Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Метод анализа малых групп (социометрия)




 

 

МАЛАЯ ГРУППА – реально существующее образование, в котором вместе собраны люди, объединены общим признаком (е.д. совместной деятельностью) или помещены в идентичные условия и определенным образом осознают свою принадлежность в этому образованию. Характерная черта: чувство общности, т.е. понимание цели совместной деятельности, определенное эмоциональное, временное согласие на использование конкретных средств, методов, инструментов деятельности. Нижняя граница размера малой группы – 3 человека. Именно наличие третьего человека переносит общение из сферы личностного в межличностное пространство. Верхняя граница: исходя из практики исследования 10-20 человек. В некоторых случаях, когда речь идет о производственном коллективе этот предел увеличивается до 40 человек.

Социометрия (лат.) – socius – товарищ, компаньон, metrum – измерение: как метод структурного анализа малых групп используется для измерения только групповых свойств. Она фиксирует определенные свойства группы как целостного образования. Впервые применен в конце XIX века Джекобом Морено.

Социометрический тест предназначен для диагностики эмоциональных связей в группе:

1)изменение степени сплоченности-разобщенности,

2)выявление «социометрических позиций» по степени симпатии-антипатии,

3)обнаружение внутри групповых подсистем (сплоченных образований, внутри которых могут быть свои лидеры).

Этапы социометрической процедуры.

1) разработка программы исследования.

2) Выбор социометрического критерия – т.е. вопроса, задаваемого всем членам изучаемой группы с целью выяснения отношений между ним. Требования к социометрическому критерию:

а) по форме и строению должен удовлетворять требованиям к вопросам социологических анкет.

б) должен нацеливать S на выбор или опровержение каждого члена группы

в) должен быть понятным всем и интересным большинству

г) должен быть конкретным

д) включать в себя предложения по выбору или опровержению, сформулированное так, чтобы в реакции членов группы проступало их эмоционально-психологическое отношение.

е) убеждать человека в практичности направленности опроса, в возможности реорганизации группы.

Например, слабый тип вопроса: «Кого бы выбрали своим бригадиром?»

Сильный критерий: «Помните, теперь мы являемся хозяевами предприятия. Кого бы в этой ситуации вы выбрали своим бригадиром?».

3) Социометрическая процедура. 2 вида

непараметрическая параметрическая

Отвечающий выбирает столько лиц, сколько считает нужным (хоть всех, кроме себя) или никого. Плюсы: выявление эмоциональной составляющей, связей в группе. Минусы: возможность проявления «излишней щедрости», действий по принципу: «все хорошие» или «все плохие». Предполагает выбор с заранее заданными количественными ограничениями. И чем меньше число предлагаемых выборов, тем меньше вероятность спонтанных реакций. Рекомендуемые ограничения: Число членов Выбор 5-7 чел 1 8-11 2 12-16 3 17-21 4 22-26 5 27-31 6 32-36 7

Ход социометрического опроса.

- Каждому вручается социометрическая анкета (карточка) и список членов группы с номерами около фамилий.В ней: - обращение с указанием цели опроса, его смысл- просьба от участии- информация о способе заполнения карточки- имеется ли ограничение на выбор и какое- гарантия сохранения тайны ответов- сама анкета:

4. Составление социоматрицы: таблицы в которую по строкам заносятся ответы

- матрица создается на каждый из критериев отдельно.

- позволяет оценить степень сплоченности группы (е.д. по количеству безразличных выборов – 0, есть еще + и – выборы)

- определяет статус каждого члена.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-25; Просмотров: 1041; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.