КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Стандартизация диагностических методик
Технологии обработки эмпирической информации Термин «стандартизация» используется в психодиагностической теории как минимум в трех значениях. В о-п е р в ы х, он обозначает единый подход к предъявлению, оценке и интерпретации метода — стандартный здесь понимается как кодифицированный. Стандартность является одной из гарантий объективности. В о-в т о р ы х, стандартизация обозначает перевод первичных индивидуальных результатов на производные показатели, что предполагает осуществление стандартизации в ее третьем понимании — имеется в виду образование норм и подсчет производных показателей в рамках построения и апробации метода. Классическая теория психометрики требует стандартизации и создания норм для каждого метода, который предназначен для практического применения. Такой подход к стандартизации предполагает осуществление стандартизационного исследования на достаточно большой выборке из популяции, для которой метод предназначен, или даже на нескольких выборках, если метод предназначен для нескольких областей практики. С математической точки зрения стандартизация представляет линейную или нелинейную трансформации первичных индивидуальных результатов в производные показатели. Значит, это создание шкал в избранном масштабе, благодаря которому мы можем выразить меру исследуемой характеристики четко определенным образом. Можно, конечно, спросить, зачем создавать искусственные шкалы, не достаточно ли выразить меру исследуемой характеристики в исходных первичных индивидуальных результатах? В ответ на этот вопрос можно привести основные недостатки такого нетрансформированного представления результатов. Прежде всего, первичный индивидуальный результат нам ничего не говорит об интенсивности изучаемой характеристики, о ее выраженности в сравнении с другими лицами. Эта информация очень важна, так как в большинстве случаев метод используется с целью сравнения индивидов по изучаемой характеристике. По первичным индивидуальным результатам мы можем судить лишь о том, что чем больше очков набрал испытуемый, тем больше Часть II. Практическая психодиагностика у него проявляется данное свойство, но мы ничего не узнаем о том, каково это свойство по отношению к среднему уровню его проявления. Следующим большим недостатком является отсутствие возможности сравнивать меру проявления отдельных характеристик у одного испытуемого при обследовании несколькими тестами. Если каждый тест состоит из разного количества заданий или из заданий, имеющих разные параметры сложности и разную избирательную эффективность, мы не имеем возможности сопоставлять различия между исследуемыми характеристиками на основе первичных индивидуальных результатов. Психометрические исследования и теоретический анализ убедительно показывают, что даже одинаковое количество баллов по двум разным тестам у одного испытуемого может свидетельствовать о разнице в мере изучаемых характеристик, если оба теста различаются по своим психометрическим параметрам (продолжительность теста, свойства отдельных заданий и т. д.). Значит решающими являются различия в чувствительности и других свойствах теста. Стандартизация психодиагностических методов основана на аксиоме нормы. Последняя опирается на предположение, что психические характеристики — так же как и биологические явления — имеют в популяции так называемое нормальное распределение по Гауссу. Однако эта гипотеза до сих пор не была научно ни доказана, ни опровергнута. Фактором является то, что в практике психологического тестирования она себя оправдывает. Стандартизация практически реализуется несколькими способами. Чаще всего осуществляется поиск Z-показателя, который в психометрике называется «стандартным показателем». Эти показатели не выгодны для практического использования, так как они часто представлены в виде смешанного числа с десятичной дробью, а если первичные индивидуальные результаты меньше среднего значения, они представлены в виде отрицательного числа. Чтобы преодолеть эти недостатки, вводятся шкалы производных показателей в равных масштабах на основе общей парадигмы: производный показатель = а + b • z, где a, b — есть константы центрирования к пропорциональности. В целом стандартизация направлена на то, чтобы максимально нейтрализовать влияние различных побочных факторов, чтобы различия в индивидуальных результатах отражали реальные различия между обследуемыми по измеряемому параметру. Взаимосвязь стандартного распределения и стандартных оценок представлена в приложении 19.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 767; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |