КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Логический анализ основных понятий
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧ ИССЛЕДОВАНЯ. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОБЪЕКТА И ПРЕДМЕТА ИССЛЕДОВАНИЯ. Соц. проблема не существует сама по себе и всегда предполагает своего носителя – ту общность людей, их деятельность, с которой она неразрывно связана. Т.о., объектом исследования может быть все то, что явно или неявно содержит социальное противоречие и порождает проблемную ситуацию (соц. процесс или область соц. действительности, какие-то социальные взаимоотношения, содержащие конфликт). Объект социологического исследования – это то, на что направлен процесс познания. Четкое выделение объекта способствует правильному определению предмета исследования. Предмет – те наиболее значимые с практической или теоретической точки зрения свойства, стороны, особенности объекта, которые в наиболее полном виде выражают исследуемую проблему (скрывающееся в ней противоречие), и подлежат непосредственному изучению. Например, Проблема – противоречие между равными правами в выборе профессии и фактическим неравенством возможностей различных социальных групп в реализации этих прав. Объект – выпускники школ и их родители в момент выбора Предмет – соотношение между планами и их реализацией на практике n влияние соц-профессионального статуса родителей на жизненные планы выбора n своеобразие жизненных планов в регионе n личные особенности выпускников. Прежде всего, соц. исследования преследуют практическую цель, ибо призваны дать прежде всего информацию для выработки рекомендаций, подготовки принятия управленческих решений, способных повысить её эффективность, выявить пути и средства решения наиболее важных, угловых на текущий момент проблем, проверить и оценить практическую отдачу от её отдельных средств, форм и методов. Цель исследования ориентирует его на конечный результат. Задачи исследования формулируют вопросы, на которые должен быть получен ответ для реализации цели исследования. Суть этих процедур заключается в логическом структурировании основных понятий, фигурирующих в исследовании. Основными понятиями в прикладной социологии принято считать такие понятия, которые занимают главенствующее место в определении предмета исследования. Логический анализ этих понятий предполагает точные, всестороннее объяснение их содержания и структуры, а на этой основе уяснение соотношения тех элементов и свойств изучаемого явления, поочередный анализ которых может дать целостное представление о его состоянии. Например, при изучении социальной активности той или иной категории трудящихся, логический анализ основного понятия «социальная активность» предполагает выделение таких его составляющих, как активность трудовая, общественно- политическая, культурная, научная и т.п. Объясняя далее эти выделенные понятия, мы как бы «по ступеням» приближаемся к определению сущности определенных сторон (элементов) предмета исследования. Более того, чем сложнее вид планируемого исследования, тем более емкой и разветвленной отказывается структура логического анализа основных понятий.
Дата добавления: 2015-06-25; Просмотров: 1035; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |