Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Обзор концепций Дональда Винникота




Дональд Винникотт (1896-1971) – представитель британского психоанализа, лидер школы «независимых». Винникотт начал свою практическую деятельность как педиатр, но затем увлекся идеями психоанализа. Имея опыт работы с маленькими детьми и их матерями, был близок к пониманию значимости объектных отношений для развития личности ребенка. Как и Фрейд, Винникотт в начале своей деятельности занимался физиологией, был сторонником теории Павлова.

Основные положения теории Винникота:

Инстинкты не играют главной роли в формировании психических структур. Гораздо более важны ранние объектные отношения, их нарушение – основа доэдиповой патологии.

Один из широко известных принципов Винникота – «нет такого явления как младенец», то есть все, что имеет отношение к младенцу, имеет отношение и к его матери, так как ребенок может существовать только во взаимодействии с другим человеком. Это означает, что диадные отношения имеют большее значение, чем эмоциональный вклад каждого из партнеров в отдельности.

С момента рождения младенец попадает в зависимость от окружающей среды. Это период абсолютной зависимости. Младенец сам ничего не контролирует, а только получает что-то благоприятное или страдает. Далее следует период относительной зависимости, когда у ребенка появляется способность соотносить материнскую заботу со своими импульсами: можно привлечь внимание матери, заявить о своих потребностях. Третий период – период взаимозависимости – ребенок начинает строить отношения с матерью и обретает уверенность в окружающем мире. Этим трем этапам соответствуют три периода развития ребенка.

1. Период интеграции – это период психосоматического партнерства, абсолютного симбиоза. Задача матери – своевременное и адекватное удовлетворение физиологических потребностей ребенка. Если она с этой задачей справляется, ребенок получает первый позитивный опыт отношений, у него возникает чувство бытия. «Мать дает ребенку возможность быть, становясь с ним одним существом, пока у ребенка не возникнет бытие – через собственный опыт. Все действия матери сами по себе незначительны, но они дают ребенку способность ощущать себя реально существующим». Винникотт подчеркивал, что на самых ранних стадиях взаимодействия мать закладывает основу будущего душевного здоровья ребенка.

2. Персонализация – в психике ребенка появляется граница разделяющая «Я» и «не – Я». Происходит выделение себя из окружающего мира. Возникает внутренняя и внешняя психическая реальность.

3. Начало объектных отношений. Каждому внешнему объекту соответствует внутренний объект в психическом мире ребенка, который находится под его контролем. Внутренний объект – это фантазийный образ, который ребенок воспринимает как реальный. Он возникает из внешнего объекта путем интроекции. Разрыв между фантазией и реальностью преодолевается постепенно. Главная задача матери – дать ребенку возможность существовать в мире фантазий, когда его основным ощущением будет чувство всемогущества. Младенцу трудно отказаться от этого чувства и принять реальный мир. Должна быть промежуточная область между реальностью и фантазией – это область иллюзии. По Винникоту иллюзия – это основная сфера человеческой жизни, она есть переходное пространство. Не может быть непосредственного контакта с внешним миром, с объектом, он всегда опосредован внутрипсихической реальностью. Чтобы стало возможным взаимодействие между интрапсихической реальностью и окружающим миром необходимо переходное пространство. У Винникота это поле встречи психической реальности и объективной, это мир иллюзии. «Это то пространство, которое во взрослой жизни заполняется искусством и религией».

Пространство между «Я» и «не – Я» ребенок заполняет переходными объектами – это символ, с помощью которого ребенок может безболезненно сепарироваться от окружающего мира и матери. Таким переходным объектом может быть одеяло, игрушка. Функционированию сферы иллюзий помогает игра. Ребенок через игру познает и принимает мир.

Винникоту принадлежит концепция «истинной и ложной самости». Недостаточно хорошая мать заменяет чувство всемогущества своей заботой. Такой ребенок чувствует себя бессильным и уступает матери, подчиняется ее желаниям в ущерб своим возможностям. Такой ребенок послушен и «удобен» для родителей, но он перестает быть самим собой.

В отличие от Фрейда, описавшего период аутизма («первичный нарциссизм», безобъектное состояние, предшествующее расщеплению на субъект и внутренний мир) Винникотт считает, что объектные отношения возникают сразу после рождения (грудь матери). Фрейд в теории дуальных драйвов приходит к заключению, что агрессия является изначальным влечением, «первичным позывом». Винникотт считает, что помимо базовой агрессии существует фрустрационная агрессия, которая появляется у младенца после 6 месяцев. В этом возрасте для ребенка уже существует внешний мир, который и является источником фрустрации. По мнению Винникота, агрессия – один из основных источников энергии и требует разрядки. Если агрессивные импульсы ребенка подавляются, он наделяет ими окружающий мир, что связано с отсутствием доверия, открытости миру.

Теоретически детский психоанализ всегда отличается тем, что родители остаются актуальными внешними фигурами, и зависимость от них не является невротическим симптомом. Моральное отличие связано с тем, что решение о проведении лечения принимается не пациентом, а родителями.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 4701; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.