Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Складывается более отчетливое ощущение собственного тела, его границ и внутренней согласованности




В этот период ребенок развивает способность к интенсивной близости с другим человеком. Создается фундамент, невербальная основа, на которой затем будут строиться все социальные взаимодействия. Именно эта основа послужит и базой для развития речевой активности.

В этой связи можно рассматривать мать как носительницу культуры. Именно она способствует вхождению младенца в культуру общества. Общение с матерью есть процесс приобщения к культуре.

Личность и культура с точки зрения селф-психологии.

Д. Штерн предложил модель возникновения ощущения себя, Самости происходящую из области межличностного взаимодействия матери и младенца, из мира интерсубъективности. Он выдвигает концепцию, что происхождение и развитие Самости, это всегда ощущение себя с другими людьми, другой для младенца это его кормилица, сиделка, как правило, это мать.

Штерн в отличие от выводов М. Маллер приходит к выводу, что ребенок уже при рождении способен отличать себя от других, выделять мать среди остального окружения, вступать в диалог с матерью на самых ранних стадиях своего развития, проявлять ответные реакции на действие окружения.

Основное внимание в исследовании появления и развития самоосознания Д. Штерн посвятил довербальным переживаниям, которые оказывают свое влияние на жизнь взрослого человека и возможное развитие психопатологии. Эти виды самоосознания, при серьезных отклонениях, во взрослом состоянии могут приводить к нарушениям нормального социального функционирования, к психическим заболеваниям или социальной дезадаптации.

Такими видами самосознания является: «сознание действия», «чувство физической привязанности», «чувство протяженности во времени», «чувство аффективности», «переживание субъективного «я», «переживание переносных значений».

Штерн описывает четыре вида самосознания, каждый из которых будет относиться к разным видам самоосознания и социальной соотнесённости. Эти виды самосознания отнюдь не рассматриваются как фазы, успешно сменяющие друг друга. Однажды сформировавшись, каждый вид самосознания остаётся и продолжает функционировать на протяжении всей жизни. Каждый вид самосознания продолжает развиваться и сосуществовать с другими.

Это будут:

· «сознание появляющегося «я», которое формируется от момента рождения и до 2 месяцев;

· «сознание Ядерного «я» 2-6 месяцев;

· «сознание субъективного «я» 7-15 месяцев;

· и «сознание вербального «я», появляющееся в середине второго года жизни ребенка.

Сознание появляющегося «Я». Это то состояние, которое многие психоаналитики интерпретировали как недифференцированное.

Младенец на этой стадии, воспринимает внешние объекты как чувства, которые они в нем возбуждают. У него нет воспоминаний связанных с этими объектами, нет их названий, нет опыта взаимодействия с ними. Его сознание в этот период представляет нечто, что психоаналитики часто называют телесным Эго, но оно гораздо шире, так как включает в себя не только сенсомоторную схему, но и аффективные качества.

В самый ранний период жизни младенца восприятие мира, включая самосознание, только-только начинает появляться. Ребёнок полностью поглощён соотнесением различных ощущений.

Способность связывать формируется очень быстро, и ребёнок ощущает появление организованности. Ощущение – это то, что появляется из сети установленных связей, и мы можем назвать область, в которой действует сознание «появляющегося я», «областью появляющейся соотнесённости».

Роль матери как представительницы культуры – осуществление ухода, обеспечение безопасности, телесный контакт, тепло.

Сознание Ядерного «Я». Сознание ядерного «я» является позицией, которая строится на действии множества межличностных способностей, и когда эта структура формируется, субъективный социальный мир меняется, и межличностные переживания проявляются в другой форме - форме «ядерной соотнесённости». Данная трансформация или новое образование появляется где-то между вторым и шестым месяцами жизни, когда младенец сознаёт, что он и мать физически раздельны и являются разными людьми, у которых есть определённые аффективные переживания и отдельные истории жизни.

В этот период для малыша особое значение приобретают лица и глаза. Общение матерью и отцом строятся на переживание прямой и глубокой связанности, их взаимодействие преследует единственную цель, продлить это общение. Это взаимодействие разворачивается в поле игры наполненном спонтанностью: чередование взглядов, мимики лица, вербальные послания от родителей в которых первостепенное значение имеет не смысловые конструкции, а ритм, интонации, дыхание, выражение лица.

Это один из самых важных актов этого периода. Ребенок переживает изменения своего состояния через другого человека, - смена подгузников, кормление, купание. Телесные чувства, физическая интимность, контакт глаз создают ситуацию безопасности. Сохраняется ощущение отдельности от другого человека, граница между собой и другим сохраняется. Развитие происходит при соотнесенности с «регулирующим Самость другим человеком». Таким образом, в этот период создается невербальная основа, на которой в последствии, как на фундаменте, будут строиться все другие способы взаимодействия с внешним миром.

Роль матери – невербальное общение, невербальное взаимодействие и опыт.

Сознание субъективного «Я». Межличностная общность. В возрасте от 7 до 15 месяцев развивается внутренний мир, субъективное переживание себя, которое скрыто от всех, но которое при желании можно разделить с другим человеком. Появляется способность и возрастает потребность разделить свои внутренние переживания с кем-то, фокус развития смещается от регулирования внутренних ощущений другим к потребности разделить его в межличностном пространстве, складывается область интерсубъективной соотнесенности.

Психические состояния в общении между людьми теперь могут быть «прочитаны», узнаны, угаданы, под них можно подстроиться. Природа же соотнесённости теперь значительно глубже, чем в предыдущий период. Важно заметить, что область интерсубъективной соотнесённости (как и область центральной соотнесённости, описанная выше) исходит из сознания, не вербализуясь. Фактически переживание интерсубъективной, как и ядерной соотнесённости может быть лишь намечено; его трудно описать, хотя поэты могут заставить читателя ощутить его.

Ребенок открывает, какие аспекты своего опыта он может разделить с другим человеком, какие моменты этого опыта принимаются и одобряются, а какие отвергаются. Центральное место начинают занимать внутренние намерения и разделение внутреннего мира с другим. Решающее значение приобретает аффективная настройка, до какой степени мать и ребенок способны настраиваться на аффекты друг друга. Такая настройка как бы создает в отношениях схему, в которой у ребенка появляется ощущение, что «я знаю, что ты знаешь, что со мной». Несоответствие между внутренними переживаниями и их интерпретацией матерью, может вызывать агрессию, которой раньше не было. Этот период развития по Штерну, соответствует наибольшей слитности между матерью и ребенком.

Сознание «вербальной» соотнесенности

Как только, ребёнок приобретает способность создавать и делиться различными мнениями и взглядами, появляется сознание «вербального» Я, действующее в «области вербальной соотнесённости». Это качественно новая область с широкими, практически неограниченными возможностями для межличностного общения. И снова этот новый вид самосознания основывается на новом наборе способностей: способность объективизации Я, способность к саморефлексии, способность понимать язык и говорить, на первый план выходит символическое мышление.

С момента освоения нового способа коммуникации с внешним миром у ребенка развивается способность к разыгрыванию на внутренней сцене различных событий, связанных с настоящим, прошлым и проецировать их в будущее. Появляется способность использовать знаки и символы, для обозначения других и себя. В его арсенале появляются местоимения «я», «мое», появляются способности к эмпатии, что говорит о том, что ребенок способен представить себя на месте другого. Формируется поло ролевая идентификация и сознание своего объективного Я.

Опыт, приобретенный в областях «появляющейся», «ядерной» и «интерсубъективной» соотнесенности, который продолжает накапливаться, несмотря на появление речи, может лишь частично быть передан в область с вербальной соотнесенности.

Так Штерн описывает, субъективно-социальную жизнь младенца. Ребёнок наделён наблюдаемыми способностями, которые постепенно созревают. По достижении определённой стадии развития они организуются и трансформируются в организующие субъективные конструкты, представляющие собой вариант сознание «Я» и сознание «Другого». Каждый новый вид самосознания определяет формирование новой области соотнесенности. В то время как эти области соотнесённости изменяются, в результате чего происходят качественные сдвиги в социальном опыте, их нельзя считать фазами; напротив, они являются формами социального опыта, которые имеют начальную фазу формирования, но остаются с нами всю жизнь. Субъективный социальный опыт, в том числе и взрослого человека, является результатом суммирования и интеграции опыта, полученного во всех областях соотнесенности.

Автор выделяет внутренние психические репрезентации, которые называет «репрезентации генерализованных взаимодействий», именно они будут определять характер отношений с «другими».

 

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 983; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.039 сек.