Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Эти два фактора создают физиологическую базу для возникновения Эго




Рене Шпиц (1887-1974)

Р. Шпиц. Содержание фаз раннего развития ЭГО.

Первый вариант.

Основная заслуга Рене Шпица в том, что он начал проводит эмпирические наблюдения за младенцами, отойдя от реконструктивного психоанализа. Исследуя самое начало развития психики, Рене Шпиц сказал, что развитие человека происходит по трем линиям одновременно:

· Кристаллизация аффективных откликов. Развитие этого явления идет от тотально недифференцированного аффекта к зрелому эмоциональному миру.

· Интеграция Эго, то есть от недифференцированной матрицы к вторичной автономии Эго, к устойчивости Эго.

· Консолидация объектных отношений, то есть от безобъектности к константности объекта.

Все эти процессы взаимосвязаны, хотя и являются различными аспектами одного целого процесса развития личности.

Рене Шпиц подтвердил, что психические структуры развиваются состояния недифференцированности. От рождения ребенок не «чистая доска», а хорошо вооруженный физиологическими адаптивными механизмами организм. Эти механизмы не тождественны психическим механизмам, которые появляются позже. Адаптивные механизмы начинают развиваться под влиянием эмоционального опыта в диаде. Диадные взаимоотношения становятся возможными при двух условиях:

· Соответствующий настрой матери, то есть ее готовность к материнству.

· Полноценности младенца, имеется в виду, что нет препятствий в развитии и ребенок здоров.

Рене Шпиц описал ряд стадий развития Эго.

1. Недефференцированность. От рождения до 2-3 месяцев. В этот период нет разницы между «Я» и «не - Я», внутренним и внешним, нет границ Эго.

2. Предвестника объекта. От 2-3 месяцев до 7-8 месяцев. Индикатором начала этой стадии является социальная улыбка. В это время происходит ощутимый сдвиг в психической жизни ребенка. Социальная улыбка показывает, что удовольствие начинает быть связано с социальным взаимодействием. До этого момента улыбка младенца рефлекторна и называется эндогенной.

Появление социальной улыбки означает, что ребенок переходит от пассивной перцепции внутренних стимулов к восприятию внешних импульсов, то есть теперь он начинает интересоваться внешним миром. Кроме того, узнавание человеческого лица свидетельствует о том, что следы памяти уже существуют и сочетаются с сиюминутным восприятием.

Рене Шпиц называл социальную улыбку репрезентацией зачаточного Эго. Он утверждал, что появление первой репрезентации дает возможность управлять собственной активностью, в противоположность предшествующей пассивности или хаотичной активности.

Далее Р.Шпиц анализирует взаимодействия матери и ребенка и приходит к заключению, что большинство этих взаимодействий происходит вокруг кормления и заботы о младенце. Это то, что доставляет ребенку удовольствие. Но в этот период, от 3-4 до 7-8 месяцев ребенок часто призывает мать своим криком тогда, когда все физиологические потребности его удовлетворены. Он зовет ее не для удовлетворения материально- телесных потребностей, а для общения. Сама собой эта потребность не возникает, она «просыпается» тогда, когда мама стимулирует ее пробуждение, то есть все действия мамы направлены не только на уход и кормление, она разговаривает с ребенком, побуждает его к каким-то эмоциональным откликам, настроена по отношению к ребенку очень доброжелательно. Она не подходит к ребенку с отчужденным, хмурым, безразличным лицом.

Тогда на этом фоне происходит дифференциация между стремлением получать удовольствие от кормления и стремлением получать удовольствие от общения. Р.Шпиц считал, что в этот момент происходит первая дифференциация на Ид и Эго. Ид – это мотивация, направленная на кормление. Эго – мотивация, направленная на общение.

По мнению Рене Шпица для структуролизации регулирующих функций Эго большое значение приобретает опыт игровых взаимодействий. Игра регулируется матерью. Интернализации материнских регулирующих функций и идентификация с ними способствует оптимальное соотношение удовлетворения и фрустрации, в том случае, если этот баланс есть у матери. Если же есть дисбаланс в сторону удовлетворения или фрустрации, то процесс структуролизации Эго, дифференциации влечений и формирования привязанности к объекту затормаживается, в связи с травмой «напряжения» (кумулятивной травмой). Так формируется предрасположенность к чрезмерной тревожности или ярости в дальнейшей жизни.

Примерно в возрасте 3-6 месяцев у ребенка обнаруживаются зачаточные признаки саморепрезентации (self- репрезентации). В нее входят: моторная активность, ощущения, способность к воспоминаниям, складывается образ тела. И все вместе это пример интегрирующей деятельности Эго. Получается, что внутри одной стадии происходят и процессы дифференциации, и процессы интеграции.

Хороший итог стадии – начинаются социальные отношения, и происходит поворот к миру, который становится объектным.

3. Стадия либидинозного объекта. От 7-8 до 14-15 месяцев. Индикатором начала этой стадии является «тревога 8-ми месячных». Шпиц говорил, что в этот период ребенок реагирует улыбкой на любое лицо, но долго сохраняет улыбку только для своей мамы. Он перестает улыбаться в ответ на фотографию, на пиктограмму лица и все это вместе означает, что появился либидинозный объект, к которому ребенок привязан и с которым строит отношения. Исчезновение этого объекта из поля зрения, связывается у ребенка с отрицанием его наличия вообще, если исчез – означает, исчез навсегда. Это вызывает тревогу, а реакции могут быть самые разнообразные, от истеричного плача, до заторможенности и замкнутости, причем такие дети не доставляют хлопот родителям, но с возрастом у них появляются проблемы. Если ребенок впадает в апатию, напряженно ждет, выдает аутентические реакции, то это говорит о том, что есть травма не пережитого горя. В перспективе это депрессивная структура характера. Довольно часто возникают амбивалентные ответные реакции.

Вслед за З.Фрейдом, Э. Джейкобсон, Р. Шпиц утверждал, что и позитивный аффект, и негативный, о так же опыт «временной потери объекта» позволяют ребенку сформировать функцию тестирования реальности. Это является позитивным стимулом для нормального развития, при условии, что фрустрация переносима для данного конкретного ребенка. Фрустрирующие воздействия формируют коппинг–механизмы. Что это такое? По типу воздействия они похожи на защитные механизмы, но включаются и работают тогда, когда происходит что-то неординарное, стрессовое. А защитные механизмы работают постоянно.

Хороший итог стадии: ребенок развивает объектные отношения. Может использовать реципрокную коммуникацию. Реципрокная – это взаимная, двунаправленная коммуникация. На предыдущей стадии мама стимулировала коммуникацию, мама предлагала игру, мама разговаривала, а ребенок только реагировал. На этой стадии ребенок начинает инициировать общение. Так же на этой стадии он начинает дифференцировать живое от не живого. Вот поэтому, на фотографии и картинки ребенок уже не реагирует.

4. Стадия семантической коммуникации. От 15 месяцев до 2-х лет. Индикатором ее появления является негативизм в жестах и речи. ОН возникает, когда ребенок может сказать «нет» словами или жестами. В этом возрасте речь связывается с чувством собственного «Я» и «Я»- другого. Поэтому отказ означает принадлежность побуждения, желания, действия другому человеку, а не ему самому.

В этот период происходит дифференциация по полу, что способствует рефлексии себя и другого человека. Происходит формирование защитных механизмов, в первую очередь идентификации с агрессором. Появляется так же перевод пассивного в активное, повторение. Это становится возможным из-за возникновения фантазирования и символизации. Речь способствует этим процессам. В первую очередь защитные механизмы направлены на совладение с агрессией. Речь так же организует мыслительные операции и облегчает переход к независимому функционированию ребенка, подготавливая сепарацию.

Итог стадии: исчезает младенческое всемогущество, ребенок переживает себя как маленького и зависимого. Важно, чтобы на этой стадии произошла дифференциация между:

· Первичным и вторичным процессами.

· Любовью и ненавистью.

· Я и объектом.

· Мужчиной и женщиной.

Второй вариант.

Признавал важную роль наследственных особенностей (предрасположенности, созревания) и условия жизни, Шпиц выделял в качестве ведущего фактора развития ребенка объектные отношения, нарушение которых рассматривались им как причина психогенных расстройств. Он не соглашался с тем, что рождение носит травматический характер и влияет на последующее развитие из-за его биологической предопределенности. Разрабатывая концепцию взаимности матери и младенца, пришел к выводу, что аффективная взаимность матери и младенца стимулирует младенца и позволяет ему исследовать окружающий мир, способствуя развитию моторной активности, когнитивных процессов и мышления, интеграции Эго и формированию навыков.

Доминирующий характер чувств матери к ребенку Шпиц назвал эмоциональным климатом, создающий благоприятный и неблагоприятные условия для развития младенца. Хороший эмоциональный контакт делает возможной идентификацию с матерью, которая, в свою очередь, вызывает подражание, обеспечивающее научение и развитие. В результате экспериментальных исследований Шпиц выделил патогенные паттерны материнского поведения:




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 852; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.