Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Концепция Дональда Вудса Винникота




Винникотт был лидером независимой группы британского ПА общества, он был одним из первых убежденных сторонников теории отношений в противовес теории инстинктов. Винникотт отстаивал точку зрения, согласно которой влечения (которые Фрейд ставил во главу угла) вообще не играют в развитии личности никакой роли или играют минимальную роль. Все дело в том, как развиваются отношения. Это в определенном смысле была радикальная точка зрения – современные объект - теоретики не склонны преуменьшать роль влечений, они тоже играют значительную роль, но что касается значимости отношений – Винникотт, был прав.

В течение большей части ХХ века аналитики были «поделены» на 2 больших лагеря:

1) одни полагали, что младенец появляется на свет организмом и его потребность в отношениях и возможность их развития – это то, что должно вызревать постепенно в процессе его развития и материнского ухода за ним (Фрейд, Р. Шпиц);

2) другие считали, что нельзя говорить о младенце исключительно как об организме – младенец появляется на свет уже готовым к построению отношений, и он сразу начинает этим заниматься (Балинт).

Винникотт занимал промежуточную точку зрения между этими двумя крайними – младенец появляется на свет с уже существующей потребностью в отношениях. Т.е. потребность в отношениях первична, но вот готовность к ним, способность их строить – это то, что появляется со временем.

В основу концепции Винникотт положил понятие самости (Self) – как физиологической основы будущего Я. «Я» развивается исключительно в сфере отношений и в процессе отношений. Влечения, например, сексуальное, с точки зрения Винникота находятся на службе Я: инстинкты питают отношения определенной энергией (эмоциями) – и в этом состоит их назначение. «Я» в своей первичной физиологической форме существует с момента появления на свет. Процесс его развития Винникотт рассматривал в строго определенном аспекте: развитие личности – процесс развития зависимости от объекта. Зависимость постепенно меняет свой характер, меняет формы, в которых она проявляется и это и есть процесс эволюции «Я».

Базовый тезис Винникота: такое явление, как младенец не существует, существует только «младенец и мать» («младенец и объект»). «Младенец + мать» - эта формула наиболее ярко проявляется в первые недели появления ребенка на свет. Первичное состояние зависимости ребенка от объекта, которое существует на этой ранней фазе, Винникотт называет абсолютной зависимостью, т.е. младенец нежизнеспособен без материнской поддержки. На этой стадии для него не существует объекта: материнская грудь – это он сам, материнские руки – это он сам. По формулировке Винникота: первый объект есть субъект. Грудь является целостным продолжением младенца, и представляет для младенца просто основу бытия.

Первый год жизни - начинает выделяться мир объектов, ребенок синхронно начинает ощущать свою зависимость, появляется стремление к независимости. Это и есть основа раннего развития.

1) этап абсолютной зависимости – состояние интеграции – младенец и мать – одно целое и в телесном и в психическом аспекте;

2) этап относительной зависимости - состояние персонализации – начинает формироваться персона ребенка, начинается первое отличение Я и не - Я, Появляется мир объектов и абсолютная зависимость сменяется относительной.

3) этап относительной независимости – начало подлинных объектных отношений.

Переход от абсолютной к относительной зависимости совершается между 2 и 4 месяцами жизни, а достижение относительной независимости может происходить и во второй половине первого года жизни, и в первой половине второго. Стадия относительной независимости не заканчивается никогда – независимость всегда остается относительной.

Революционное влияние Винникота заключалось в том, что до него и психоаналитики и психиатры, и философы утверждали, что в человеческом мире существует только две реальности – реальность внутренняя и реальность внешняя. Винникотт первый предположил существование третьей реальности – как бы переходной между этими двумя - зона непосредственного опыта.

Когда младенец появляется на свет, он какое-то время существует только в своей внутренней реальности. Его мир – это мир всемогущих галлюцинаторных фантазий. От этого субъективного мироощущения он должен перейти к принятию окружающей реальности как таковой. Этот переход должен совершаться постепенно, и зона непосредственного опыта является той переходной зоной, через которую можно постепенно принять окружающий мир.

Переходный (транзиторный) объект. Начиная с определенного момента, обычно в 3-4 месяца, ребенок начинает тянуть в рот те предметы, которые оказываются доступны – игрушки, уголок одеяла или подушки. Т.е. ребенок начинает вплетать в границы своего я предметы, которые на самом деле продолжением его Я не являются. Переходный объект спасает ребенка от депрессивного состояния и помогает ребенку не травматично переносить периоды, когда мамы рядом нет. Переходный объект – это объект, который ребенок воспринимает как уже немножко не - Я, но все-таки еще немножко Я. Это и есть тот объект, который постепенно обеспечивает ему не травматичное принятие окружающего мира.

Переходный объект наделен двумя характеристиками:

1) символизирует материнскую грудь как первый объект отношений;

2) он предшествует тестированию реальности. Переходный объект служит для сепарации того, что не относится к «Я» ребенка.

Переходный объект меняется. На ранней стадии это – кусочек одеяла, потом – любимая игрушка, которую ребенок начинает таскать с собой повсюду – на прогулку, в детский сад, переходный объект ни в коем случае нельзя отнимать у ребенка насильно, он в нем нуждается, это значит, что его окончательная сепарация от окружающего мира еще не произошла.

Можно изобразить переходную область условно. Есть область внутреннего мира, которая наполненная фантазиями. Есть область реальности, наполненная реальными объектами. Переходная область наполнена содержаниями, которые Винникотт называет иллюзиями. Иллюзия – это то, что сознательно воспринимается субъектом, как отличное от реальности, но при этом наделено всеми свойствами такой реальности. Для детей это – переходный объект, который с определенно времени перестает восприниматься именно как материнская грудь, но является ее символом. Такой иллюзией становится игра. Игра – это тоже продукт сферы иллюзий.

Область иллюзий - это та область, которая во взрослой жизни заполняется искусством и религией. Винникотт подчеркивал, что реальность сама по себе настолько невыносима, что без подстраховки иллюзией не может быть принята не травматично.

Еще одно понятие, которое Винникотт ввел в психоанализ – достаточно хорошая мать. Это мать, которая способна после рождения ребенка погрузиться в состояние, которое называется нормальная материнская болезнь или первичная материнская озабоченность. Это состояние, в котором мать переживает своего собственного младенца как продолжение своего собственного тела, своего телесного «Я». Если такое состояние достигнуто, происходит синхронизация ритмов между матерью и младенцем, которая означает, что у матери потребность покормить младенца грудью появляется синхронно с потребностью младенца в материнской груди. Этот процесс становится периодичным, циклы синхронизируются и тогда младенец получает следующий неоценимый опыт: как только у меня появилось желание, сразу появилось нечто, с помощью чего это желание удовлетворено. В этом акте младенец переживает чувство всемогущества. Именно такое взаимодействие с матерью закладывает основу чувства, что мир обладает свойством предсказуемости. Это основа базового доверия к миру - ребенок не будет тревожным, потому что для него теперь появление внутреннего напряжения, появление желания, будет вызывать не тревогу, а предвкушение удовольствия.

Если же мать не настолько идентифицироваться с ребенком, чтобы на телесном уровне улавливать его потребности – такая мать начинает кормить ребенка не тогда, когда он захочет, а по расписанию, это и будет преждевременным вторжением реальности в мир фантазии, тот травматический опыт, который не способствует формированию зоны иллюзий. Если такое вторжение реальности все-таки имеет место, происходит расщепление Я на две части, каждая из которых действует по своему сценарию:

1) Поскольку реальность страшна и непредсказуема, я не буду иметь с ней никаких отношений, я уйду внутрь себя, уйду в мир своих фантазий. Это, по сути, будет реализацией психотического потенциала.

2) Если реальность страшна и непредсказуема, я из кожи вон вылезу, чтобы сделать ее для себя безопасной, буду выполнять все ее требования, даже в ущерб своим желаниям.

В итоге существуют внутренняя часть Я, которая не поддерживает с реальностью никаких отношений, и вторая часть Я, которая никак не соотносится с реальностью внутренней, а занята только построением отношений с внешней реальностью. Между ними возникает изоляция, связь между ними потеряна, потому, что у них диаметрально противоположные цели. В результате в одних случаях такое преждевременное вторжение реальности в мир фантазии ребенка может сделать человека психотиком.

Другой, гораздо более распространенный и гораздо менее болезненный вариант – развитие личности, обладающей Ложной Самостью. Ложная самость – человек, который чувствует необходимость не столько жить в этом мире, сколько выживать, занявший предельно конформистскую позицию к окружающей жизни. Его истинный творческий потенциал остается не реализованным, потому что реализация творческого потенциала всегда подразумевает взаимодействие фантазии с реальностью. А у него фантазии как элемент внутреннего мира оказались вычеркнутыми из его реальной жизни.

Ложная самость может быть двоякой:

1) как маска, т.е. человек, может осознавать, что он в жизни способен на большее, ощущать в себе определенный творческий потенциал, который остается нереализованным, потому что жизнь такая, что к ней можно только приспосабливаться;

2) ложная самость может пропитывать человека насквозь, тогда о своем потенциале он сам не подозревает. Иногда, чтобы понять, что у человека под ложной самостью скрыта истинная, нужно, чтобы жизнь его поставила в стрессовую ситуацию, … или это может открыться в процессе анализа. Винникотт кстати понимает анализ как процесс творчества и как процесс, который ведет человека к способности творить.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 4987; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.