Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

От 1-1.5 до 3 лет




Основные характеристики анальной фазы.

Анальная фаза развития связана с возникновением Эго. Анальная эротика, по мнению Фрейда, связана с приятными ощущениями от работы кишечника, от выделительных функций, и интересом к собственным фекалиям. Это период «приучения к горшку». Пользование туалетом. Первое требование: отказаться от инстинктивных побуждений, определяющее будущие формы контроля - поощрения детей к регулярному опорожнению кишечника или мочевого пузыря.

Правильный воспитательный подход опирается на внимание к состоянию ребенка. Эмоциональная поддержка опрятности как проявление самоконтроля имеет долговременный позитивный эффект в становлении аккуратности, личностного здоровья и гибкости мышления. При неблагоприятном варианте развития родители ведут себя чрезмерно строго и требовательно, добиваются опрятности как можно раньше, ориентируясь в основном на формальные режимные моменты. В ответ на эти неадекватные требования у ребенка возникают в своем роде протестные тенденции в виде «удерживания» (запоров) или «выталкивания». Эти фиксации способствуют складыванию своеобразного свойства личности:

· Анально - удерживающего (упрямого, скупого, методичного) или

· Анально – выталкивающего субъекта (беспокойного, импульсивного, склонного к разрушению)

Основной орган анальное отверстие, «восприятие мира через анальное отверстие».

 

Коммуникативная функция: испражнение, отношение Я – САМОСТЬ. Модели поведения отдавать, дарить, отказывать, удерживать. Давать себе волю владеть собой; производить что-то; возврат к собственной интимной сфере; категории времени и порядка.

Нарушения: навязчивая структура невроза; навязчивые идеи, приверженность к порядку, педантичность, неспособность к принятию решений, страх отдачи.

 

Навязчивая структура: отсутствие спонтанности, навязчивая потребность в каузальности, эмоциональное оскудение, страх перед отдачей, страх перед переменами, страх смерти, бессознательное стремление к смерти, постоянные сомнения, ложная скромность, игнорирование всего живого, склонность к обеспечению собственной безопасности, блуждающее СВЕРХ-Я.

 

Положительные черты: надежность, стабильность, обязательность, обдуманность действий.

 

Защитные механизмы: отмена «сделанного», изоляция, смещение. Рационализация (формирование идеологии), сублимация (слишком рано), регрессия.

 

Схема ответа по лекциям Рождественского.

Анальная фаза начинается с того, что ребенок начинает овладевать своими сфинктерами и способен теперь самостоятельно регулировать работу кишечника, вернее процесс сохранения или выделения продуктов пищеварения. Где-то с первой половины второго года жизни, удовольствие от анальной деятельности становится легко наблюдаемым. Ребенок получает удовольствие от отдачи продуктов пищеварения, или от их мстительного удерживания в себе.

Именно на этой стадии развития закладываются такие регуляторы поведения как стыд и отвращение, которые развиваются как реактивные образования против гордости за продукты своей жизнедеятельности.

В начале второго года жизни у ребенка появляется символическое мышление, это означает, что одни предметы могут означать и заменять другие. Богатой символикой наделяется анальная деятельность и продукты, выделяемые из ануса. Анальная деятельность как мощное средство манипуляции родителями. Отдача продуктов – любовь. Не отдача – анальное упрямство, мощное средство протеста против родительских установок.

Индикаторы анальной фазы:

· немотивированное изменение деятельности кишечника

· изменение в эмоциональном состоянии

Важной характеристикой анальной фазы является анальная агрессия. К концу второго года жизни ребенок вступает в период анального конфликта амбивалентности. Это конфликт любви и ненависти к родителям. Ребенок демонстрирует любовь к матери, которая дарит ему любовь и безопасность, и демонстрирует ненависть к матери, которая является источником запретов и ограничений. Для матери важно выдерживать эту детскую агрессию, выдерживать конфликт амбивалентности.

Ребенок расщепленно воспринимает мать, и саморепрезентация у него так же расщеплена. Он чувствует себя то «абсолютно хорошим», то «абсолютно плохим», и эти репрезентации не интегрированы. Если мать не является интегрированной личностью, то у ребенка будут проблемы с репрезентацией себя. В зрелом возрасте он не будет воспринимать людей целостно. Отношения к людям будут колебаться от идеализации до обесценивания.

Еще одной характеристикой анальной фазы является интерес к анатомическому различению полов. Это происходит вначале третьего года жизни. Можно сказать, что на протяжении всего третьего года жизни идет перекрытие анальной и генитальной эрогенности. Фрейд рассматривал формирование представлений об анатомическом различении полов и как формирование полоролевой идентичности, то есть полоролевой принадлежности.

Мать как первый объект идентификации. Девочка сохраняет первичную идентификацию. Мальчик – меняет объект идентификации. Он обесценивает мать и идентифицируется с отцом.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 963; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.