Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные положения концепции Х. Гартмана




Хайнц Гартман (1894-1970) – родился в Вене в аристократической семье. Семья принадлежала к интеллектуальной и политической элите того времени. Он поступает в Венский университет, на медицинский факультет и уже, будучи студентом начальных курсов, начинает публиковать свои статьи. Очень плодовитый автор. Вначале изучает психиатрию и работает в клинике в Вене. Обнаруживает, что его неврологических знаний явно не хватает для объяснения невротических симптомов и душевной жизни его пациентов. Пытаясь найти объяснения, он попадает в психоанализ. К этому времени он уже был известным ученым, автором около 30-ти научных работ. Начинает проходить свой анализ у Шандора Рада, а затем в Берлинском психоаналитическом институте. В середине 30-х годов оставляет работу в клинике и начинает вести свою практику.

В 1947 году в одной из своих статей ставит задачу: для более компетентной помощи человеку необходимо знать, что такое нормальное развитие психики. Психоанализ до этого времени хорошо описал разного рода патологии, но никто не знал, что такое норма. Гартман подчеркивает, что Эго-психология, это как раз та дисциплина, которая позволяет описать нормальное психическое развитие человека.

По своему научному стилю Гартмана можно назвать интегратором, потому что он смог объединить все разрозненные концепции и дополнить их своими исследованиями. В итоге получилась стройная теория, а Гартмана считают родоначальником Эго-психологии современного этапа.

Вначале Х.Гартман определяет структуру Эго и его элементы:

· - комбинация защит,

· - адаптация,

· - интеграция и дифференциация.

Среди последующих концептуальных разработок Гартмана: концепция недифференцированной матрицы, концепция адаптации, концепция автоматизмов, концепция сферы Эго, свободной от конфликта и другие.

Фаза недифференцированности, развитие Ид и Эго из единой недифференцированной матрицы.

Определив структурное содержание Эго, Гартман начинает описывать собственное развитие психики. Он подчеркивал, что развитие психики происходит в ритме дифференциации и интеграции. Эти два процесса сменяют друг друга в течение всей жизни.

Дифференциация – это специализация функций.

Интеграция – это появление новых функций, путем объединения разрозненных старых.

Гартман подчеркивал, что к 5-6 годам структурные элементы психики у ребенка в основном уже сформированы, и дальнейшее развитие – это моделирующее обогащение и ограничение существующей структуры. Ограничение в том смысле, что она становится все автономной, и менее зависимой от влияния других людей, социума, событий и обстоятельств. Так формируется автономная личность, стабильная и устойчивая.

Концепция недифференцированной матрицы

Гартман не оспаривал структурную теорию Фрейда, он полностью принимал трехчленное деление психического аппарата. Но, он считал, что ребенок появляется на свет с этой самой недифференцированной матрицей, в содержание которой включены три элемента: зачатки Ид, зачатки Эго, способность к развитию. Поначалу они неотделимы и неотличимы друг от друга. Первое время после рождения происходит созревание аппаратов и структур, одни из которых перейдут дальше под контроль Ид, а другие под контроль Эго и получат возможность использовать среду для развития.

Говоря о трехчастном делении психического аппарата, Фрейд создал свои определения психических систем, не рассматривая, каких-либо четких критериев для дифференциации их друг от друга. Гартман предложил, для более точного понимания сущности каждой из трех структур, принимать в качестве критерия относящиеся к ним функции. Т.е. психические структуры определяются с помощью функций, которые они выполняют.

Функции Ид выстраиваются вокруг базисных потребностей человека и его стремлению к удовольствию.

Функции СуперЭго вокруг моральных требований, формирования идеалов и ценностей.

Функции Эго вокруг отношений с реальностью. Эго как субструктура определяется набором следующих основных функций:

- обеспечение репрессивно-оппозиционного отношения к влечениям,

- формирование характера,

- организация психической жизни (интеграция и дифференциация).

Появление и формирование Эго. Первичная и вторичная автономия Эго.

Фрейд писал о двух факторах развития Эго:

- давление влечений,

- влияние внешней реальности, культуры, социума.

Гартман сказал, что при всей справедливости данного утверждения, пропущен еще один фактор. Он называет его:

- унаследованные характеристики Эго или врожденная оснащенность.

Для исследования унаследованных характеристик Эго Гартман предложил совершенно иной подход. Он сказал, что выделение физиологического и ментального в человеке искусственно и неправомочно. Гораздо более ценным будет понять, что в процессах развития будет врожденным, а что возникло в ходе созревания. Необходимость изучения врожденной оснащенности состоит в том, что она является относительно независимым фактором, участвующим в развитии Эго.

Уже в начале 30-х годов Гартман утверждает, что младенец не слепой исполнитель влечений, он обладает врожденными аппаратами, которые выполняют функции, впоследствии относящиеся к Эго и Ид. Процесс дифференциации это не только создание новых аппаратов, но и принятие функций, ранее выполняемых примитивными аппаратами.

Будучи врожденными, то есть существующими до появления Эго некоторые паттерны переходят под контроль и управление Эго с момента его появления. Например: паттерны, отвечающие за мимическую активность, выражающие примитивные аффекты. Или двигательная активность, которая изначально подчинена целям разрядки напряжения и присутствует еще во внутриутробной жизни. Это означает, что Эго обладает первичной автономией.

Гартман говорит о сложной взаимосвязи групп факторов, и эти тесные взаимосвязи есть один из аспектов вопроса. Другой важной характеристикой является относительная автономия каждой из групп. Говоря о врожденной оснащенности, Гартман заявляет, что она является относительно автономным фактором в развитии Эго – отличным от инстинктных потребностей и внешней среды.

Вывод: элементы Эго, которые возникают из унаследованного ядра, вступают в процесс развития как независимая переменная. Они называются автономным фактором в развитии Эго и составляют первичную автономию Эго.

Известно, что многие развитые функции зрелого Эго имеют в качестве своих предшественников функции примитивных аппаратов. У каждого человека есть тенденция к регрессии к этим генетическим предшественникам. Однако развитые функции Эго наряду с регрессивной тенденцией демонстрируют также и сопротивляемость этому возврату. Способность зрелых Эго- функций сохранять стабильность и быть относительно свободными от регрессии называется вторичной автономией Эго.

Развитие человеческой психики в ритме дифференциации – интеграции.

Чтобы понять процесс психического развития Гартман расставляет некоторые акценты. Изначально существование ребенка характеризуется недифференцированностью восприятия. Ребенок получает огромное количество информации, но она лишена психологического смысла. Все восприятие базируется вокруг переживания напряжения и разрядки. В представлении ребенка еще отсутствует субъект и объект. Первое восприятие расплывчато и недифференцировано.

В процессе развития психики ребенка происходит формирование субъективного внутреннего мира, состоящего из огромного количества ментальных образов, и только на основе этих внутренних образов возможно осмысленное восприятие внешнего. Репрезентации (ментальные образы и представления), создаваемые ребенком, позволяют ему воспринимать ощущения, приходящие из различных источников и структурировать их неким осмысленным образом. Основная идея Гартмана состояла в том, что для того, чтобы ребенок мог воспринять нечто внешнее, он сначала создает образ этого внешнего как часть своего внутреннего мира. Вся совокупность ментальных образов и представлений внешних объектов, аффектов, отношений, деятельности и так далее, составляют репрезентативный мир личности.

Для того, чтобы эти внутренние образы начали возникать и запустился бы механизм дифференциации, необходимы следующие условия:




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 2330; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.