Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Динамика и принципы формирования самости в концепции Д.Штерна




Даниэл Штерн – доктор медицины, профессор психологии Женевского университета, профессор психиатрии Медицинского центра Корнельского университета. Психоаналитик, психотерапевт, психолог с тридцатилетним стажем исследовательской деятельности в области раннего развития, отец пятерых детей.

Д. Штерн сегодня является одним из ведущих исследователей в области психологии развития, признанного не только в среде психоаналитиков, но в смежных областях знаний психологии, психотерапии, психиатрии, философии, культурологии.

В многочисленных статьях и книгах автор создал уникальную психоаналитическую концепцию, основанную на реальных наблюдениях и осмысленных в междисциплинарном поле научного знания, объясняющую рождение и развитие внутреннего самоосознания, самоощущения (Самости) в самом раннем возрасте.

Д. Штерн предложил модель возникновения ощущения себя, Самости происходящую из области межличностного взаимодействия матери и младенца, из мира интерсубъективности. Он выдвигает концепцию, что происхождение и развитие Самости, это всегда ощущение себя с другими людьми, другой для младенца это его кормилица, сиделка, как правило, это мать.

В своих исследованиях, Штерн совмещает два подхода в исследовании, метод эмпатии и интроспекции разрабатываемый Когутом и его коллегами и прямого наблюдения представленного в работах М. Маллер. Штерн в отличие от выводов М. Маллер приходит к выводу, что ребенок уже при рождении способен отличать себя от других, выделять мать среди остального окружения, вступать в диалог с матерью на самых ранних стадиях своего развития, проявлять ответные реакции на действие окружения.

Основное внимание в исследовании появления и развития самоосознания Д. Штерн посвятил довербальным переживаниям, которые оказывают свое влияние на жизнь взрослого человека и возможное развитие психопатологии. Эти виды самоосознания, при серьезных отклонениях, во взрослом состоянии могут приводить к нарушениям нормального социального функционирования, к психическим заболеваниям или социальной дезадаптации.

Такими видами самосознания является:

· «сознание действия», без которого возможен паралич, ощущение непроизвольного действия, переживание потери контроля над внешними агентами;

· «чувство физической привязанности», при отсутствии которого может развиться фрагментированное восприятие своего тела, деперсонализация, ощущения, локализованные вне тела, дереализация;

· «чувство протяженности во времени», без которого может возникнуть временная диссоциация, скачкоподобные состояния, амнезия и в терминах Винникота существование без продолжения;

· «чувство аффективности», являющееся причиной диссоциированных состояний;

· «переживание субъективного «я», которое достигается внутри себя по отношения к другому человеку, без которого возникает ощущение космического одиночества или наоборот физической растворённости;

· «переживание создания организованности», отсутствие которого может привести к ощущению физического хаоса;

· «переживание переносных значений», дефицит которого вызывает отделение от культуры, низкую степень социализации и неспособность оценить лично приобретенное знание.

Штерн описывает четыре вида самосознания, каждый из которых будет относиться к разным видам самоосознания и социальной соотнесённости. Эти виды самосознания отнюдь не рассматриваются как фазы, успешно сменяющие друг друга. Однажды сформировавшись, каждый вид самосознания остаётся и продолжает функционировать на протяжении всей жизни. Каждый вид самосознания продолжает развиваться и сосуществовать с другими.

Это будут:

· «сознание появляющегося «я», которое формируется от момента рождения и до 2 месяцев;

· «сознание Ядерного «я» 2-6 месяцев;

· «сознание субъективного «я» 7-15 месяцев;

· и «сознание вербального «я», появляющееся в середине второго года жизни ребенка.

Рассмотрим каждое из них.

 

Сознание появляющегося «Я». Пробуждающаяся Самость.

(От рождения до 2 месяцев)

 

С рождения и до второго месяца младенец живет в мире пробуждающейся Самости. В этот период жизни младенец переживает четко и ясно события, но воспринимает их, по раздельности не увязывая в общую картину, не связывая друг с другом. Это то состояние, которое многие психоаналитики интерпретировали как недифференцированное.

Младенец на этой стадии, воспринимает внешние объекты как чувства, которые они в нем возбуждают. У него нет воспоминаний связанных с этими объектами, нет их названий, нет опыта взаимодействия с ними.

Его сознание в этот период представляет нечто, что психоаналитики часто называют телесным Эго, но оно гораздо шире, так как включает в себя не только сенсомоторную схему, но и аффективные качества.

В дневнике младенца Д. Штерн так показывает внутреннее самоощущение младенца на этой стадии и его проявления в жизни взрослого человека. «Преобладающие в вас настроение и энергия могут прийти изнутри и тем самым изменить, по-новому окрасить все, что вы видите. Причина вашего настроения может оказаться снаружи, и тогда это «внешнее» проникает внутрь, отзывается внутри вас. Будучи взрослыми, мы часто переживаем моменты, когда внутренний и внешние миры влияют друг на друга, или даже полностью сливаются друг с другом, свободно перетекают один в другой. Например, внутренний мир обращается во внешний мир, когда кто-то в нашем присутствии делает нечто отвратительное. У взрослых такое частичное отсутствие границ, между внутренним и внешним миром, бывает лишь кратковременным, для маленьких детей это нормальное состояние…».

В самый ранний период жизни младенца восприятие мира, включая самосознание, только-только начинает появляться. Ребёнок полностью поглощён соотнесением различных ощущений.

Способность связывать формируется очень быстро, и ребёнок ощущает появление организованности. Ощущение – это то, что появляется из сети установленных связей, и мы можем назвать область, в которой действует сознание «появляющегося я», «областью появляющейся соотнесённости». Однако формирующиеся интегративные сети ещё не охвачены единым организующим принципом. Это будет задачей развития.

Постепенно, между различными переживаниями устанавливается связь, отдельные моменты начинают организовываться в большие структуры, запускается творческий процесс организованного переживания себя, которое Штерн назвал ощущением «ядра Самости». Ребенок начинает воспринимать желания и побуждения как свои собственные, появляется отчетливое ощущение собственного тела и его границ. Это происходит ко второму месяцу жизни.

Сознание Ядерного «Я».

(от 2 до 7 месяцев).

Сознание ядерного «я» является позицией, которая строится на действии множества межличностных способностей, и когда эта структура формируется, субъективный социальный мир меняется, и межличностные переживания проявляются в другой форме - форме «ядерной соотнесённости». Данная трансформация или новое образование появляется где-то между вторым и шестым месяцами жизни, когда младенец сознаёт, что он и мать физически раздельны и являются разными людьми, у которых есть определённые аффективные переживания и отдельные истории жизни.

В этот период для малыша особое значение приобретают лица и глаза. Общение матерью и отцом строятся на переживание прямой и глубокой связанности, их взаимодействие преследует единственную цель, продлить это общение. Это взаимодействие разворачивается в поле игры наполненном спонтанностью: чередование взглядов, мимики лица, вербальные послания от родителей в которых первостепенное значение имеет не смысловые конструкции, а ритм, интонации, дыхание, выражение лица.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1912; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.