КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Обзор концепций Маргарет Малер
Маргарет Малер предложила целостную, интегрированную теорию развития ребенка от рождения до 3 лет. М. Малер с двумя своими постоянными соавторами – Фредом Пайном и Анне Бергман были эмпирическими исследователями раннего детского возраста. Она наблюдала детей от появления на свет до 3-х лет, много наблюдала их в игровой обстановке. Она представила концепцию развития первых трех лет жизни, которая опирается на следующее представление: главное психологическое достижение, которому приходит ребенок в течение первых трех лет – формирование целостного и стабильного образа себя и такого же целостного и стабильного образа матери (как первого главного объекта), отличного от своего образа. Процесс, в котором происходит формирование целостных и стабильных репрезентаций «Я» и Объекта. Эти репрезентации ребенок выстраивает в нескольких этапах. Весь процесс в целом получил у М.Малер название процесс сепарации - индивидуации. Сепарация – это процесс формирования целостной репрезентации себя, отделенный от репрезентации объекта. Идентичность – это способность ответить на вопрос «Кто Я?». Индивидуация – процесс формирования собственной уникальной идентичности и восприятия своих индивидуальных характеристик. Весь процесс развития ребенка от рождения до 3-х лет М.Малер делит на 3 фазы: 1) фаза аутистическая или фаза нормального аутизма (от рождения до 4-х недель); 2) симбиотическая фаза (1 – 4-5 мес.); 3) фаза сепарации - индивидуации (4-5 мес. – 3 года). Фаза сепарации - индивидуации в свою очередь делится на 4 подфазы: 1) подфаза дифференциации (4-5 мес. – 9-12 мес.); 2) подфаза практики (9-12 мес. – 15-18 мес.); 3) подфаза воссоединения (15-18 мес. – 2 года); 4) подфаза на пути к постоянству либидинозного объекта (2 – 3 года). Фаза нормального аутизма. Впервые 4 недели жизни ребенок минимальным образом вовлечен или даже вообще не вовлечен в мир внешних стимулов. Он живет только своей внутренней реальностью и про внешнюю ничего не знает, хотя обычно уже на 2-й неделе жизни становится заметной восприимчивость ребенка к каким-то внешним стимулам, но он еще не демонстрирует реакции на них. Главная задача матери на этом этапе – обеспечивать адекватный физиологический уход, а именно – синхронизация ритма, достигаемая за счет того, что Винникотт называл нормальной материнской болезнью. Если мать дает ребенку эту заботу, тогда у ребенка постепенно теряется потребность оставаться в аутистической изоляции и к концу первого месяца жизни становятся заметными первые его отклики на материнские прикосновения, взгляд и т.д. Симбиотическая фаза. Ребенок начинает демонстрировать первые признаки того, что он ощущает, что в этом мире есть нечто, не относящееся к его «Я». Он начинает улыбаться обращенному к нему лицу, начинает впервые вступать в невербальный диалог – жестами, мимикой. Фаза называется симбиотической потому, что за пределами взаимодействия с матерью пока еще для ребенка ничего не существует. И только к концу этого периода появляется то, что Винникотт называл «переходный объект», который не вполне объект внешнего мира, он только начинает постепенно ребенком восприниматься как нечто внешнее. Переходный объект является только символом ухаживающего лица. К 4-5 месяцам арсенал диалога расширяется, появляются новые мимические выражения, появляются новые звуки. К концу симбиотической фазы ребенок начинает узнавать лицо, которое о нем заботится, выделять его из множества других. Р. Шпиц считал, что это узнавание начинает происходить намного позднее, примерно в 8 месяцев (И Анна Фрейд) М. Малер считала, что это постоянство объекта устанавливается к концу симбиотической фазы. Это происходит за счет следующих процессов: 1) развивается интегративная функция «Я» (все, что происходит в симбиотической фазе – это развитие и начало активного функционирования интегративной функции). Сначала, когда ребенок начинает идентифицировать мать, она для него состоит из множества разрозненных фрагментов. Он отдельно узнает ее прикосновения, ее запах, ее голос, ее взгляд, По мере того, как накапливаются множественные впечатления (тактильные, визуальные и т.п.) и по мере возрастания мнемонических способностей, все эти впечатления закрепляются, и складываться в целостную картину. Происходит это следующим образом. Например, если ребенок уже отдельно идентифицирует материнские прикосновения, ее запах и ее голос, начинает замечать, что все эти три восприятия, как правило, появляются одномоментно, синхронно. Накопление такого опыта интеграции восприятий приводит к формированию целостного образа матери. Главным достижением симбиотической фазы является узнавание ребенком заботящегося лица, которое уже выделяется им как не-я, как нечто, не относящееся к его телу. Понятно, что процесс восприятия и интеграции образа собственного тела происходит синхронно: соотнося себя с объектом, ребенок сначала воспринимает отдельные фрагменты собственного тела (как писал Фрейд, наше чувство Я начинается как чувство тела), постепенно сводя их в нечто целостное. Итак, на симбиотической фазе 1) формируется образ телесного «Я»; 2) начинается дифференциация представлений о себе и другом человеке, т.е. это есть начало формирования репрезентаций «Я» и объекта. Фаза сепарации - индивидуации. Подфаза дифференциации (4-5 мес. – 9-12 мес.). В этот возрастной период ребенок начинает воспринимать мир объектов, за рамками взаимодействия с матерью. М.Малер эту подфазу называла также подфазой прорыва симбиотической скорлупы. Обычно в это время увеличивается моторная активность, ребенок активно ползает, перемещается в пространстве, обнаруживая новые объекты. Как раз формируется паттерн перепроверки матерью. Мать для ребенка существует пока еще в двух ипостасях: · есть мать хорошая, от которой исходит удовлетворение потребностей, · и есть мать плохая, которая фрустрирует и ограничивает, причем плохая мать на этой стадии заметно активизируется, просто потому, что чем более ребенок становится активен, тем более матери приходится прибегать к жестам ограничения и запрещения. Но при существовании плохой матери, если отношения ребенка с матерью в целом позитивны, образ хорошей матери все же доминирует. Вспомним, что еще согласно наблюдениям Анны Фрейд, как раз в разгар подфазы дифференциации, т.е. в 7-8 месячном возрасте достигается постоянство объекта, которое подразумевает, что либидинозная привязанность ребенка к матери перестает зависеть от условий удовлетворения его потребностей. Если образ хорошей матери доминирует, то ребенок в своих исследованиях окружающего мира постоянно чувствует материнскую поддержку. По определению М.Малер мать для него в это время является базой для эмоциональной дозаправки. Мать становится все более значимой, референтной фигурой. Если ребенок чувствует ее поддержку, он не будет бояться открывать для себя что-то новое, он будет активно искать взаимообмен с новыми лицами, будет стараться новым лицам в чем-то подражать, интроецировать какие-то их жесты или звуки. Но только при одном условии: если эти жесты или звуки не встречают материнского испуга или неодобрения. Ребенок в новых для себя ситуациях очень тонко отслеживает эмоциональную реакцию матери и начинает к определенным вещам и явлениям относиться сходным образом. Эта подфаза, можно сказать, самая радужная в жизни ребенка: весь мир, наполненный интересными вещами, тебе открыт для исследования. Подфаза практики (9-12 мес. – 15-18 мес.). К этому возрасту, ребенок начинает обнаруживать границы своих возможностей. Ребенка покидает чувство всемогущества. Наступает дифференциация фантазий и реальности. Но, самое травматичное, что происходит в это время, это расставание с пьянящим чувством постоянного материнского присутствия. Теперь нужно выбирать одно из двух удовольствий: либо наслаждаешься безопасностью, которую дает реальное материнское присутствие, либо – открытиями окружающего мира, но тогда умей полагаться на самого себя. Раньше эти удовольствия не противоречили друг другу. Это очень важный опыт для ребенка – это его первое знакомство с переживанием одиночества. Дети в то время проявляют признаки депрессивности, становятся капризными, проявляют постоянную озабоченность: где мама? Этот опыт важен еще и потому, что как отмечал Винникотт, одна из способностей зрелой личности – это способность к не травматичному переживанию одиночества. Когда оно становится не одиночеством, а уединением. Этот период – первую половину второго года жизни – М.Малер назвала психологическое рождение. Именно в это время ребенок рождается как отдельный субъект и осознает свою отдельность. Главная задача матери в этом возрасте – не оставлять ребенка дольше чем на 8-10 часов (даже с очень близким человеком). В течение этого времени ребенок может сохранять в памяти материнский образ и может относительно спокойно обходиться без ее присутствия. Но потом этот образ начинает распадаться. Если мать значительно превысит это время, то ребенок в первые секунды отреагирует на нее как на незнакомое лицо, как на чужака. Этот образ быстро восстановится, но останется маленькая травма потери объекта. Если таких травм много, если они регулярны, то они могут слиться в одну большую, что может привести к развитию, например, депрессивных тенденций. Подфаза воссоединения (15-18 мес. – 2 года). Под воссоединением подразумевается воссоединение плохого и хорошего образа матери в нечто целое. И так же, в этом процессе, как его другая сторона, происходит воссоединение плохого и хорошего образа самого себя. До тех пор пока образ матери находится в расщепленном состоянии, самопредставление ребенка тоже расщеплено, потому что мать, как говорил Винникотт, для него служит зеркалом: он смотрится в мать и определяет, какой он в данную минуту. Если мать сердится, если мать плохая, значит он тоже плохой. Вторая половина второго года жизни – очень стрессовый период. Ребенок капризничает, становится непредсказуемым, такое впечатление, что его отношение к матери вдруг сменяется на диаметрально противоположное без видимых причин. Это нормальное продолжение тех процессов, которые начались на подфазе практики. В процессе дифференциации фантазии и реальности ребенок сделал открытие, что мать существует отдельно от него, теперь он открывает, что мать существует не просто отдельно от него, она еще существует не только для него! Более того, оказывается, что ее желания могут противоречить желаниям ребенка. Причем подстраховки фантазией всемогущества сейчас уже нет. Соответственно мать сейчас существует в двух ипостасях: хорошая обеспечивает ему защиту и безопасность, плохая ограничивает его свободу и самостоятельность. Ребенок, находится в ситуации конфликта. Этот конфликт называется первый конфликт амбивалентности или конфликт рапрошман (в переводе с французского языка означает сближение, воссоединение). Это конфликт тенденций сближения с хорошей матерью и дистанцирования от плохой матери. Ребенок постоянно находится в хроническом дистрессе, хронической истерике. Если мать остаточно адекватна по отношению к нему, если она способна ровно и доброжелательно принимать его во всех проявлениях, она дает ему ощутить, что его фантазии о плохой и хорошей матери – это только фантазии. Мама всегда одна и та же, просто у нее могут быть различные аспекты проявления по отношению к ребенку, в зависимости от того, какие аспекты себя он сейчас проявляет. Ребенок начинает структурировать Супер-Эго. Например, для того, чтобы сохранить гармонию отношений с хорошей матерью, он ее ограничивающие и запрещающие мотивы делает своими собственными, он достраивает архаичное Супер-Эго и начинает сам контролировать свои инстинктные позывы. Достаточно хорошая мать способна оптимальным образом сбалансировать фрустрацию и удовлетворение. Далеко не все матери являются достаточно хорошими. С точки зрения М.Малер крупнейший материнский промах в том, что она на поведение ребенка начинает реагировать соответственным образом. Если мать сама не является достаточно интегрированной натурой, то она воспринимает своего ребенка тоже расщепленно. Это означает, что если он капризный и непослушный, он в этот момент для нее только плохой. И наоборот, если он послушный – он становится идеально хорошим. Тогда мать на проявления ненависти со стороны ребенка начинает отвечать ненавистью, а на проявления любви – любовью. Она таким образом не оставляет ему возможности для соединения плохих и хороших репрезентаций в нечто целое, она подкрепляет своим поведением его фантазии, что есть мать хорошая, а есть плохая и соответственно он сам есть хороший, а есть – плохой. М.Малер считала, что такой просчет материнского поведения закладывает основу проблематики пограничных субъектов, потому что человек с пограничным расстройством (т.е. промежуточным между психотическим и невротическим) очень часто в своих межличностных отношениях демонстрирует такую особенность: он в восприятии другого человека колеблется от полной идеализации до полного обесценивания. Для того чтобы процессы воссоединения и формирования Супер-Эго проходили нормально, нужно выполнение одного условия - нужна нормальная идеализация ребенком родителя, потому что отношения с родителем должны быть для ребенка достаточно привлекательными, чтобы ради их сохранения имело смысл хоть в чем-то себя ограничивать. Подфаза на пути к постоянству либидинозного объекта (подфаза постоянства либидинозного объекта) (2 – 3 года). На ней продолжаются процессы, начатые на подфазе воссоединения, конфликт рапрошман продолжается, но с постепенным уменьшением амплитуды: перепады отношения ребенка к матери делаются все менее выраженными и в идеале к 3-м годам они затихают совсем. Отношение становится сравнительно ровным и постоянным. Начинает функционировать собственное Супер-Эго. Начинают функционировать такие, взятые взаймы у матери функции Эго, как функция контроля импульсов, функция тестирования реальности – то, что необходимо для адаптации к окружающей действительности. Формируется еще одна важная функция Эго – сигнальная функция аффекта (сильное переживание играет для ребенка роль сигнала тревоги). Эта функция формируется нормальным образом, если эмоциональные отклики матери на аффекты ребенка носят организующий и регулирующий характер. Это значит, что если мать в своем отношении к аффективным проявлениям ребенка непоследовательна, или не знает, что с ними делать, или реагирует с раздражением, то можно ожидать, что и сам ребенок со своими чувствами будет обращаться крайне неуверенно. Самое главное достижение, что к концу этой подфазы у ребенка формируется устойчивое и целостное представление о матери и такое же целостное представление о себе. Это необходимо для решения дальнейших задач. Теперь, когда ребенок приобрел первый опыт целостного восприятия другого человека, он может смело делать шаг в эдипову ситуацию, где сможет так же целостно воспринимать образы других людей – отца, бабушки, дедушки и т.д. С точки зрения М.Малер до трехлетнего возраста отец в своих положительных проявлениях воспринимается как дополнение к матери, как своего рода ее часть, а в своих негативных проявлениях – как чужак, посторонний человек. Но более поздние исследования показали, что роль отца значительно преуменьшена и имеется много свидетельств того, что и на более ранних стадиях отец играет в развитии ребенка значительную роль, являясь не просто приложением к материнской фигуре. Значимость отца проявляется, например, в том, что для нормального формирования психосексуальной организации мальчика в возрасте около 2-х лет очень важно, что с ним играет отец (для девочки в той же задаче важна мать).
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 4246; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |