Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Анкетирование




Опрос.

Наиболее распространенный вид социологич. исследования и самый широко используемый метод сбора первичной информации. С его помощью собирается почти 90% всех социологич. данных.

В каждом случае опрос предполагает обращение к непосредственному носителю изучаемой проблемы (т.е. источник – человек (респондент)) и нацелен на те ее стороны, которые мало поддаются или вообще не поддаются прямому наблюдению. Вот почему опрос незаменим, когда речь идет об исследовании тех содержательных характеристик общественного и индивидуального сознания, межличностных отношений, которые скрыты от внешнего глаза и дают о себе знать лишь в определенных условиях и ситуациях.

Опрос - своего рода сценарий беседы с респондентом. С его помощью выявляются субъективные мнения и оценки, кот. подвержены колебаниям, воздействиям условий опроса и др. обстоятельств. Чтобы минимизировать искажения данных, связанных с этими факторами, любую разновидность опросных методов следует практиковать в сжатые сроки. Нельзя растягивать опрос на долгое время, т.к. к его концу уже могут измениться внешние обстоятельства, а информация о его проведении может передаваться опрашиваемыми друг другу с какими-то комментариями, что повлияет на ответы тех, кто позже попадет в число респондентов.

 

Классификации видов опроса:

1. В зависимости от источника (носителя) первичной социолог. информации различают

1. массовые опросы (т.е. источник - представители различ. категорий трудящихся, профессиональная деятельность которых непосредственно связана с предметом анализа.)

2. специализированные опросы (гл. источник информации – компетентные лица, чья профессион. деятельность тесно связана с предметом изучения и чьи теорет. знания и опыт позволяет сделать авторитетные заключения. Т.о. участниками таких опросов явл. эксперты)

2. В зависимости от формы проведения:

1. письменный (анкетирование)

2. устный (интервьюирование)

 

Значение

Положительное:

v максимально в короткие сроки опрос позволяет опрашивать большие совокупности людей, получать разнообразную информацию.

v широта охвата разл. обл. социал практики. Практически нет таких проблем в жизни совр. общ-ва, к кот. исследователь не смог бы получить информацию используя метод опроса

v Безграничность позноват. возможностей опроса.

Отрицательное:

v полученная информация субьективна. Она - отражение проблемы в сознании людей.

 

Тема 9. Методы социологического исследования.

- это разновидность соц. опроса, объединенный единым исследовательским замыслом формализованный набор вопросов, направленных на выявление количественно-качественных характеристик объекта и предмета анализа.

Условия успешности анкетирования:

1. В руках исследователя должна быть достоверная информация.

2. Учитывать особенности вопросов и требования к ним:

3. Соблюдать принципы и правила конструирования анкеты

Особенности вопросов и требований к ним.

Классификации видов вопросов:

I. По содержанию:

1. вопросы о фактах сознания. Направлены на выявление мнений, пожеланий людей, их планов на будущее. Могут касаться любых объектов, как связанных с личностью респондента и окружающей его среды, так и не имеющих непосредственного к нему отношения

2. вопросы о фактах поведения. Выявляют поступки, действия, их результаты

3. вопросы о личности респондента ( паспортичка) Выявляют социально-демографические характеристики респондентов (пол, возраст, национальность, сем. положение и др.)

I I. По форме:

1. Закрытые вопросы (те, на которые в анкете приводится полный набор вариантов ответа).

Например, ИМЕЕТЕ ЛИ ВЫ ВКЛАД В БАНКЕ? 1 -да, имею 2 -нет, не имею

2. Полузакрытые вопросы. Когда исследователь не уверен в полноте известных ему вариантов ответов на поставленный вопрос, то предоставляет респонденту возможность самому дополнить их. Соответственно в конце списка приводимых ответов оставляют запасные коды для кодирования возможных доп. ответов:

Например, КАКИЕ ТЕЛЕПЕРЕДАЧИ ВЫ СМОТРЕЛИ В ПРОШЛЫЙ ВЫХОДНОЙ?

1. худ. фильмы

2. полит. передачи

3. спорт. передачи

4. передачи для деловых людей

5. какие еще (напишите)________________

3. Открытые вопросы. Не содержат подсказок и не навязывают респонденту варианты ответов. Дают возможность респонденту выразить свое мнение во всей его полноте и до мельчайших подробностей. Но их недостатком является неудобство сбора и сложность обработки

Например, Что бы вы могли предложить для улучшения работы вашего предприятия

(напишите, пожалуйста) ________________________________________

_____________________________________________________________

Число строк для записи ответа зависит от характера вопроса и должно быть достаточно для выражения мысли. В среднем: 3-7 строк

III По прямоте оценки:

1. Прямые (Когда вопросы анкеты требуют от респондента критического отношения к себе, оценки негативных явлений, они могут оставаться без ответа или содержать не точную информацию).

2. Косвенные (респонденту предлагается воображаемая ситуация, не требующая оценки его личных качеств или обстоятельств его деятельности). Т.о. респонденты опираются на собственный опыт, но сообщают в нем в безличной форме.

Например, прямой: косвенный:

Что мешает вам успешно Просим вас закончить след. фразу

проводить семенарские занятия? Когда я слышу что преподователя

1. отсутствие методич. помощи упрекают в том, что его слуша-

2. слабая активност студентов тели пассивны на семинарах,

3. недостат. опыт я думаю, что_________________

4. ничто не мешает ____________________________

IV По функциям:

1. Основные вопросы (направлены непосредственно на сбор информации о содержании исследуемого явления)

2. Неосновные вопросы:

а) Вопросы-фильтры - направлены на выяснение адресата основного вопроса. Используются, когда исследователю необходимо получить данные, характеризующие не всю совокупность опрашиваемых, а только некоторую ее часть.

Например, ТЕПЕРЬ ПОГОВОРИМ О ВЧЕРАШНЕМ НОМЕРЕ ГАЗЕТЫ….Читали ли вы его?

б) Контрольные вопросы: Цель- проверка искренности ответов.

Например, основной вопрос: знаете ли вы о своих правах, предусмотренных в договоре с предприятием?

контольный. вопрос: КАКИЕ ИЗ НИХ ВЫ СЧИТАЕТЕ ВАЖНЫМИ?

в) Вопросы-ловушки. Лица, отвечающие на такие вопросы, заведомо подозревается во лжи.

Например, предложен список из 41 произведения с просьбой оценить их достоинства. В списке значился несуществующий роман, который якобы “читали” 10% опрошенных, и даже части из них он не понравился.

Требования к вопросам:

v они должны быть необходимыми и достаточными для обеспечения эмпирической проверки гипотез исследования, для решения задач.

v надо думать, о чем и как спросить перед разработкой анкеты.

v обеспечение возможности уклониться от ответа, выразить неопределенное мнение. (Предусмотреть наличие в анкете ответов: затрудняюсь ответить, когда как, бывает по - разному. Бояться того, что слишком большая часть опрашиваемых выберет именно эти ответы не следует. Их преобладание говорит либо об отсутствии определенного мнения, либо о непригодности вопроса для получения нужной информации. Отсутствие же этих вариантов создает видимость благополучия и исказит факты).

v вопросы не должны содержать явных или не явных подсказок, не внушали представлений о «плохих» и «хороших» вариантах ответа

Например, ЧТО ВАМ НРАВИТСЯ В РАБОТЕ СТОЛОВОЙ? (а кто вообще сказал, что мне нравится хоть что-то?), правильно будет спросить: КАК ВЫ ОТНОСИТЕСЬ К РАБОТЕ СТОЛОВОЙ?

v Избегать в вопросах событийного характера оценок вроде “много - мало”, “хорошо - плохо”, “сильно - слабо”, “удачно - неудачно”, ”достоверно - недостоверно”.

Например в вопросе типа: СКОЛЬКО ВРЕМЕНИ У ВАС УХОДИТ НА ЧТЕНИЕ ГАЗЕТ? Для одного респондента много – это читать раз в неделю, для другого – мало то, что он читает их каждый день.

v Избегать “Галла- эффекта”: однотипные вопросы надо перемешивать с отличными от них по содержанию.

Например, ответив на один вопрос “Да”, на второй - “Да”, респондент может и дальше отвечать ”Да”, уже не думая о сути спрашиваемого.

Основные принципы построения анкеты:

Внешние данные: должен быть одинаковый шрифт, ибо все вопросы имеют равную ценность

нельзя: ответы на вопросы печатать на разных страницах, печатать сначала все +, а затем только – оценки, превышать вопросами компетентность опрашиваемых, формулировать недоступные по пониманию вопросы, предлагать слишком многочисленные варианты ответов.

Кол-во вопросов: опыт подсказывает, что после 45 мин внимание респондента снижается

Структура анкеты:

1) Вступление ”Ваши суждения помогут нам…”

Обращение к респонденту с изложением темы, цели, задачи опроса. Называется организация, проводящая опрос, объясняется техника заполнения, гарантии анонимности. Избегать заискивания (дорогой друг! Приглашаем…).

2) Наиболее простые и нейтральные вопросы

= Решают познават. задачи, обеспечивают завязку беседы, формируют психич. установку на знакомство и сотрудничество.

= Вопросы должны логично следовать др. за другом и не влиять на последующие.

3) Более сложные вопросы, требующие анализа, активизирующие память.

Переход к новому направлению должен сопровождаться пояснениями,

Например, «на этом мы заканчиваем разговор о вашей работе, теперь несколько вопросов о ваших возможностях проведения досуга»

4) Снижение сложности вопросов к концу анкеты.

5) Паспортичка Находится в конце анкеты.

Интервью: разновидность социологического опроса.

 

Интервью – проводимая по определенному плану беседа, предполагающая прямой контакт интервьюера с респондентом, причем запись ответов последнего производится либо самим интервьюером (его ассистентом), либо механически (на пленку). В идеале – оживленная и непринужденная беседа двух равно заинтересованных в ней людей. Однако интервьюер должен помнить, что в денной ситуации он выступает как профессиональный исследователь. Используется реже чем анкетирование, т.к.

Минусы: 1. недостаточность сети постоянных интервьюеров много времени на их подготовку, инструктаж, контроль за качеством, 2. контакт между исследователем и респондентом осуществляется при помощи интервьюера, который сам задает вопросы по полученной схеме. Придает направление беседе и фиксирует результаты по специально полученной инструкции сложнее обрабатывать. Плюсы: 1. расширение возможности повышения надежности собираемых данных за счет уменьшения числа неответивших и ошибок при заполнении вопросников. 2. Участие интервьюера позволяет максимально приспособить вопросы бланка интервью к возможностям отвечающего.

Виды интервью:

А Формализованное (стандартизированное) Самая распространенная разновидность интервью. Общение интервьюера и респондента строго регламентировано детально разработанным вопросником и инструкцией интервьюера. Используется когда необходимо получить непосредственное впечатление от живой реакции опрашиваемых по предмету исследования.

Б Полустандартизованное

II Варианта:

1) исследователь разрабатывает подробный вопросник для стандартизованного интервью с детальным перечнем всех возможных вариантов ответов. Респонденты классифицируют эти варианты (например, какие они используют или не используют в работе) и дают им оценку. Плюсы: максимально полное описание. Интервьюер «жестко» регламентирует ход интервью, останавливаясь на наиболее важных деталях. одновременно: опрашиваемый заинтересован.

2) использование открытых вопросов. Содержание ответов основано на собственных представлениях респондентов. Их ответы будут отличаться друг от друга по объему, полноте, уровню информированности можно еще и получить оценку собственного опыта.

В Фокусированное Следующая ступень уменьшения формализации и стандартизации.

Цель: сбор мнений, оценок по поводу конкретных ситуаций. Респонденты заранее готовятся к интервью (е.д. читают книгу, которая будет обсуждаться). Вопросы для интервьюера готовятся заранее, но он может менять их формулировки, последовательность. Но: на каждый вопрос он так или иначе должен получить ответ.

Г Свободное Минимальная стандартизация поведения интервьюера. Используется: когда исследователь только приступает к изучению проблемы исследования, уточняет ее содержание. Проводится без заранее подготовленного опросника или плана беседы. Определяется только тема. Направление же беседы зависит от индивидуальных особенностей интервьюера и респондента.Плюсы: уникальность информации, широта взглядов. Ответы записываются с максимальной точностью.

ЧЕМ БОЛЬШЕ СТАНДАРТИЗИРОВАНО ИНТЕРВЬЮ, ТЕМ МЕНЬШЕ ВЛИЯНИЕ ИНТЕРВЬЮЕРА. Эффект интервьюера - те явления, в которых обнаруживается влияние интервьюера на качество результатов опроса. Проявляется в: в общем эмоциональном тоне беседы, мимике и поведении (невербальное общение).

Профессиональные требования к интервьюеру:

= сдержанность в проявлении собственных реакций на поведение и ответы респондента.

= умение внимательно и доброжелательно слушать.

= не вступать в дискуссии с респондентом по поводу его мнений.

= не ожидать стереотипности мнений респондентов.

= не считать, что можешь предвидеть любые ответы.

= ответственность и социальная активность.

= достаточный уровень знаний.

= добросовестность.

= знать инструктаж и правила оформления отчета, вопросника и т.п.

= ни одеждой, ни манерой не подлаживаться под респондента. Вести себя просто и спокойно.

= темп речи средний.

= доказано, что интервьюер примерно того же возраста, что и опрашиваемый, но противоположного пола обычно добивается лучшего результата.

= без посторонних.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-25; Просмотров: 826; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.057 сек.