Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Э. Эриксон и эпигенетическая концепция развития. Основные положения, стадии развития, ритуализация




Эрик Эриксон – один из выдающихся психологов XX века. Родился в 1902 году в городе Франкфурте на Майне. Изначально не собирался быть психологом, выбрал профессию художника и специализировался на детских портретах. В возрасте 25-ти лет случайно познакомился с А. Фрейд и увлекся психоанализом. Э. Эриксон становится преподавателем рисования в детской школе А. Фрейд и с 1927 года участвует в семинарах Венской школы. Его обучение продолжается до 1933 года, когда, получив диплом Венского психоаналитического общества, Э. Эриксон эмигрирует в США и начинает собственную практику. Уже в это время определилась сфера его научных и клинических интересов: этнопсихология и исследование феномена идентичности, и проблем, связанных с ее становлением. В это время он имеет обширную клиническую практику и преподает в университетах.

Э. Эриксон выстраивает свою концепцию, в которой делает акцент на развитие Эго, в то время это малоизученная часть психики. Он пытается иначе, чем З.Фрейд трактовать невротический конфликт, считая, что в его основе лежат отношения между «Я» и обществом. Его работы знаменуют новый этап в развитии психологии и психоанализа, благодаря иному пути исследования психики – психоисторическому. Такой подход предполагает, что локус внимания направлен на «Я», так и на тот общественно-исторический контекст, в котором «Я» зарождается, развивается и реализует задачу адаптации.

Благодаря этнографическим исследованиям Э. Эриксон получил возможность изучать культуру материнства в самых разнообразных социальных общностях, и сделал вывод о том, что адекватный стиль материнского воспитания всегда учитывает потребности социальной группы, к которой будет принадлежать ребенок. Его задача, кроме развития своих индивидуально-личностных черт и интеллектуальных характеристик, еще и оправдать ожидание класса, касты, племени или той социальной группы, к которой он принадлежит. Именно таким способом развивается групповая идентичность, не менее важная, чем индивидуальная, создающая у человека чувство своего психического времени, непрерывности своего «Я», в процессе роста и развития.

Итак, «Я» - реализует задачу адаптации. «Я» - должно обладать Эго-идентичность. Индивидуальная идентичность – это тождественность самому себе, это возможность ответить на вопрос: «кто Я?» и «какой Я?». Идентичность складывается постепенно до подросткового возраста из частных идентификаций.

Второй важный момент в концепции Эриксона – это групповая идентичность, то есть принадлежность человека различным группам: профессиональным, семейным, культурным и так далее. Групповая идентичность предусматривает, что человек разделяет нормы и ценности этой группы, а также является носителем этих норм и ценностей, и не чувствует себя ни изгоем, ни отчужденным.

На каждом возрастном этапе общество выдвигает перед человеком задачи адаптации, которые необходимо разрешить для нормального развития и продвижения вперед. Культура создает дополнительные возможности для включения в социум благодаря ритуализации. Ритуализация также создает условия для преодоления агрессивности и амбивалентности в человеческих отношениях. Основная цель ритуала – построение взаимосвязи, содержание которой – обмен сообщениями. Он обозначил критерии подлинных ритуальных действий:

  • Общее значение для всех участников взаимодействия, при сохранении различий между индивидами.
  • Способность к развитию, на стадиях жизненного цикла, в ходе которого достижения предыдущих стадий в дальнейшем, на более позднем этапе приобретают символическое значение.
  • Способность сохранять новизну при всех повторениях, игровой характер.

Ритуализация присутствует в самых ранних взаимодействиях матери и дитя, она чрезвычайно важна, так как пробуждает эмоциональный мир ребенка, расширяет вербальный и двигательный репертуар.

Э. Эриксон разделил весь жизненный цикл на стадии от рождения до смерти. Для каждой из этих стадий характерна своя специфическая задача, решив которую, человек постепенно строит свою идентичность.

Клиническая практика дала возможность Э. Эриксону понять, что первый телесный опыт ребенка ложиться в основу его жизненного опыта вообще. В этом контексте он вводит понятие «модус органа», и определяет его как зону концентрации либидинозной энергии. Каждый орган, связанный с определенной стадией развития, предопределяет формирование определенных качеств личности. По мнению Э. Эриксона модусы являются центральной темой воспитания детей в любой культуре, для которой телесный опыт ребенка оказывается значимым. Когда общество придает должное значение модусу органа, то тогда, в силу включения ребенка в культурную среду, модус теряет изначальную прикрепленность к органу и образуется поведенческое значение модуса. По Эриксону существуют модусы: втягивания, удержания, вторжения и включения.

В качестве примера можно привести взаимодействие матери и ребенка на оральной стадии. Э. Эриксон пишет о том, что важно не само взаимодействие через рот, а оральный способ взаимодействия с миром вообще. Из этого модуса формируется возможность получать что-то из внешней среды и от людей вообще, не только пищу. Так формируется психическая модальность вбирать. Эта возможность с наступлением второй фазы оральной стадии (с появлением зубов) дополняется возможностью выхватывать что-то из общего фона (модус «кусать»), то есть концентрировать свое внимание на чем-то активно, взамен пассивному вбиранию на предыдущей фазе.

Аналогично этому в анальной фазе модусы расслабления и удержания трансформируются в социальные формы поведения - сохранения и уничтожения. В свою очередь модусы вторжения и включения на последующих стадиях, создают возможность для включения ребенка в реальную взрослую деятельность, создают качества активной предприимчивости и инициативы.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 740; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.