Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные характеристики латентной фазы




У каждого учения есть свое начало. У психоанализа таким началом стала теория психосексуального развития. Эта теория рассматривает развитие личности как развитие влечений, сексуального (либидинозного) и агрессивного. Эти две базовые динамические силы определяют не только интропсихические, но и межличностные процессы.

Ребенок проходит развитие от недифференцированного влечения, в основе которого лежит собственное удовольствие, до альтруизма психосексуального влечения, основу которого составляет забота об удовольствии партнера, как продолжения себя.

Латентная стадия - промежуточная стадия в этом процессе развития. Она начинается в возрасте 6-7 года и заканчивается в возрасте 10-11 лет.

Она наступает после инфантильно-генитальной стадии развития и предшествует подростковой стадии.

Различают ранний латент - до 9 лет и поздний латент - с 9 до 10-11 лет.

В латентный период главная задача состоит в социализации. Задача социализации ведет к переструктурированию психики. На этой стадии ребенок попадает в широкое поле отношений, и теперь помимо родителей у него появляются новые авторитеты, у которых свои эмоциональные, поведенческие, когнитивные стереотипы. За счет идентификации с новыми авторитетами ребенок обогащает свое Эго. То же происходит в системе стандартов СуперЭго – оно обогащается новыми стандартами, моральными и этическими установками новых авторитетов. Ребенок, например, понимает, что за тот или иной поступок не обязательно себя так жестко осуждать, и т.д.

Изменения в психике в латентный период:

· начинают доминировать вторичные психические процессы, идущие не от Ид, а от Эго

· формируется способность рассуждать логически

· ребенок превращается из природного существа в существо социальное, обретая способность оценивать других людей и себя среди них

· СуперЭго начинает проявлять первые признаки автономии от родительских установок. Ребенок может оценивать события с этической точки зрения независимо от родительского взгляда.

· появляется представление о справедливости-несправедливости

· увеличивается пропасть между фантазиями и реальностью. Важно чтобы ребенок

· получал удовольствие от реально совершенного дела

· Эго и СуперЭго уже могут долго держать влечения в репрессированном состоянии.

· против влечений направляется весь ассортимент защит, в том числе специфические для этой стадии – защитные фантазии.

В этом процессе социализации ребенку помогают латентные группы – группы сверстников (класс, компания), они, как правило, однополые и лишены внутренней иерархии. Эти две особенности не случайны и вносят определенный вклад в психическое развитие. За счет однородности по полу и взаимных идентификаций происходит укрепление полоролевой идентичности. На этой стадии обогащается ассортимент психических средств, Эго становится более гибким. Однако стандарты СуперЭго ослаблены.

Для успешного решения задач социализации необходимо временное подавление влечений. Эту задачу отчасти помогает решить Эго и СуперЭго, так как они настолько сформированы, что могут держать влечения в репрессивном состоянии. Вообще же на этой стадии против влечений направляется весь ассортимент психических защит. Специфической для этого периода развития являются защитные фантазии. Существуют две защитные фантазии латентной фазы:

· Фантазия семейного романа (относится преимущественно к раннему латенту)

· Фантазия близнецов (относится к позднему латенту).

В норме эти фантазии бессознательные, но они определенным образом структурируют поведение латентного ребенка. В основе фантазии семейного романа лежит представление о том, что родители, с которыми он живет - не его родители, его родители – лучше, возвышеннее, статуснее и богаче. Они его потеряли и ему нужно приложить усилия, чтобы их найти. В основе этой фантазии лежит защитный механизм смещения: смещение влечений по цели.

Эта фантазия позволяет ребенку отвести либидинозные и агрессивные импульсы с реальных родителей на вымышленные образы. Реализация агрессивных импульсов (сексуальных и агрессивных) недопустима, и с помощью этой фантазии ребенок как бы говорит себе: те родители, с которыми я живу, недостойны ни моей любви, ни моей агрессии. Они могут жить спокойно, я их не потревожу. Кроме того, эта фантазия становится для ребенка мощным стимулом к самосовершенствованию, потому, что чтобы найти настоящих родителей, нужно сначала превратиться в героя - драконоборца, нужно усвоить много знаний, обрасти много сил, т.к. путь предстоит долгий. Эта фантазия бессознательная, она только структурирует поведение ребенка, но если у ребенка неблагополучные отношения с родителями, эта фантазия может достигать сознания – ребенок начинает сознательно фантазировать: а вдруг это не мои настоящие папа и мама? А что если у меня где-то есть другие? Наконец, в редких случаях, когда отношения нарушены патологически, эта фантазия может принимать форму бредового убеждения. Дромомания – неодолимая склонность к побегам из дома, которая характерна именно для латентных детей и возможно в ее основе лежит фантазия семейного романа. Ребенок может бежать куда угодно, но никто никогда не бежит из дома, бегут всегда домой. Они бегут всегда искать своих настоящих родителей, свой настоящий дом, даже если не отдают себе в этом сознательного отчета.

Фантазия близнецов: проявляется в представлении ребенка о том, что у него есть двойник – близнец, который является полной зеркальной противоположностью. А это значит, что ребенку нельзя ничего, а близнецу можно все. В основе этой фантазии лежит защитный механизм проекции. Двойник, которому все можно – это моя собственная «плохая часть», это мои влечения, это природная часть меня, которая мешает решать задачу социализации. Я вынужден страдать и завидовать моему двойнику, так как я – социален, но зато я адаптирован и я в безопасности. Если в этот период не происходи у ребенка прорыва импульсов влечений - он делает не то что надо, а то, что хочется, это признак того, что влечения слишком репрессированы, что развивает склонность к невротизации.

Дети часто в латентный период используют против агрессии со стороны СуперЭго проективную защиту, которая может иметь несколько проявлений. В одном случае ребенок начинает бояться разбойников, чудовищ, или воров (воры – проекции во вне его собственной «плохости»). В другом случае, ребенок чувствует со стороны окружающих постоянный контроль и постоянную готовность осудить его за что-то предосудительное. А иногда эти проекции начинают развиваться по пути проективных идентификаций. Проективная идентификация отличается от проекции тем, что я не только проецирую в объект то, что неприемлемо чувствовать в себе, но и активными вербальными и невербальными средствами заставляю объект видоизмениться до соответствия спроецированному содержанию. Итак, говоря о проективной идентификации на латентной стадии, мы подразумеваем, что дети не только чувствуют, что окружающие их осуждают, но и начинают вести себя таким образом, чтобы спровоцировать это осуждение. Так реальность подтверждает их фантазию.

Проективные защиты проявляет ребенок, который выглядит гипертрофированно морально и порядочно, но при этом бегает к взрослым и ябедничает на сверстников. Он, таким образом, этих других осуждает за свои собственные желания и проступки, он постоянно ищет, находит и постоянно демонстрирует всем: «смотрите, во мне этого нет, а вот в Ваське это есть».

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1502; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.