Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Стадии формирования запрета




Стадии развития Эго в период от 2-х до взрослости.

Дальнейшее развитие Эго: константность объекта, интернализации конфликта.

Стадия интернализации конфликта. Соответствует возрасту от 2 до 2,5 лет. Индикатором прохождения этой стадии будет формирования СуперЭго. В этом возрасте у ребенка появляется стыд: функция стыда, чувство стыда, что указывает на интернализации конфликта и начало формирования СуперЭго. Формируются психические репрезентации родительских запретов и правил.

Для того, чтобы у человека появился запрет, а вместе с запретом появилось и СуперЭго нужно пройти ряд стадий и эти стадии формирования запрета такие же, как и стадии работы с пациентом, у которого этих стадий нет. Эти стадии проходятся либо в детстве, либо в терапии.

1. Внешний запрет. Ребенок может удерживаться от запрещаемых действий, только при наличии запрещающего лица. В отсутствии носителя запрета, запрет не соблюдается. На этом этапе ребенка нельзя ругать за нарушения правил, потому что он просто еще не умеет удерживать запрет. Правильным будет ограничение возможности совершения запрещаемых действий. Что происходит, когда ребенка ругают? Он не понимает за что, так как у него нет внутренних репрезентаций. Вместо того, чтобы выучиться выдерживать запрет, ребенок чувствует страх и собственную неполноценность.

Для того, чтобы не создавать конфликтных ситуаций в этом возрасте, число запретов должно быть минимальным, и касаться только жизни и здоровья.

2. Обучение запрету. Н а этой стадии очень важен поощряющий контроль родителя и похвала каждого соблюденного запрета. Таким образом, в СуперЭго появляется интроект, связанный с родительским одобрением и гордость за себя. Это создает положительную мотивацию для дальнейшего стремления удерживаться от нежелательного действия. На страхе можно сформировать запрет, только это будет дефектом личности. В случае похвалы и одобрения, запрет не наносит ущерб «Я» ребенка, а дает позитивную мотивацию быть более взрослым и хорошим. Такой запрет создает позитивную мотивацию подчинения правилам и дисциплине, которые появляются в жизни. В подростковом возрасте это даст возможность ребенку не попадать в неприятные истории.

3. Расширение сферы запретов. Когда ребенок научился выдерживать минимально необходимое количество запретов, можно расширять сферу запретов. Его психика уже имеет способ выдерживания запрета.

4. Внутренний запрет. Показателем этой стадии становится соблюдение ребенком запретов, в отсутствие запрещающей фигуры. Это означает, что действует СуперЭго, а это означает, что конфликт стал внутренним. Конфликт между внутренними влечениями и внутренними запретами (директивами). В связи с конфликтующими желаниями может появиться тревога, и влечение может замениться стыдом.

Процесс формирования СуперЭго предъявляет жесткие требования организующей и регулирующей функциям Эго. Интернализации конфликта, отражающие первый этап структуролизации СуперЭго, указывают на достижение следующего уровня развития Эго. В этот период появляется символическое мышление, которое позволяет связать чувства с идеями. Символизация делает возможной саморефлексию.

Отношения с матерью наполняется тревогой, так как ребенок чувствует, что мать любит его не, безусловно. Это порождает различные фантазии и страхи, связанные с межличностными конфликтами. Центральная задача этой стадии научиться управлять агрессией. Незрелое Эго конфронтирует с не укрощенным влечениями Ид. Этому помогают новые защитные механизмы, возникающие в этот период:

· Реактивное образование,

· Уничтожение сделанного,

· Экстернализация,

· Конденсация,

· Смещение, проекция,

· Обращение против себя.

Если защиты не дают должного эффекта, то агрессия может эротизироваться, и создать базу для развития садомазахистического характера. Эротизация агрессии означает, что ребенок стремится привлечь любовь через мазохизм. Здесь два варианта развития событий. В первом случае ребенок не будет подчиняться правилам, и таким образам будет провоцировать агрессивное поведение родителя. Это преобладание садистического компонента. Если преобладает мазохистический компонент, то ребенок будет стараться попадать в ситуации, где он виноват, плох, вызывая садистическую реакцию у родителя. Он будет удерживать состояние «виновности», и как бы получать удовольствие от наказания. Сначала надо дифференцировать любовь – ненависть, а затем развести любовь и агрессию.

Главной ареной борьбы здесь будет туалетный тренинг. В этой ситуации очень важна реакция матери, если она адаптивно реагирует на все его достижения и промахи, то дает ему образец идентификации с конфликтными чувствами, с амбивалентностью. Она показывает, как выдерживать амбивалентность. Здесь идет закладка отношений:

Есть стабильность в отношениях,

Есть наши эмоции.

Мы кого-то любим, но периодически можем испытывать к этому человеку враждебность. Эмоции это проходящее явление, но в целом отношения сохраняются, то есть проявления гнева не рушат базового отношения любви и привязанности. Вот что важно уяснить ребенку.

Стадия константности либидного объекта. Соответствует возрасту от 2,5-3-х лет. К этому возрасту, ребенок уже прошел стадию функциональной идентификации с матерью, и интернализовал многое из материнской заботы. Благодаря этому ребенок может в отсутствие матери чувствовать себя достаточно комфортно.

Процесс развития состоит в том, что аффекты приобретают сигнальную функцию, что позволяет ребенку принять меры по самоорганизации и успокоению, защите себя. Это становится возможным, если реакция матери на аффект ребенка носит организующий и регулирующий характер. Тогда материнская функция ответа на аффективный сигнал ребенка становится интернализованной функцией его Эго. Отсюда улучшение саморегуляции и повышение самоконтроля.

Как этого достичь? На этой стадии аффект должен превратиться в эмоцию. У младенца аффект тотальный, либо неудовольствие, и тогда все плохо; либо удовольствие, и тогда все хорошо. Аффект всеохватывающий, вдобавок, он не дифференцирован, то есть ребенок не осознает, что с ним происходит. Задача перейти от аффекта к эмоции. Для этого необходимо называть состояние ребенка: ты в ярости, тебе грустно, радостно и так далее. Обязательно нужно называть эмоции, потому что рано или поздно ребенок запоминает эти проявления и идентифицирует эти проявления со своими соматическими или психологическими состояниями. И когда это случается в следующий раз, то ребенок уже знает, что ему грустно, или радостно, или он в гневе, или в ярости. Если ребенка наказывают за проявление эмоции – это означает, что ты не имеешь права выражать свои чувства, и тогда ребенок переживает беспомощность, растерянность, потому, что не знает, что же с этим делать. Нужно дать название, это обязательно.

А дальше, привязываем состояние к объекту, то есть к ситуации. «Ты в ярости, потому что мальчик тебя ударил!». Следующий шаг – это помочь выйти из этого аффекта. Вот эти три звена все вместе называются дифференциацией аффекта. Постепенно, проходя по этим путям, ребенок не так захватывается тревогой и научается самостоятельно справляться со своими состояниями.

Гартман отмечал, что очень часто на этой стадии прогресс сменяется регрессом. Часто это связано с силой аффекта. В случае, если переживание очень сильное, переполняет ребенка и он не в состоянии справится самостоятельно, он обращается к матери, как вспомогательному Эго. То есть в состоянии регресса он возвращается к зависимости от матери. Когда аффект проходит, и удалось с ним справиться, ребенок возвращается на прежний уровень своего развития.

Хороший итог стадии состоит в том, что ребенок приобретает уверенность, что его отношения с матерью, несмотря на гнев продолжаются. Он сосредотачивается на себе, формируется способность участвовать в более зрелых отношениях, построенных на самоуважении, уважении и доверии. Эти чувства связаны с СуперЭго и с тем, что оно порождает. Если оно порождает стыд и «плохость», то о каком самоуважении может идти речь. Уважение к другому человеку может возникнуть только тогда, когда ребенок чувствует уважение к себе. Когда мысли и переживания ребенка, имеют большую ценность и значимость в семье. Только в такой ситуации развития ребенок чувствует достоинство и отвечает такими же чувствами.

Дальнейшее развитие Эго в эдиповом – пубертатном периодах.

 

Стадия Эдипова комплекса. Индикатором стадии является инфантильный невроз и чувство вины. Стадия проходит от 3-х до 5,5 лет. Задача стадии – сформировать половую идентичность. Именно эта задача и порождает эдипальный конфликт, с его фантазиями, страхами и колебанием чувства собственного достоинства.

Эдипова фаза начинается с прорастания триадных отношений. Что это означает? В раннем детстве ребенка не интересовало, что за отношения между родителями. У него отношения с мамой, и у него отношения папой. Одна диада, другая диада. И вдруг он обнаруживает, что между родителями качественно иные отношения. Раньше ребенок это не замечал, потому что только в этом возрасте в состояние осознать это когнитивно. До этого времени он был озабочен только тем, чтобы не потерять любимый объект. А теперь у него сложился внутренний объект, теперь у него нет цепляния и привязанности к этому объекту. Теперь его взгляд на родителя не идеализированный, он смотрит на родителя как на обычного человека. Ребенок видит в родителе черты характера, видит, какую роль он играет в семье, видит, как строятся отношения. Вот это и означает прорастание триадных отношений.

Эдипов конфликт формирует стержневой конфликт психики, который З.Фрейд назвал инфантильным неврозом. Наличие признаков инфантильного невроза предполагает формирование интегрированного типа психической организации, когда все три психические инстанции структурированы и слаженно взаимодействуют друг с другом. Инфантильный невроз представляет собой попытку объединения прежних конфликтов и Эдипова конфликта в единую и более адаптивную психическую организацию. Индикатором наличием инфантильного невроза становится нормальное чувство вины. Чувство вины вместе со стыдом является мощным регулятором поведения человека. Чтобы воспитать нормальное чувство вины необходимо:

· Прояснить ситуацию, что произошло.

· Лишаем ребенка нашего внимания, расположения и общения.

· Даем почувствовать напряжение и дискомфорт от отсутствия общения.

· Когда приходит наладить отношения, мы называем его состояние.

· Рассматриваем весь комплекс переживаний, названных «чувством вины».

· Вместе ищем способ, как компенсировать это чувство.

Если Эдип проходится нормально, то завершается структурирование психики и начинается слаженное взаимодействие всех трех инстанций. Конфликт окончательно становится внутренним.

Итог стадии: по мере разрешения Эдипова конфликта происходит идентификация с родительскими стандартами и моралью. Истоки конфликта и чувство вины становятся внутренними. Это позволяет ребенку находить компромиссы. Эго и психика становятся мене зависимыми от внешней поддержки. Появляются две зрелые защиты: сублимация и чувство юмора.

Латентная стадия. Протекает в возрасте от 5,5 до 12 лет, делится на ранний и поздний латент.

Общая характеристика стадии.

1. Игры по правилам и подвижные игры. Происходит развитие отношений со сверстниками, тренировка СуперЭго и возникает возможность канализации агрессии в социально приемлемой форме.

2. Детский фольклор. Позволяет справиться со страхом смерти, который актуализируется в возрасте около 7-ми лет. Помогает справиться с тревогой «снова стать маленьким», или вести себя «как маленький», и быть за это отвергнутыми и осмеянными сверстниками. Именно поэтому в этом возрасте анальная и уретральная темы вызывают много смеха, шуток, злости, насмешек.

3. Богатый фантазийный мир. В частности характерные для латента фантазии близнецов и семейного романа. Эти фантазии призваны помочь бороться с тревогой, связанной с дистанцированием от родителей.

Согласно А.Фрейд в этом возрасте существует видимое равновесие между тремя психическими структурами. Видимое здесь ключевое слово, потому что на самом деле этого равновесия нет.

Ранний латент.

Длится от5,5 до 8 лет. В это время СуперЭго еще жесткое и внутри его родительские интроекты. Принимая решение о каких-либо действиях, ребенок приводит их высказывания, фразы, запреты. Давление влечений не прекращается, и для того, чтобы справиться с ними приходит на помощь фантазия. Один из важнейших признаков латента – фантазийное удовлетворение.

Задача Эго в этот период – приспособиться к роли СуперЭго, как постоянного внутреннего наблюдателя. Содержание СуперЭго начинает меняться, оно становится более мягким. Родительские интроекты становятся более реалистичными.

Поздний латент.

Протекает в период от 8 до 12 лет.

В это время родители по-прежнему важны, но они уже не центр влечений ребенка. Родительская поддержка важна в форме оценки действия, решение о котором подросток принимает самостоятельно. В зависимости от оценки родителей выстраивается реакция самоуважения.

В трудной ситуации ребенок не сразу обращается за помощью родителей, а пытается справиться с ситуацией самостоятельно, и только в случае неудачи, обращается за помощью и поддержкой.

Одна из задач позднего латента – идентификация с родителями обоего пола. Однако в это же время родители впервые снимаются с пьедестала.

Отношения со сверстниками все более важны. В играх ребенок отдает предпочтение представителям своего пола. Определяется референтная группа, которая позволяет строить групповую идентичность. Референтная группа – это сообщество тех людей, чье мнение мы ценим, чьим вкусам доверяем, но при этом важно, соблюдать свою индивидуальность и автономию. В детской референтной группе определяются групповые нормы, ценности, идеалы, иерархия. Очень важно, на каком месте ребенок окажется в этой референтной группе.

Возникают игры. Как правило, игры этого периода обязательно связаны с тайной. Наличие тайны, которой обладает данная группа, позволяет очертить границы группы, построить групповую идентичность, дистанцироваться от родителей. Для регуляции самооценки ребенку необходимо мнение сверстников.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 702; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.026 сек.