. Психологика, повторюсь, трактует великое начало разумности» иначе, чем Лейбниц. Вслед за Юмом она ориентируется на субъективность процесса поиска причин. Но полагает, что для любого сделанного выбора (даже полностью случайного!) сознание человека обязательно найдёт разумную причину или достаточное основание. 4 Кармин А. С, Бернацкй Г. Г. Лекции по философии. Екатеринбург, 1992, с. 244, Ср.у М. Г. Ярошевского (Психология творчества и творчество в психологии. // Вопро-сы психологии, 1985, 6, с. 14): «Научное знание по своей природе является знанием детерминистским».
Раздел третий Наверное, одной из первых европейских научных теорий, включивших в себя идею случайности, была кинетическая теория газов. Но хотя в ней поведение элемента непредсказуемо (не детер-минировано), всё же детерминировано поведение класса элемен-тов в целом. Эта теория вызвала широкую полемику среди философов. Ещё труднее входила в жизнь статистическая термо- динамика. И всё же XIX в. приучил научное сообщество к идее стохастического детерминизма. На этой идее построено учение Ч. Дарвина. Начинают развиваться прикладные статистические исследования (статистика страхования, демографическая и сельскохозяйственная статистика). И всё же идея принципиальной случайности в природе прочно вошла в науку лишь в XX в. (вероятностное поведение электрона, случайные пробы в процессе научения у бихевиористов, бифуркации И. Пригожина и т. п. — к этой же тенденции можно отнести и введённое выше представление о буридановых проблемах). Случайность, однако, всё равно остаётся более формальной логической возможностью, чем субъективно переживаемым опытом. Поэтому учёные нашего столетия очень мощным сопротивлением встретили весьма робкое проникновение случайности в квантовую механику и молекулярную биологию! «Чувство детерминированности, -— пишет Г. Башляр, — это чувство фундаментального порядка, некое спокойствие духа» 1. А. В. Юревич, анализируя процесс научного объяснения, формулирует ещё убеждённее: «Стремление к причинно-следственно му восприятию мира действует на бессознательном уровне, ред ко рефлексируется человеком, но даже будучи отрефлексирова-но, остаётся «сильнее» его» 2. Вот типичное высказывание Л. Л. Гуровой, вроде бы принимающей идею случайности в научении: «В решении задачи могут иметь место хаотические пробы, действия «наугад», которые по отношению к самой задаче можно рассматривать как случайные. Если же мы примем во внимание отношение задачи к опыту человека, её решающего, то такой способ действий, по-видимому, окажется не случайным, а закономерным... Даже самое плохое решение по своим внутренним механизмам отличается от бросания игральной кости, но эти механизмы не всегда могут быть обнаружены» 3. [окончание cтраницы 294] __________________ 1Башляр Г. Новый рационализм. М., 1987, с. 101. 2Юревич А. В. Психология научного объяснения. // Научный прогресс: когнитивные и социокультурные аспекты. М., 1993, с. 113. 3 Гурова Л. Л. Психологический анализ решения задач. Воронеж, 1976, с. 13.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 564; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |