Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Техника и практика психоанализа 3 страница




Психоаналитик познает элементы бессознательного через его дериваты. Все вышедшие из под контроля компоненты Ид и Эго производят дериваты-«полукров­ки», которые еще организованы в соответствии со вто­ричными процессами и не осознаются (Фрейд, 19156, с. 190—192; Феничел, 1941, с. 18).

Метод, который необходим аналитику для того, что­бы облегчить сообщение пациенту этих производных, есть метод свободных ассоциаций, так называемое «ос­новное правило психоанализа» (Фрейд, 19136, с. 134— 136; 1915, с. 149—150). Эти дериваты появляются в свободных ассоциациях пациента, снах, симптомах, в обмолвках, в его ошибочных действиях, а также в действиях вовне.

Пациента просят, сообразуясь с его способностями, постараться вызвать в памяти какие-то мысли и безо всякой логики и порядка высказать; ему следует гово­рить даже такие вещи, которые кажутся ему триви­альными, постыдными, невежливыми и т. п. Поскольку регрессия обслуживается Эго, то, позволяя мыслям сво­бодно приходить на ум, мы, тем самым, облегчаем вы­ход на поверхность дериваты бессознательного Эго, Ид и Суперэго. Пациент движется от строгого мышления вторичного процесса в направлении первичного. Задача аналитика — проанализировать эти дериваты для па­циента (значение термина «проанализировать» и других технических и клинических терминов будет обсуждать­ся в разделе 1.3).

Хотя пациент испытывает страдание от невроза и начинает психоаналитическое лечение с сознательным мотивом — желанием изменений, существуют бессоз­нательные силы, которые защищают невроз и статус-кво. Эти силы противостоят процедурам и процессам лече­ния, они называются сопротивлениями. Сопротивления происходят от тех самых защитных сил Эго, которые формируют часть невротического конфликта. В курсе лечения пациент повторяет все различные формы и варианты защитных маневров, которые он использовал в своей прошлой жизни. Анализ сопротивления — один из краеугольных камней психоаналитической техники. Поскольку сопротивление есть проявление защитных и искаженных функций Эго, именно его психоаналитик, должен анализировать в первую очередь. Проницатель­ность эффективна только в том случае, если пациент в состоянии установить и поддерживать приемлемое Эго. Сопротивление сталкивается с этим Эго, поэтому со­противление должно быть проанализировано прежде чем начнется любая другая аналитическая работа.

Например, молодой человек, казалось, колеблется, рассказывать ли мне нечто унизительное о своей жене. Когда бы он ни нашел ее виноватой, он быстро прощал или оправдывал ее проступки. Когда я указал ему на это защитное отношение, он вначале отрицал его, а за­тем со слезами на глазах, подтвердил, что я прав. Он осознал, что старался скрыть недостатки своей жены, так как был уверен, я жду, что он разведется со своей женой, зная, насколько она непутева. Когда я занялся расследованием вопроса о разводе, пациент рассказал, что в детстве его отец неоднократно угрожал разводом его матери, когда считал, что она в чем-то виновата. Следовательно, ясно, что его нерешительность вызвана опасениями, что я буду действовать, как его отец. Он пытался защитить жену от меня, как он хотел защитить свою мать от отца.

Только после того, как пациент узнал источник со­противления, он смог продвинуться в понимании того, что он, а не я был тем, кто имел такое сильное, «от­цовское» негодование против его жены. Потребовался гораздо более длительный анализ для того, чтобы уз­нать, что, хотя и хотел он защитить свою мать от отца, у него у самого было чувство негодования по отноше­нию к матери. Бессознательно он хотел, чтобы я наста­ивал на его разводе с женой, как некогда он хотел, чтобы так поступил его отец по отношению к матери.

В этом клиническом примере необходимо было про­анализировать каждый аспект сопротивления шаг за шагом, чтобы дать возможность пациенту увидеть ре­альную ситуацию. Во-первых, он должен был осознать, что боялся того, что я захотел бы его развода, из-за чего он скрывал от меня подробности, касающиеся его жены. Затем он осознал, что смешивал меня со своим отцом, а свою жену — с матерью. В конце анализа па­циент был в состоянии признать, что лежит под его за­щитными чувствами по отношению к матери, а именно, что была и большая доля враждебности. Каждый шаг в анализе сопротивления предполагает, что приемлемое Эго пациента имеет возможность увидеть некоторые иррациональные, разрушающие аспекты своей деятель­ности.

Этот клинический пример приводит к другой основ­ной концепции теории психоаналитической техники. Нев­ротические пациенты склонны к реакциям переноса. Пе­ренос — один из основных и наиболее ценных источни­ков материала для анализа, одна из наиболее важных мотиваций, и, одновременно, величайшее препятствие успеху анализа. Инстинктивная фрустрация невротика делает его бессознательно ищущим объекты, на кото­рые он переносит свои либидозные импульсы (побуждения). Пациент склонен повторять свое прошлое по­средством человеческих отношений, для того, Чтобы по­лучить удовлетворение, он должен не только пережи­вать, но и подчинять себе некоторую тревогу или вину. Перенос — освобождение от прошлого, ошибочное по­нимание настоящего посредством прошлого. Основная важность реакций переноса в теории и технике проис­текает из того факта, что, если реакция переноса дол­жным образом обработана, пациент будет переживать в ситуации лечения и в отношении к аналитику все зна­чимые человеческие отношения своего прошлого, кото­рые не вполне приложимы к нему (Фрейд, 1912а).

Психоаналитическую ситуацию структурируют таким образом, чтобы облегчить максимальное развитие ре­акций переноса. Отсутствие иных форм отношений с аналитиком и относительное инкогнито последнего по­могают раскрыть полную гамму чувств и фантазий пе­реноса. Кроме того, последовательный анализ переноса как в аналитической ситуации, так и вне ее, дает воз­можность пациенту выдерживать различные варианты и интенсивности переноса.

Перенос также является источником величайшего сопротивления во время анализа. Пациент может упор­но работать в начале анализа для того, чтобы получить благосклонность аналитика. Неизбежно пациент почувствует неприятие или холодность в какой-нибудь форме, потому, что все наши пациенты на опыте испытали это неприятие в своем прошлом, и отношение аналитика к ним, в сущности, их не удовлетворяет. Враждебные чув­ства репрессированного прошлого или запрещенные страстные сексуальные желания детства и отрочества, будут вызывать у пациента сильные тенденции бессознательно бороться против аналитической работы. Ка­чество и количество «реакций переноса» детерминиро­вано прошлым пациента. На продолжительность этих реакций также будет влиять то, насколько эффективно психоаналитик анализирует проблемы переноса, кото­рые вызывают сопротивление. Следует добавить несколь­ко слов об относительно невротическом, рациональном и реалистическом отношении пациента к аналитику — о «рабочем альянсе» (Гринсон, 1965а).

Это та часть взаимоотношений пациент — аналитик, которая дает возможность пациенту идентифицироваться с точкой зрения аналитика и работать с аналитиком, несмотря на невротические реакции переноса.

Психоаналитическая техника направлена непосред­ственно на Эго, ибо только Эго указывает путь к Ид, к Суперзго, к внешнему миру. Наша цель — дать Эго возможность отречься от его патогенных защит или найти более подходящие (А. Фрейд, 1936, с. 45—70). Старые защитные маневры оказываются неадекватны­ми: новые допускают некоторые инстинктивные выходы, не сопровождаемые чувством вины или тревоги. Разряд­ка Ид уменьшает инстинктивное давление, и Эго ока­зывается на относительно сильных позициях.

Психоаналитик надеется побудить относительно зре­лые аспекты Эго пациента бороться с тем, что Эго уже однажды изгнало из сознательного как слишком опас­ное. Аналитик ожидает, что под защитой рабочего со­юза и несексуального позитивного переноса, пациент бросит взгляд на то, что он однажды рассматривал в такой тревоге, он будет теперь в состоянии переоценить ситуацию и, в конечном счете, отважится попытаться новыми способами взаимодействовать, со старой опас­ностью. Медленно пациент осознает, что инстинктивные импульсы, побуждения детства, которые сокрушали ре­сурсы детского Эго и были искажены детским Супер­эго, могут быть перенесены во взрослом возрасте.

Психологическая работа, которая имеет место после того, как достигнут инсайт, основывается на проница­тельности и которая ведет к стабильным изменениям в поведении или отношении, называется тщательной про­работкой (Гринсон, 1965б). Она состоит из таких пе­реносов, как утилизация и ассимиляция инсайта и пере­ориентация (Е. Вибринг, 1954).Это будет обсуждаться в следующей секции.

Психоанализ пытается таким образом развернуть процесс невроза и формирование симптомов, заставить их двигаться в обратном направлении (Вельдер, 1960, с. 46). Единственно надежным решением проблемы яв­ляется достижение структурных изменений в Эго, ко­торые позволят ему отречься от его защиты или найти какую-нибудь другую, которая допускает адекватную инстинктивную разрядку (Феничел, 1941, с. 16).

Разрешите мне проиллюстрировать типичную после­довательность событий таким клиническим примером. Двадцатисемилетняя женщина, миссис К., добивалась анализа по различным причинам. В течение нескольких лет, у нее бывали моменты бесчувственности, оцепене­лости, «ухода», ощущение себя «зомби». Кроме того, у нее бывали периоды депрессии, неспособности испыты­вать оргазм при сексуальных отношениях и наиболее часто импульсивно-навязчивые идеи иметь половую связь с негром. Последний симптом был наиболее му­чителен для нее, именно он вынудил ее обратиться за ле­чением. Я использую этот симптом как фокусную точку для иллюстрации теоретического описания, в котором приведены намерения и цели психоаналитической тех­ники (см. Альтман (1964), его сообщение о дискуссии группы специалистов по данному вопросу, особенно о вкладе Росса).

Все психотерапии пытаются облегчить симптомы па­циента, но только психоанализ пытается делать это пу­тем разрешения невротического конфликта, который лежит на дне симптомов. Другие терапии пытаются помочь пациенту, усиливая его защиты или используя перенос и внушение для того, чтобы смягчить инстин­ктивные побуждения. Или они могут пытаться решить защитно-инстинктивный конфликт внушением каких-то инстинктивных выходов, которые будут возможны под защитой очень похожего на Суперэго переноса к психотерапевту. Некоторые терапевты могут использовать наркотики для транквилизации либидозных устремлений и таким образом помочь «осадить» Эго пациента. Неко­торые другие могут использовать такие наркотики, как алкоголь и фенобарбитал, которые могут временно при­тупить запросы Суперэго пациента. Все эти методы мо­гут помочь, но они временны, так как не приводят к пер­манентному изменению в психической структуре, запу­танной в причинном бессознательном конфликте.

Психоаналитической терапии следовало бы поста­раться поставить пациента в известность о различных бессознательных побуждениях, фантазиях, страхах, чувствах вины, наказаниях, которые выражаются скон­денсированно в его симптомах. Случай этой пациентки я использовал как пример медленного постижения того факта, что негр был маской для ее властного, сексуаль­но привлекательного и внушающего страх рыжего отчима из ее пубертата. Импульсивно-навязчивая идея о сексуальных отношениях с негром была продемон­стрирована как произошедшая, частично, от замаски­рованного ипцестозного страстного желания отчима. Это была также ширма для проявления садистско-мазо­хистских побуждений «туалетизации» сексуальности. Негр также представляет собою конденсацию анально-фаллического представления о мужчине из трехлетнего возраста. Болезненность симптома раскрывается в виде самообвинения за запретные побуждения.

Но по мере того, как пациентка постепенно постига­ла это, ее Эго стало потреблять уже не так много энер­гии в попытках репрессировать запретные побуждения и фантазии. Ее Эго могло теперь принять знание о том, что инцестозные фантазии не то же самое, что действия, и что они являются неотъемлемым атрибутом опреде­ленного периода взросления. Миссис К. могла теперь увидеть, что ее Суперэго было слишком суровым. Она осознала, что жестоко себя укоряла в манере, сходной с ее мазохистскими сексуальными фантазиями. Жела­ние быть битой и бить и пачкать представляет собой регрессивные попытки получить замены сексуального удовлетворения.

По мере того, как пациентка принимала все это, прежде неосознанные явления становились осознанны­ми, появились заметные изменения в трех психических структурах. Эго перестало использовать регрессию, ре­активную формацию и изоляцию против импульсов, которые были раскрыты. Это стало возможным потому, что ее суровое Суперэго стало менее садистским по от­ношению к Эго. Анальные садомазохистские побужде­ния, будучи представлены сознанию, потеряли свою интенсивность, устремления ее Ид сместились в направ­лении получения генитального удовольствия. Измене­ния ее инстинктивных побуждений сделали возможным для миссис К. получение несколько большего сексу­ального удовлетворения с ее мужем, она потеряла импульсивную навязчивость в стремлении к негру.

Анализ реакции переноса и сопротивления играет важную роль во всех этих развитиях. Например, сексу­альные чувства миссис К. по отношению к ее отчиму прояснились, когда она призналась, что чувствовала, что я был сексуально привлекателен, «даже хотя вы гораздо старше, так, что могли бы быть моим отцом». Ее фантазии о том, чтобы быть побитой, проявились в анализе как страх, что я буду бить ее, и затем как же­лание, чтобы я делал это. У миссис К. было сильное сопротивление, не позволявшее ей рассказать о некото­рых ее сексуальных фантазиях, потому что она чувст­вовала себя так, будто я подсматриваю за ней в туа­лете. Это привело к нашему раскрытию ее «туалетиза­ции» сексуальности.

Миссис К. упорно работала во время анализа и по­сле почти полугода выработала относительно приемле­мый альянс со мной. Несмотря на болезненность реакций переноса и сопротивления, она смогла со временем иден­тифицироваться с моей точкой зрения и попытаться понять свои невротические реакции.

Временное и частичное улучшение побудило пациент­ку продолжить лечение. Теперь она была в состоянии разрешить себе продвинуться глубже, назад, в аналити­ческой ситуации и позволить себе вспомнить еще более ранние формы своего невротического конфликта. Сек­суальное желание к негру также служило важной за­щитной функцией против сильного гомосексуального побуждения. Было показано, что эта отличительная черта происходит от глубоко репрессированных оральных сосательных импульсов по отношению к матери, кото­рые ощущались как опасные для существования матери,

а также воспринимались как угроза индивидуальности пациентки. Рядом с этим конфликтом была очень при­митивная ярость к матери, которая воспринималась как опасная для матери и как угроза существованию самой миссис К. Понимание различных уровней невро­тического защитного инстинктивного конфликта привело к постепенным изменениям в структуре Эго, Ид. и Су­перэго пациентки. От некоторых старых защит отказа­лись, как от ненужных, были найдены новые защиты, которые делали возможным инстинктивное удовлетво­рение без вины. Были изменены старые взаимоотноше­ния между психическими структурами, возникли новые отношения с внешним миром.

 

1.3. Компоненты классической психоаналитической техники

 

Теперь, когда читатель сделал обзор психоаналити­ческой терапии, ее исторического развития и теорети­ческого остова, данный раздел имеет целью дать общее введение в технику сегодняшнего дня. Она состоит из рабочих определений или описаний терапевтических процедур и процессов, которые применяются в класси­ческом психоанализе. Ее цель — дать глоссарий техни­ческих терминов, концепций и продемонстрировать, как некоторые из них используются в частной и выхолощен­ной аналитической терапии, в сравнении с психоанали­тической терапией (Е. Бибринг, 1954; Гринакре, 1954; Гилл, 1954).

 

1.31. Продуцирование материала

 

1. 311. Свободная ассоциация

 

В классическом психоанализе преобладающим спо­собом сообщения материала пациентом является сво­бодная ассоциация. Обычно работа со свободными ас­социациями начинается после того, как предваритель­ное интервью будет завершено. В предварительном интервью аналитик оценивает способность пациента работать в психоаналитической ситуации. Часть этой работы состоит в определении эластичности Эго паци­ента, его способности восстанавливать душевные силы при колебаниях между более регрессивными функциями Эго, которые необходимы при свободном ассоцииро­вании, и более развитыми функциями Эго, требующими для понимания аналитических вторжений ответов на прямые вопросы и резюмирование каждодневной жизни в конце сеанса.

Пациент обычно свободно ассоциирует большую часть сеанса, но он может также рассказывать снови­дения или другие события ежедневной жизни или про­шлого. Для психоанализа характерно, что пациента просят ассоциировать при пересказе сновидений или дру­гого переживания. Свободная ассоциация имеет приори­тет над другими способами продуцирования материала в аналитической ситуации.

Однако свободное ассоциирование может быть на­рушено сопротивлением. Тогда задача психоаналитика будет состоять в том, чтобы проанализировать такие сопротивления для того, чтобы восстановить нормаль­ный процесс свободного ассоциирования. Случается также, что пациент не может оставить свободное ассо­циирование из-за того, что функции Эго нарушены. Это пример исключительной ситуации, возникающей в ана­лизе. И здесь задачей аналитика будет попытаться вос­становить мышление Эго — логическое мышление вто­ричного процесса. Он, вероятно, будет вынужден при­менить внушение, директивное указание для того, что­бы добиться положительного результата. Это не анали­тический прием, но он необходим, так как, судя по все­му, мы имеем дело с психотической реакцией в началь­ной стадии.

Свободная ассоциация — основной метод продуци­рования материала в психоанализе. Однако этот метод используется в отдельных случаях и в тех формах пси­хотерапии, когда предпринимаются попытки выйти в об­ласти неизведанного так называемыми «психоаналити­чески ориентированными психотерапевтами». Но исполь­зуется она в иеаналитической терапии, в укрывающей или поддерживающей терапии.

В разделе, посвященном, тому, что психоанализ тре­бует от пациента, будет представлено дальнейшее об­суждение свободной ассоциации (секция 4.12). Введение свободной ассоциации в связи с переходом к кушетке будет описано во втором томе.

1.312. Реакции переноса

Уже с момента лечения Доры Фрейд осознал, что реакции переноса пациента и его сопротивления дают весьма важный материал для аналитической работы (1905а, с. 112—122). Вследствие этого аналитическая ситуация организована так, чтобы максимально облег­чить развитие реакций переноса пациента. Сопротивле­ния имеют целью предотвратить или затруднить процесс переноса. Как сопротивление, так и перенос являются носителями жизненно важной информации о прошлом пациента, его репрессированной истории. Разделы 2 и 3 этого тома посвящены систематическому и подроб­ному обсуждению этой темы. Здесь же я попытаюсь дать лишь предварительную ориентацию в данном во­просе,

Перенос состоит в переживании эмоций, побуждений, отношений, фантазий и защит по отношению к некото­рой личности в настоящем, не адекватном по отноше­нию к ней, так как они являются повторением, переме­щением реакций, образовавшихся по отношению к зна­чимым личностям в раннем возрасте. Восприимчивость пациента к реакциям переноса исходит из его состояния инстинктивной неудовлетворенности и происходящей в результате этого необходимости поиска возможных раз­рядок (Фрейд, 1912а).

Важно заострить внимание на том факте, что паци­ент склонен повторять вместо того, чтобы вспоминать; повторение есть всегда сопротивление по отношению к функциям памяти. Однако путем повторения вновь и вновь прошлого пациент действительно делает возмож­ным для прошлого «вхождение» в аналитическую ситу­ацию. Повторение переноса привносит в анализ матери­ал, который иначе остался бы вне поля зрения. Если перенос должным образом обработан, он приведет к воспоминаниям, реконструкциям и пониманию и к окон­чательному прекращению повторений.

Существует много способов классификации различ­ных клинических форм реакций переноса. Обычно ис­пользуются такие обозначения, как позитивный и нега­тивный перенос. Название «позитивный перенос» отно­сится к различным формам страстного сексуального желания, а также к симпатии, любви и уважению к аналитику. Название «негативный перенос» применяет­ся к различным разновидностям агрессии в форме гне­ва, сим-антипатии, ненависти или презрения по отно­шению к аналитику. Следует понять, что все реакции переноса, по существу, амбивалентны, а то, что проис­ходит в клинике, это лишь «поверхность».

Для того чтобы реакции переноса имели место в аналитической ситуации, пациент должен быть спосо­бен рискнуть некоторой временной репрессией, в рам­ках Эго-функций и объектных отношений. Эго пациента должно быть способно на временную регрессию к ре­акциям переноса, но эта регрессия должна быть частич­ной и обратимой, так, чтобы пациент мог быть под­вергнут лечению и в то же время жить в реальном мире. Люди, которые не осмеливаются регрессировать от реальности и те, которые не могут вернуться легко к реальности, с трудом отваживаются на психоанализ. Фрейд подразделял неврозы на две группы на основа­нии того, может пациент или нет развивать и со­хранять относительно сцепленный набор реакций пере­носа и вместе с тем функционировать в анализе и во внешнем мире. Пациенты с «неврозом переноса» могут делать это, тогда как пациенты, страдающие «нарци­стическим неврозом», не могут (Фрейд, 1916—17, с 341, 414—415, 420—423).

Фрейд также использовал термин невроз переноса для того, чтобы описать ту совокупность реакций пере­носа, в котором анализ и аналитик становятся центром эмоциональной жизни пациента и невротический кон­фликт пациента вновь оживает в аналитической ситуа­ции (Фрейд, 1914, с. 154). Все важные проявления бо­лезни пациента будут пережиты или привнесены в ана­литическую ситуацию (Фрейд, 1905а, с. 118—119; 1914с, с. 150—154; 1916—1917, раздел XXII).

Психоаналитическая техника направлена на то, что­бы обеспечить максимальное развитие невроза переноса. Относительная анонимность аналитика, его ненавязчи­вость, «правило абстиненции» и «правило аналитик — зеркало» — все это имеет целью сохранить относитель­но «неоскверненным» поле для многообещающего невро­за переноса (Феничел, 1941, с. 72; Гринакре, 1954). Невроз переноса есть артефакт аналитической ситуации; он может быть уничтожен только путем аналитической

работы. Он служил как бы переходом от болезни к здо­ровому состоянию.

С одной стороны, невроз переноса — один из наибо­лее важных проводников успеха в психоанализе; с дру­гой — наиболее частная причина терапевтической не­удачи (Фрейд, 1912а, 1914с; Гловер, 1955, Главы VII, VIII). Невроз переноса может быть разрешен только путем анализа, другие процедуры могут изменить его форму, но при этом увековечат его (Гилл, 1954).

Психоанализ — единственная форма психотерапии, которая пытается разрешить реакции переноса путем систематического и досконального анализирования по­следних. Сторонники кратких или неквалифицирован­ных версий психоанализа делают это лишь частично и выборочно. Следовательно, кто-то может анализировать только негативный перенос и то лишь тогда, когда он угрожает прервать лечение, или анализировать перенос настолько глубоко, насколько это необходимо для того, чтобы пациент был в состоянии работать в терапевти­ческой ситуации. В таких случаях после лечения всегда остаются некоторые остаточные явления нерешенных реакций переноса. Это убеждает в том, что нерешенный невроз остается неизмененным.

В неаналитических формах психотерапии реакции переноса не анализируются, но им потворствуют и с ними манипулируют. Терапевт присваивает себе роль какой-то фигуры из прошлого, реального или фантазии и потворствует каким-то инфантильным страстным же­ланиям пациента. Терапевт может действовать как лю­бящий, ободряющий родитель, как карающий мора­лист, и пациент может чувствовать временное улучшение или даже «излечение». Но эффект от этих «лекарств переноса» мимолетен и длится лишь столько, сколько идеализированный перенос на терапевте будет неприка­саем (Феничел, 1945а, с. 559—561; Хунберг 1932, с. 335—340).

 

1.313. Сопротивления

 

Термин сопротивление относится ко всем силам внутри пациента, которые находятся в оппозиции проце­дурам и процессам психоаналитической работы. В боль­шей или меньшей степени оно присутствует от начала и до конца лечения (Фрейд, 1912а). Сопротивления за­щищают статус-кво невроза пациента. Сопротивления находятся в оппозиции аналитику, аналитической ра­боте и приемлемому Эго пациента. Сопротивления — операционная концепция, а не вновь созданные анали­зом. Аналитическая ситуация становится тем местом действия, где обнаруживается сопротивление.

Сопротивление есть повторение всех защитных опе­раций, которые пациент использовал в своей обычной прошлой жизни. Все вариации психических явлений могут быть использованы для целей сопротивления, на вне зависимости от того, что служит его источником, со­противление действует через Эго пациента. Хотя неко­торые аспекты сопротивления могут быть осознаны, значительная их часть остается бессознательной.

Психоаналитическая терапия характеризуется до­скональным и систематическим анализом сопротивлений. Задача психоаналитика состоит в том, чтобы раскрыть, как пациент сопротивляется, чему он сопротивляется и почему он делает это. Непосредственной причиной со­противления всегда является избегание таких болезнен­ных явлений, как тревога, вина или стыд. За этим могут быть найдены инстинктивные побуждения, которые и вызывают болезненный аффект. В конце концов, будет выяснено, что это страх травматического состояния, которое сопротивление пытается отвратить (А, Фрейд, 1935, с. 45—70; Феничел, 1945, с. 128—167).

Существует много способов классификации сопро­тивлений. Наиболее важное практическое различие состоит в дифференциации Эго-синтоничных сопротивле­ний от сопротивлений, чуждых Эго. Если пациент чув­ствует, что сопротивление чуждо ему, он готов рабо­тать над ним аналитически. Если же оно Эго-синтонич­ное, он может отрицать его существование, преумень­шать его важность или рационализировать его исчез­новение. Одним из важных шагов при анализировании сопротивления является превращение его в сопротивле­ние, чуждое Эго. Как только это будет достигнуто, па­циент сформирует рабочий альянс с аналитиком и бу­дет временно и частично идентифицировать себя с ана­литиком в своей готовности работать над анализом сво­его сопротивления.

Другие формы психотерапии пытаются избежать или преодолеть сопротивления путем внушения или исполь­зуя наркотики, или эксплуатируя отношения переноса. В укрывающей или поддерживающей терапии терапевт пытается усилить сопротивление. Это может быть не­обходимо для пациента, который может перейти в пси­хическое состояние. Лишь в психоанализе терапевт стре­мится выявить причину, цель, форму и историю сопро­тивлений (Кнайт, 1952).

 

1.32. Анализирование материала пациента

 

В классическом психоанализе большое число тера­певтических процедур используется для работы на раз­личных уровнях. Общей характеристикой для всех ана­литически ориентированных техник является их непос­редственная цель — улучшение понимания пациентом самого себя. Некоторые процедуры не добавляют этого понимания «пер се», но усиливают те функции Эго, которые необходимы для достижения понимания. На­пример, отреагирование создает достаточную разрядку инстинктивных напряжений, так что осажденное Эго далее не будет чувствовать надвигающуюся опасность. Более спокойное Эго облегчит затем возможность на­блюдения мышления, вспоминания, оценки, функции, которые были утрачены в остром тревожном состоянии. Понимание теперь становится возможным. Отреагиро­вание — одна из неаналитических процедур, которая часто используется при аналитическом лечении. Часто оно является необходимой предпосылкой для инсайта.

Анти-аналитические процедуры — те, которые бло­кируют или уменьшают способности к пониманию и ин­сайту. Меры или действия, которые ослабляют функции Эго по наблюдению, мышлению, воспоминанию и оцен­ке, принадлежат к этой категории. В качестве подоб­ных действий можно назвать назначение некоторых наркотиков интоксикации, быстрое и легкое успокаи­вание, удовольствия переноса, отвлечения внимания и т. д.

Наиболее важная аналитическая процедура — интерпретация; все остальные подчинены ей теоретически и практически. Все аналитические процедуры — это либо шаги, которые ведут к интерпретации, либо делают ее эффективной (Е. Бибринг, 1954; Гилл, 1954; Мен­нингер, 1958).

Термин «анализирование» — стенографическое вы­ражение, которое относится к техникам по достижению понимания, Он обычно включает четыре различных процедуры: конфронтацию, прояснение, интерпретацию и тщательную переработку. В последующих частях будет дано более обширное обсуждение и клинические при­меры того, как каждая из этих процедур применяется. Здесь я ограничусь рабочими определениями и просты­ми иллюстрациями.

Первый шаг при анализировании психического фе­номена — конфронтация. Явление должно стать оче­видным для сознательного Эго пациента. Например, до того, как я смогу интерпретировать причину, из-за кото­рой пациент избегает определенной темы во время се­анса, я сначала должен показать ему, что он избегает чего-то. Иногда пациент сам видит это, тогда можно переходить к следующему шагу. Однако, прежде чем предпринимать любые дальнейшие аналитические шаги, нужно убедиться, что пациент сам различает тот пси­хический феномен, который мы пытаемся анализиро­вать.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 883; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.