Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тектоника. Статичность, статика (от лат




Статичность

Статичность, статика (от лат. statica и от греч. statos – стоящий) – в интерьере визуальное состояние покоя, равновесия. Концентрация массы при равенстве объемов элементов в самой форме или в композиции выражает устойчивое, статичное состояние. Статичность – прием, необходимый для создания ощущения незыблемости и устойчивости, для достижения состояния покоя в пространстве интерьера. Статичность, как и динамичность, может проявляться как во всей композиции, так и в отдельных ее частях. Понятие «статичность формы» выражает устойчивость в ее геометрической основе: Симметрия, горизонтальная протяженность, пропорциональная уравновешенность, распределение массы без наклонов четко по вертикали: утяжеление книзу – облегчение кверху и т.д.

Долгое время считалось, что статичность – обязательное свойство композиции, выражающее сущность архитектуры, призванной вызывать ощущение надежности и устойчивости, что непосредственно связано с понятием «тектоника».

Понятие «тектоника» пришло к нам из архитектуры. Тектоника (от греч. tektonike – строение, построение) – это отражение в форме ее конструктивного начала. Она показывает, насколько объект надежен, устойчив, способен противостоять воздействию и, в конечном счете, насколько он способен создать человеку надежную защиту, укрыть его от невзгод и при этом не придавить тяжестью стен.

Тектоника как архитектурный метод породила и свою противоположность – антитектонику. В какой-то момент архитекторам надоело следовать бесконечным правилам, и они стали их нарушать – разрушать тектонику: вместо стабильности и жестокости создавать ощущение неустойчивости и живости; вместо неподвижности – движения и трансформации; вместо надежности – образ разрушенной архитектуры.

ПРИМЕЧАНИЕ

Необходимо различать два похожих понятия – «атектоничность» и «антитектоничность». Атектоничность – это просто отсутствие тектоники, неважно, осознанное оно или бессознательно-спонтанное. Антитектоника – это, напротив, целенаправленное разрушение тектоники.

Понятия тектоника и антитектоника применимы не только в архитектуре, но и в живописи, графики, скульптуре и, конечно, дизайне.

Тектоничность в живописи – это использование особенности материала. Например, в акварели – ее прозрачности и водянистости, а в масле – плотности и непрозрачности. Акварель ложится на бумагу, не создавая выпуклый рельеф, масло может быть выпукло-рельефным. Кроме того, тектоничность в живописи – это еще строгое соответствие символике образа и ясность структуры композиции.

Тектоничность в графике – это максимальное использование возможностей графического материала. Например, прозрачность штриха карандаша, разнообразие толщин линии, фактурность тона пятна и т. д. в сочетании с конструктивностью анализа формы (в отличие от визуально-случайного метода работы – срисовываю то, что вижу).

Тектоничность в скульптуре – использование особенностей и свойств материала в сочетании с художественной образностью. К примеру, глина – мягкая, податливая и пластичная – может сохранить полученные формы в результате обжига.

Тектоничность отсутствует, если свойства материала не учтены и не выявлены. Например, если в глине сымитировать картонную посылочную коробку, со всеми штампами и пломбами так, чтобы никто не догадался, что эта коробка не картонная, а глиняная. Или для создания модели машины использовать не металл, а глазурованный фаянс. Оправдано это или нет, можно обсудить, но в любом случае это примеры разрушения тектоники. Для дизайна интерьера понятия тектоника и антитектоника очень важны, так как именно от них зависит, какие общие ощущения будет вызывать интерьер: стабильности или, наоборот, разрушенной архитектуры.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-25; Просмотров: 1470; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.