Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности организации социологического исследования




ФОРМУЛИРОВКА ГИПОТЕЗ ИССЛЕДОВАНИЯ

Гипотеза – это научное предложение, выдвигаемое для объяснения каких-либо фактов, явлений и процессов, которое надо подтвердить или опровергнуть. Отсюда понятно, что предварительное выдвижение гипотез может предопределить внутреннюю логику всего процесса исследования.

Например, проблема – слабое посещение лекций. Если делается гипотеза о низком уровне заинтересованности из-за плохого уровня подготовки преподавателя, то проводится опрос преподавательского состава. Если гипотеза о несоответствии интереса слушателей тематики лекций – то опрос слушателей.

Характеристики удачной гипотезы:

1. Гипотеза не должна содержать понятий, которые не получили интерпретации, иначе она непроверяемая.

2. Гипотеза не должна противоречить ранее установленным научным фактам.

3. Гипотеза д.б. простой и не обрастать целым лесом возможных допущений и ограничений.

4. Гипотеза д.б. принципиально проверяема при данном уровне теоретических знаний, методической оснащенности и практических возможностях исследователя.

5. В формулировке гипотезы следует указывать и способ ее проверки в данном исследовании.

 

 

Выполняются в рамках исследовательской программы, в которой предусматриваются направления и стадии разработки проблемы.

Т.о. организация исследования является частью научного замысла.

40% 1) Период теоретической разработки концепции и программы.

времени

А) теоретическая часть (проблемно-целевые блоки, гипотезы)

Б) методическая часть (определение методов, выбор совокупности, способа обработки)

В) проба методик – поверка годности методов сбора, выборки; определение проблем организации «полевых работ»

Производится на небольшой выборке (25-30 человек). Для этого разумно отобрать представителей крайних групп, людей с различным образованием, жизненным опытом.

Цель 1: выяснить насколько вопросник учитывает эти различия.

К пробе привлекают других исследователей для обсуждения качества инструментария.

Цель 2: выяснение дают ли планируемую информацию выбранные методы.

Итог пробы: окончательный текст методики и инструкции по сбору данных.

В инструкции указывают: назначение методики, последовательность операции, отмечают особенности сбора сведений по некоторым пунктам, предлагается форма итогового протокола (бланка, кодировального листа и т.п.)

 

инструкция анкетеру (интервьюеру),проводящему опрос:

1 ПОДГОТОВКА К ОПРОСУ.

1) Каждый анкетер прикрепляется к определенному производственному участку (цеху), в котором и должен осуществить опрос респондентов в соответствии с заданными квотами.

2) Анкетер обязан предварительно познакомиться с руководителем закрепленного участка, рассказать ему о целях исследования и обсудить вопрос о листе, форме проведения опроса.

3) Предварительно составить совместно с руководителем подразделения на основе карточек индивидуального учета и табельных листков цеха список лиц, подлежащих опросу.

4) Проверить место поведения опроса. Помещение должно быть достаточно просторным, что бы респонденты не мешали друг другу при заполнении анкеты. Подготовить карандаши для опрашиваемых.

2 ПРОЦЕДУРА ОПРОСА.

1) Опрос осуществляется в группе не более 20 человек. До начала опроса – представиться, объяснить кратко цель и задачи опроса, подчеркнуть значение этого (улучшение организации, уровня и условий труда и т.п.).

2) Обратить особое внимание на анонимные анкеты, что данные её будут впоследствии обработаны на ЭВМ и использованы в обобщенном виде

3) Обратить внимание респондентов на тот факт, что от искренности и точности ответов буквально на все вопросы зависит правильность выводов по итогам опроса и эффективность разработанных на их основе рекомендаций.

4) Продемонстрировать характер заполнения анкеты на примере некоторых вопросов разных типов (как отвечать на закрытый, полузакрытый, открытый вопрос и т.п.).

5) Следить за тем, чтобы во время заполнения анкеты респонденты не переговаривались и не консультировались друг с другом по ответам на вопросы.

6) Анкетер должен с вниманием отнестись к каждому случаю отказа отвечать на вопросы анкеты, в тактичной форме вновь объяснить цель исследования, указать на общественную полезность и анонимность.

7) После сбора анкет проверить полноту их заполнения, осуществить выбраковку негодных для дальнейшей обработки анкет.

 

Г) Генеральный «пилотаж».

Продолжение пробы, но теперь уже не отдельной методики или инструмента, а всей процедуры сбора первичных данных.

Это «разведка боем».

Главная цель: поверка на надежность всех звеньев полевой процедуры.

Главная функция: установление контакта с ответственными лицами на объекте исследования.

Примерно оценивается объем выборки:

- выяснение сведений о генеральной совместимости,

- о доступности единиц наблюдения.

 

15% 2) Полевой этап

времени массовый сбор информации на объектах.

Главное требование: 1) четкое соблюдение инструкции,

2)контроль доброкачественности исходных данных по мере их поступления,

3) целесообразность системы хранения первичной информации (т.е. сгруппировать данные наблюдения отдельно от документального анализа и т.п.).(группировать по степени очередности решения задач).

 

10% 3) Подготовка данных к обработке.

времени Весь полученный массив изучается с точки зрения возможных отклонений выборки от расчетных параметров.

Этапы:

1) Шифровка – условная символьная запись первичной информации.

2) Кодирование – числовая запись тех же данных.

30% 4 ) Анализ результатов

времени

Обработка собранной информации.

1. Контроль качества анкет

А) полнота заполнения опросника (> 20% вопросов нет ответа – в брак)

В) точность заполнения анкеты (отсутствие противоречий)

2. Кодирование.

3. ЭВМ – обработка и контроль качества.

Интерпретация полученных данных.

1. Характер оценки соц. данных предопределен на стадии концептуальной разработки исследования.

2. Полнота «съема» информации из таблиц и схем, её логическая интерпретация зависят от глубины знаний исследователем объекта и предмета.

3. Имеет значение соц. опыт исследователя, его склонность к обобщению и анализу эмпирической информации.

4. Этапы интерпретации:

1) превращение соц. данных в показатели – соотнесение их с замыслами исследователя, между собой, либо с некоторыми «родственным» внешним признаком.

2) способ интерпретации – сравнение рядов распределения по однородным подгруппам

Оформление результатов исследования.

Итог анализа и интерпретации соц. данных – документы, имеющие практическое и теоретическое и теоретическое значение. На их основе принимаются управленческие решения.

Основной документ: отчет по итогам исследования. Он строится – от частного к общему, в результате получается ответ на гипотезу исследования. Число разделов в отчете соответствует числу гипотез.

Структура отчета:

Гл.1 – Активность темы, выборка, репрезентативность данных, методы сбора информации.

Гл.2 – Характеристика объекта исследования по социально-демографическим признакам.

Гл.3 – Поиск ответов на гипотезы.

Каждая глава завершается частными выводами.

Гл. последняя – общие выводы и рекомендации. Объем отчета не ограничивается

Приложение к отчету:

1) методологические и методические документы исследования (программа, план, инструментарий, инструкции).

2) Соц. данные – таблицы, графики, наименования, адреса, которые не вошли в отчет по основной гипотезе. Они служат банком данных при новом исследовании.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-25; Просмотров: 1039; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.006 сек.