КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Стадии развития
Огромное достоинство концепции Э. Эриксона состоит в том, что его возрастная периодизация охватывает весь период жизни, от рождения до смерти. Все авторы, обычно останавливаются на юношеском возрасте. Жизненный цикл по Эриксону разбит на 8 стадий, часть из которых сохраняет названия, данные Фрейдом: оральная, фаллическая, генитальная и так далее. Но отдельным стадиям он дал свои названия, по типу конфликта, который разрешается в этот период. 1. Раннее младенчество: базовое доверие – недоверие (до 1 года). Доверие – краеугольный камень жизнеспособности личности. У младенца в этот период огромная жажда внешних впечатлений. Очень важно, чтобы в этот период среда была стимулирующей и давала эти впечатления. Эта стадия связана с чувством комфортного расслабления у ребенка и чувством довольства у матери. К концу стадии ребенок должен спокойно, без чувства внутреннего дискомфорта и ощущения брошенности отпускать мать. Это возможно тогда, когда есть спокойствие в диаде. Мать не должна исчезать внезапно, это травмирует. Если отношения постоянны, то ребенок делает свой мир предсказуемым, а значит, он безопасен. Когда есть постоянство, укрепляется Эго и его границы, и это связано с ощущением «Я» и «не - Я», внутри и вне меня. Возникают первые механизмы психической защиты: проекция и интроекция. Отношения с матерью позволяют сформировать чувство идентичности самому себе. Это ощущение берется из позитивного эмоционального и телесного контакта. Здесь должна быть приязнь и приятие ребенка, много удовлетворения и мало фрустрации. У Фрейда при описании стадий были понятия эрогенная зона и либидный катексис. А Э. Эриксон вводит понятие модус. Модус – это зона концентрации либидинозной энергии. На стадии «доверия – недоверия» - это втягивание. Изначально ребенок получает через рот пищу, и вместе с этим и любовь. А потом это превращается в способность получать что-либо вообще из жизни. Есть люди, которые отдают легко, а взять или что-то попросить им сложно, тяжело. Вот те, кому сложно получать, это – недокормленные и недолюбленные. Дети с фрустрированной процедурой кормления, и вместе с тем, плохой телесный опыт. Итак, основная задача этой стадии – формирование доверия и преодоление отчуждения и разобщенности. Признаки сформированного доверия: · Глубокий и спокойный сон · Легкое кормление · Не напряженность внутренних органов Кризис стадии преодолевается при помощи ритуалов. На стадии «доверия – недоверия» этот ритуал называется нуменозным, и его суть в формировании ощущения взаимности. Это происходит в следующих играх: «Ладушки», «Гули – гули», «Ку-ку». В этих играх важно обозначение ребенка. Ему дают имя, чтобы обозначить как новую единицу среди людей. Послание игры: тебе здесь рады, о тебе заботятся, ты нужен, тебя принимают. Нет безнадежности, нет чувства покинутости, тренируется способность оставаться без матери. Пробуждается эмоциональный мир, расширяется вербальный и двигательный контакт.
2. Позднее младенчество: автономия – стыд, сомнение (до 3-х лет). В этот период у ребенка проявляется упрямство, наиболее активно это проявляется в туалетном тренинге. Туалетный тренинг общее название процедур, связанных с приучением ребенка к элементарным гигиеническим требованиям: умываться, одеваться, чистить зубы, мыть руки, вовремя посещать туалет. То есть работает модус отпускания – удержания, который во взрослой жизни трансформируется в сохранение – уничтожение. Будучи начатым как борьба за сфинктерный контроль, туалетный тренинг преобразуется в борьбу за овладение своими движениями, а в последствии в утверждение своего автономного «Я». Начинает формироваться воля, стремление к самостоятельному принятию решений, ответственности за сделанное. Очень важно, чтобы растущая автономия и самостоятельность, не подрывала доверие к миру, сложившееся в младенчестве. Это будет зависеть от формы родительского контроля, используемого при воспитании ребенка. Существует поощряющий и запрещающий контроль. Наиболее адекватным считается преобладание поощряющего контроля. Что это означает? Это означает, что надо быть очень мягким в запретах. Например: запрещающую фразу построить так, чтобы переформулировать «нельзя» в «можно», то есть акцент делаем на том, что и как «можно». Нарисовал на обоях, повесить рядом лист ватмана и сказать: «На листе можно рисовать!» Это и есть поощряющий контроль. В организации поощряющего контроля очень важна последовательность, то есть все запреты и разрешения соблюдаются всеми членами семьи, иначе начнется путаница и неразбериха. Последовательность в поощряющем контроле позволяет ребенку построить границы собственного «Я» и своих действий. Как в этот период работать с агрессией? · Обязательно называть его чувства, чтобы он знал, как это называется. · Учить вербализовывать свои чувства и переживания. · Узнать, что случилось, почему он испытывает такие чувства. Очень важно в этот период осторожность в использовании запрещающего контроля. Это означает, что если мы ограничиваем ребенка в каких-то действиях, поступках, то делаем это без порицания, наказания, гневных определений. Здесь должно быть ограничение нежелательных действий. Не ругать после совершения проступка, а просто не дать возможность совершить этот проступок. Если безапелляционные родители перебарщивают с запрещающим, ограничивающим контролем, если часто используют наказание, гневные определения, порицание, неоправданное обвинение, то у ребенка формируется «ядро Я - плохой», переживание стыда за себя и сомнений в собственной значимости и ценности. В этом случае наносится удар по его самости, по самой ядерной структуре. В силу этого удара у ребенка развиваются ответные чувства: · Если глаза мира смотрят на меня гневно, то я хочу ослепить весь мир. Это вариант мстительного взаимоотношения с миром. · Другой вариант: если глаза мира смотрят на меня гневно, то я хочу спрятаться от этого мира, чтобы он не смотрел на меня. Здесь несколько вариантов развития событий. Социопатия – когда человеку невозможно привить какие-то правила, и который будет соблюдать только свои правила. Либо очень тревожный человек, самоограничивающийся, не привлекающий к себе внимание, не имеющий амбиций и не стремящийся к достижениям. Ритуал стадии называется критический и основная его суть в различении добра и зла. Формирование этого ритуала приходит на период приучения ребенка к опрятности. Роль родителей состоит в ритуализации одобрения – неодобрения поведения ребенка. Это очень важный момент! Мы не относим суждение или оценку к «Я» ребенка, мы относим суждение или оценку к его поступку. Например: «Это плохой поступок! Я знаю, какой ты хороший и добрый и меня удивляет, что ты так поступил». Так начинается формирование свободной воли ребенка, дается возможность выбора. Он сам решает, как мир будет к нему относиться. Ритуализация отношений позволяет ребенку справиться с амбивалентностью, научиться следовать правилам, строить границы отношений и действий, научиться уступать в тех отношениях, когда это необходимо. Во взрослой жизни критический элемент присутствует в судебной процедуре. Если стадия прошла успешно, то появляется баланс между умением сотрудничать и отстаивать свои потребности, между свободой самовыражения и ограничениями. Среди черт характера, которые потом появятся, будет уверенность в себе и самостоятельность, и то, как ребенок будет обращаться со своими ресурсами в дальнейшей жизни. Например: что делать с эмоциями? Возможный вариант: накапливаем эмоцию, а затем следует залповое отреагирование. Это означает, что мы не можем отпустить эмоцию, затем не можем удержать и «взрываемся». Что делать с информацией? Берем и отдаем, или накапливаем и жадно не хотим делиться, или разбрызгиваем вокруг при помощи «словесного поноса». Родитель, у которого модус удержания нарушен, не даст сепарироваться ребенку. Будет жутко переживать его подростковость, или когда ребенок заведет собственную семью. Он все удерживает. Кто отошел от меня – уже предатель! Должен быть рядом. Энергия: бережем и стараемся не делать ничего лишнего, или же совершенно себя не бережем и доводим до истощения. 3. Раннее детство: инициатива – вина (до 6-ти лет). Для ребенка, который идентифицировался с персонами своих родителей встает вопрос: «Какой личностью должен стать я сам?». Три линии развития составляют основу этой стадии и формируют ее кризис: · Ребенок становится более свободным и более настойчивым в своих достижениях и устанавливает широкий спектр целей. · Совершенствуется чувство языка, что позволяет ему задавать бесконечное множество вопросов. Часто он не получает адекватные ответы и формирует не всегда правильные представления о многих жизненно важных понятиях. · Хорошо развитая речь и моторика, позволяют ему распространять свое воображение на множество ролей, и это часто пугает ребенка. Результатом этих трех линий развития будет формирование инициативы, как основы для более реалистического восприятия собственных целей и амбиций. Особенность стадии в том, что ребенок высвобождает огромное количество энергии, которая раньше тратилась на овладение ходьбой, речью (то есть вазомоторные азы уже есть), а теперь тратится на постижение тонкостей социальных контактов, проявлять любознательность, в особенности по поводу половых и социальных ролей. Он стремиться представить себе эти роли и понять, какие из них в будущем ему предстоит выполнять. Э. Эриксон утверждает, что на этой стадии доминирует модус вторжения и описывает различные варианты активности и фантазий этого модуса: · Вторжение в пространство с помощью локомоций. · Любопытство и любознательность как фактор вхождения в неизведанное.. · Вторжение в психическое пространство других людей при помощи крика и речи. · Физическая атака в отношении других людей. · Первые, пока еще пугающие фантазии о вхождении фаллоса в женское тело. Этому периоду свойственно развитие Эдипова комплекса, который связан с более реалистичным пониманием половых и социальных ролей. Эриксон разделял мнение Фрейда по поводу кастрационной тревоги, но подчеркивал, что есть нюансы протекания Эдипа у девочек и у мальчиков. Эриксон говорил о том, что у девочки на этой стадии проходят период «отрезвления», и они замечают, что ни в уме, ни в моторике, ни в социальной настойчивости они не уступают мальчикам. Несмотря на это они лишены пениса и вместе с этим важных преимуществ, имеющих место в культуре. Зависть к пенису и всему маскулинному, может случиться, если в семье нет равного отношения к полам, и подчеркивается предпочтение мужского. Он, считал, что в этом возрасте полезно ненавязчивое половое просвещение в доступных объемах. Благодаря этому ребенок легче переносит опасения, связанные с дифференциацией половых ролей. Модус вторжения также превращается в «делание» и Эриксон описывает разницу между мужской и женской инициативой. У мальчиков «делание» происходит путем прямой мозговой атаки, а у девочек путем агрессивного захвата, превращения себя в привлекательный объект. Разница между мужской и женской инициативой, сохраняется в дальнейшем. Наряду с инициативой у ребенка просыпается чувство вины, связанное с фантазиями о гигантской власти, которой он вроде бы обладает. Эта стадия формирует соперничество с теми, кто оказался первым, кто занял поле деятельности, на которое направлена инициатива ребенка. В основном соперничество направлено на родителей, и вследствие этого поражение неизбежно. Именно фантазийное поражение, которое переживает ребенок, формирует вину и тревогу, связанную со страхом за свою жизнь. Именно это и есть содержание комплекса кастрации по Эриксону (вина и страх). Естественным следствием Эдипова комплекса будет формирование СуперЭго, которое позволяет ребенку сознательно управлять своим поведением, регулировать инициативу. У него появляется внутренний голос, позволяющий развиться самонаблюдению, саморегуляции, самонаказанию. По сути, именно эта фаза становится краеугольным камнем зарождающейся нравственности. Следует помнить, что эти формы деятельности СуперЭго не являются зрелыми, поэтому излишняя их эксплуатация родителями может привести к тому, что СуперЭго ребенка окажется жестким и архаичным, нагруженным виной и обидой. Очень важно, чтобы у ребенка не оказалось накопленной обиды на родителей. Самая распространенная обида состоит в том, что родители сами не живут в соответствии с теми требованиями, которые предъявляют ребенку. Кроме того, излишняя жесткость воспитательских требований, перегрузка виной и обидой, обедняет личность, а ее результатом может оказаться истерическое отвержение или самоограничение. В случае истерического отвержения ребенок как бы отбрасывает все социальные нормы и становится асоциальным. Асоциальность означает, что у человека как бы нет СуперЭго. А в случае самоограничения будет развиваться склонность следовать любой, даже самой минимальной норме, ограничивая возможность самовыражения, спонтанность. Ригидно следуя нормам и ограничивая самовыражение, ребенок будет чувствовать, что многим жертвует. И за это, он моральные нормы делает орудием против других людей. Он их так наказывает! На этой стадии важно: Стиль воспитания должен стать авторитетным. Необходимо все запреты и требования объяснять и аргументировать. Важны игры вместе с родителями. Здесь родители делают акцент на относительность выигрышей и проигрышей. Основная задача становиться более опытным. Учиться сотрудничеству, умениям, взаимоотношениям, формировать опыт, расширять его всеми возможными способами. Игровой возраст порождает новый элемент ритуала – драматический. Этот ритуал позволяет конструировать некоторые ситуации, воссоздавая их в игре, предвосхищать события, примерять на себя роли взрослых. Ритуализация в данный период возможна только в групповых играх и напоминает театр. Ритуализации подлежат моральные запреты. 4. Школьный возраст: компетентность недостаточность (у девочек до 11 лет, у мальчиков до 13 лет). Здесь работает модус включения. И поэтому эта стадия, в первую очередь связана с овладением ребенком различными умениями, в частности умением учиться. Основная задача овладение символами культуры. Итак, включение в культуру происходит благодаря знаниям и осознанного выполнения определенных формальных правил: дисциплина, внешний вид, выполнение заданий. Идет тренировка СуперЭго в качестве формирования ответственности. Это подготовительный возраст для того, чтобы в дальнейшем строить свою профессиональную идентичность. Важно, чтобы в этом возрасте ребенок почувствовал себя «умелым»: у него получается, он может. Научить доводить дело до конца и получить за это поощрение. Результаты деятельности ребенка должны быть одобрены и признаны обществом. В этом возрасте обществом для ребенка является его семья, учительница, школьный класс. В формировании умения учиться большая роль принадлежит учительнице начальных классов. Это такая социальная мама, ее реакции формируют у ребенка чувство умелости. Если требования к ребенку завышены и он не чувствует себя «умелым», то формируется комплекс неполноценности. Что бы я ни делал, все плохо. Вместо компетентности – недостаточность. В этой ситуации ребенок регрессирует к предыдущей стадии, закрывается от общества, уходит в мир семьи, и родители опять становятся главными и значимыми фигурами. Так формируется зависимая личность, неудачник. Другой вариант – это сверхкомпенсация. Комплекс отличника, в этом случае ребенок концентрируется только на учебе, и главное, чтобы в дневнике стояли только хорошие цифры. Все остальные сферы жизни и сама суть учения от него ускользают. Вступление ребенка в пору школьного возраста несет с собой новый элемент ритуализации – совершенство исполнения. В данном случае задача Эго поддерживать активное напряжение, позволяющее следовать правилам школьной дисциплины, порядка, при понимании их необходимости. Итак, формальный элемент ритуала – осознанный порядок, в котором человек принимает участие. 5. Отрочество и юность: идентичность – смешение ролей (до 20 лет). На этой стадии трудно говорить о возрастных границах. Для девушек это до 21 года. Для юношей это 23-24 года. Эта стадия, на которой ребенок заканчивается как ребенок и вступает в пору взрослости. Э. Эриксон считает, что именно эта стадия является ключевой для обретения идентичности и кризис этой стадии наиболее тяжело переживается. Перед подростком стоит задача интеграции частных идентификаций, состоявшихся на предыдущих стадиях развития в единую, целостную Эго – идентичность, «связанную с прошлым и спроецированную на будущее». Все частные идентификации должны объединиться: ребенок любим, его принимают, и он доверяет миру; ребенок активен и вступает в диалог; пройдена полоролевая идентификация, мир интересен, и в него можно внедряться; ребенок «умел» и является членом общества. На этой стадии должны завершиться три линии развития, и результатом будет сформированная Эго – идентичность: Физический рост и половое созревание; Озабоченность тем, как он выглядит в глазах окружающих; Необходимость найти свое профессиональное призвание. Эриксон говорит о том, что вначале этой стадии идет возврат к первым трем и у родителей появляется шанс исправить ошибки и доделать недоделанное. Творческие люди обычно застревают на этой стадии, у них дольше идет процесс обретения профессиональной идентичности. Он отмечал, что «психологический мораторий» и поиск идентичности, затянувшийся на многие годы, требует вмешательства психотерапевта (бесконечно ждать бессмысленно, максимум до 25-26лет). Если идентичность не складывается, то это располагает личность к регрессии, стремлению отсрочить зрелость, провоцирует развитие диффузной тревоги, чувства изоляции и пустоты. Последний элемент ритуала добавляется в юности, называется идеологический и создает идеологическую осмысленность состоявшейся последовательности развития ритуалов. Это тесно связано с формированием интегрированной Эго – идентичности. Ритуализация в этом возрастном периоде имеет формальную сторону: то есть формальные процедуры признания взрослости, которые существуют во всех культура. Кроме формальной стороны имеется еще и существенный элемент импровизации, что ярко проявляется в подростковых ритуалах, на уровне референтной группы. Эти виды ритуализации позволяют смягчить конфликт поколений и сепарироваться от родителей. Кроме того, это период творчества собственных индивидуальных ритуалов, которые потом поддерживаются всю жизнь и передаются следующему поколению. 6. Ранняя зрелость: интимность – изоляция (до 30 лет). Эта стадия по Эриксону предполагает решение взрослых задач на основе сформированной идентичности. В это время строятся дружеские и брачные отношения, рождаются дети. При условии благополучного исхода предыдущих стадий человек не боится утраты собственного «Я». Основная задача этого периода – совершение выбора между перспективой установления разнообразных социальных и личных контактов, то есть формированием интимности и изоляцией. Интимность – это способность осуществлять присоединение, привязанность, партнерство в соответствие с этическими нормами, даже если это требует жертв и компромиссов. Человек начинает осознавать, что «Я» это не только мои чувства, но и нечто большее, связанное с этическими принципами. Если человек избегает интимности, то возникает страх утраты Эго и реальности, и появляется чувство изолированности от других людей. Это не означает, что у человека нет вообще никаких контактов или не появляется семья. Это означает, что у человека иной характер взаимоотношений. В любых близких или дистантных отношениях с людьми основным и главным является конкуренция. Он не общается просто, не любит просто, он все время соревнуется: кто лучше, кто умнее, кто больше успел, кто способнее. Такой человек постоянно в борьбе. Он очень боится эмоциональной близости, боится быть поглощенным партнером, боится потерять собственное «Я». Эриксон выделял два признака сформированной интимности: · Способность выносить фрустрацию, без ущемления эмоциональной жизни; · Способность к взаимному оргазму.
7. Средняя зрелость: созидательность – застой (до 64 лет). Наиболее длительная по времени стадия, центральная для жизни человека. Она охватывает период до 64 лет. Основная ее задача: разрешение противоречия между способностью человека к развитию на основе полученного опыта и медленным регрессом личности – застоем. Условно говоря, здесь обостряются процессы эволюции и инволюции. Если человек чувствует, что в жизни как бы скользит по поверхности, и не идет вглубь; не строит свою жизнь на основе полученных знаний и опыта; удовлетворяется имеющимся и не ищет новых связей – это означает застой. Приобретать знания все сложнее, здесь другой подход – знания надо трансформировать. Основная потребность стадии в передаче знаний и опыта другим людям. Это совсем не означает, что надо учить и преподавать. Необходимо найти формы и аудиторию для передачи опыта. Варианты могут быть самые разнообразные: можно писать книги, заниматься внуками и так далее. Это важно и для мужчин и для женщин. Женщины осознают это позже, так как они все время что-то передавали своим детям, а дети вырастают. У мужчин в основном это проще, так как они профессионально реализовались, и им не надо искать сферу приложения своих сил. Если нет созидательности, возможности отдавать, то наступает регресс и формируется псевдоинтимность. Переживание псевдоинтимности связано с чувством застоя и внутренней пустоты. Человек способен заботится только о себе и при этом не чувствует удовлетворения. Благоприобретением этого жизненного этапа становится формирование собственной индивидуальности, неповторимости, человек имеет шанс самореализоваться и стать собой. 8. Поздняя зрелость: интеграция – отчаяние (от 65 лет). Восьмая, завершающая жизненный цикл человека стадия. Наступает с приходом пожилого возраста. Основная функция Эго в этот период – жить в мире с собой, без внутренней борьбы и напряжения. Если наступает полюс интеграции Эго – тогда душевный покой и порядок, уважение и любовь к другим людям. У человека нет желания прожить жизнь иначе, чем он прожил, нет зависти к молодым и здоровым людям. Возникает чувство благодарности к своим родителям, отсутствует страх смерти. Полюс отчаяния характеризуется переживанием пустоты, безысходности, человека преследуют депрессивно окрашенные переживания, чувство зависти к другим людям, характерен страх смерти. Каждая из пройденных стадий развития позволяет человеку сформировать основные характеристики личности: 1. Надежда и отдаление 2. Воля и импульсивность. 3. Целеустремленность и апатия. 4. Компетентность и инерция. 5. Верность – отречение. 6. Любовь и замкнутость. 7. Забота и отвержение. 8. Мудрость – презрение.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1012; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |