Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Функциональность и эргономичность




Модулор

Изначально золотое сечение строилось в строгом подчинении пропорциям человеческого тела, так как уже у древних греков мерой всему были человек и его пропорции. После введения абстрактных, не связанных с человеческими пропорциями единиц длины новой метрической системы (метра, сантиметра, миллиметра), эта связь иногда стала нарушаться. Предметы быта, интерьера и даже целые здания уже не всегда соотносились с человеческими пропорциями. С современных позиций мы понимаем, что создание функциональных объектов дизайна предполагает соответствие их размеров антропометрическим особенностям человеческого тела. Этой проблемой занимается наука эргономика. Одним из родоначальников эргономики был Ле Корбюзье. Он создал систему, основанную на принципе золотого сечения и одновременно соответствующую математической структуре человека.

Модулор (от лат. modulor - размерять, соотносить, делить) – система пропорционирования, созданная Ле Корбюзье в 1947 году. Она представляет собой измерительный прибор – гармонический измеритель масштаба, в основе которого лежат человеческие пропорции и золотое сечение. Модулор основан на росте человека в 6 футов (182,9 см). Отталкиваясь от этой величины, Корбюзье создал числовой ряд, каждое число в котором соответствует размеру определенной части человеческого тела и одновременно легко переводится из футов-дюймов в метры-сантиметры. Модулор – простой инструмент для получения наиболее гармоничных соотношений общего размера изделия и отдельных его частей.

 

Дизайн внутренних пространств здания осуществляется для того, чтобы человеку было удобно в них передвигаться, работать и отдыхать. Поэтому должен быть соблюден баланс между формой и размерами человеческого тела. Этот баланс может быть статическим, например, когда мы сидим на стуле, опираемся на перила или удобно устраиваемся в алькове. Он может быть также динамическим, например, когда мы входим в вестибюль здания, поднимаемся по лестнице или передвигаемся по комнатам и коридорам. Третий тип баланса отражает способность пространства удовлетворять нашу потребность сохранять необходимые социальные дистанции и контролировать наше личное пространство.

Кроме этих физических и психологических параметров пространство обладает также тактильными, акустическими, обонятельными и тепловыми характеристиками, которые влияют на наше самочувствие и поведение в пространстве. Размеры нашего тела и то, как мы двигаемся в пространстве и воспринимаем его, являются первостепенными факторами для архитектуры и дизайна внутреннего пространства.

Любой интерьер должен быть не только красивым, но и удобным, а отдельные его части, например, мебель, еще должны быть практичными. Конструкции, из которых состоит здание, должны обеспечивать прочность и надежность, оборудование должно быть безопасным и экономичным. Все это можно обозначить двумя емкими терминами: функциональность и эргономичность, каждый из которых по-своему характеризует предмет. Например, какое-то изделие может быть функциональным, но не эргономичным, а другое, наоборот, - эргономичным, но нефункциональным.

Например: стул, сделанный с учетом всех особенностей человеческого тела, повторяющий каждый изгиб фигуры человека, очень удобный и комфортный, - эргономичен, но материал, из которого изготовлен стул, оказался недостаточно прочным. В течение короткого времени стул потерял привлекательность, стал потертым и потрепанным, кроме того, оказалось, что его трудно перемещать из-за больших размеров и вообще найти ему место в пространстве интерьера довольно сложно, значит, он недостаточно функционален.

Другой пример: большая по размеру, наполненная ценной информацией книга очень функциональна. Но размер этой книги не соотнесен с пропорциями человеческой кисти, книга тяжелая, ее долго не удержишь в руке на весу, а читать можно, лишь положив на стол. Вывод: эта книга не эргономична.

Выполненная в начале 20 века в неорусском стиле мебель была несколько топорна, тяжела и очень неудобна. Пользоваться ею очень неудобно. Это прекрасные произведения искусства, но с точки зрения дизайна они несовершенны.

Фрагмент 3d визуализации в неорусском стиле (рисунок 2)

Объект, созданный с учетом лишь художественно важных сторон, может оказаться неполноценным в утилитарном плане. В дизайне необходим комплексный подход с учетом многих технических, конструктивных, функциональных, эргономических и психофизиологических аспектов.

 

Рисунок 2 – Пример интерьера в неорусском стиле

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-25; Просмотров: 3579; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.