Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психологическая сущность концепции готовности




Концепция готовности в исследованиях профессионального становления

Большинство более или менее значимых и проработанных кон­цепций в исследованиях профессионального становления строится

Часть II Практическая психодиагностика

на понятиях, вытекающих из основной парадигмы «matching», а имен­но — концепциях профессиональной пригодности или непригодности; подготовленности или неподготовленности; направленности или управ­ления мотивацией труда, то есть без учета психологического состояния субъекта на данный момент времени. Другим весьма распространенным основанием для оценки этапов или фаз профессионального становле­ния часто становятся возрастные «кризисы развития».

Наши исследования и данные психологии труда, однако, заставили нас ввести еще одну группу психологических критериев эффективно­сти профессионального становления и развития: психологического функционального или зонального состояния человека. На основании нескольких специальных собственных исследований мы предлагаем, по нашему мнению, более точное, полное и психологически более вер­ное основание для анализа и выделения реально наблюдаемых этапов профессионального становления: использование для этих целей кон­цепции, а может быть, и категории «готовности», которая по своему существу не может не учитывать:

» профпригодность субъекта профессиональной деятельности;

» его направленность;

» его профподготовленность;

* его психические состояния.

Последние для нас являются одним из фундаментальных критери­ев эффективности профессионального становления. Категория психо­логической готовности, таким образом, становится как бы системооб­разующим стержнем, по крайней мере, для трех понятийных систем, отображающих важнейшие аспекты человеческой жизни:

» развитие субъекта;

» его готовность к профессиональной деятельности (с многообра­зием пластов различных видов готовности);

» движение субъекта на отрезке жизненного пути в фазе «ситуаци­онного кризиса», когда возникают действительные или мнимые проблемы между возможностями субъекта и его перспективами, ограниченными развитием реальной ситуации.

В последнем случае возникают «психологически подобные» конф­ликты в системе «объект — ситуация», которые, как показывают наши данные, протекают весьма сходным образом и для детей, и для взрос­лых, т. е. оказываются «вне» зависимости от возрастной шкалы.

Кроме того, как отмечает Ю. М. Забродин [101, 106], концепция го­товности как бы интегрирует ряд феноменологических планов в про-

Раздел 2. Проблемы психологической практики ________________________ 153

фессиональном становлении и развитии субъекта (другими словами, она оказывается принципиально «многоплановой» [см. 169]), что и тре­буется, согласно нашему дуальному подходу. Эта концепция своим объемом «охватывает», по крайней мере, следующее:

» план развития самого субъекта (план возрастной психологии);

* план развития мира (в том числе «мира профессий») и отраже­ния «в субъекте» (план общей психологии);

» план движения жизненной ситуации, развития взаимодействия субъекта «в контакте» с его окружением (также план общей пси­хологии);

* план «формирования», профессиональной подготовки профес­сионала (план педагогической психологии);

» план его реальной деятельности по преобразованию ситуации, профессиональной деятельности (план психологии труда);

* план возможных личностных проблем и конфликтов в ходе реали­зации этой деятельности: с «требованиями» общества, с техноло­гическими «требованиями» профессии, условий и обстоятельств деятельности, с «требованиями» производственной организации, коллектива коллег, подчиненных и начальников и т. п. (социаль­но-психологический и психотерапевтический планы).

Применение концепции готовности, как мы и предполагали выше, позволяет наметить пути разрешения «трехстороннего противостоя­ния» концепций развития, формирования и адаптации, отмеченный нами в теории психологии по крайней мере в трех отношениях:

1) концепция готовности конечно же никак не исключает, а наобо­рот, предполагает возможное развитие субъекта, поскольку в этом случае задача заключается в «одновременном» необратимом изме­нении и ситуации, и субъекта (в отличие от предыдущего случая). Так, например, профессиональное развитие предполагает некое управление движением субъекта по определенному динамичному «учебному» плану;

2) переход к концепции готовности предполагает и известную «адап­тацию» субъекта, т. е. существование множества вариантов об­ратимых изменений именно субъекта, принципиально подго­товленного для взаимодействия с ситуацией «в данный момент» и «в данном месте» (именно в этом смысле мы и применяем поня­тие психологического состояния, как потенциально обратимого компонента [101]. В этом случае особую роль приобретают разно-

Часть II. Практическая психодиагностика

го рода психологические механизмы «управления состоянием», лежащие в сфере «психосоциальных технологий»: ауто- и гете-ротренинги, развитые ныне техники самоуправления состояни­ем, техники и механизмы «психологической защиты» и т. д.; 3)из анализа и исследований готовности логически «вытекает» гроздь родственных категорий, описывающих практически на­блюдаемое состояние субъекта (в отношении к конкретно выбран­ной профессии и в связи с динамикой взаимодействия субъекта с миром в данной ситуации), а также возможные «выходы» из него.

Одним из элементов этой грозди становится понятие «пригодности -непригодности», которое предполагает в отрицательном для субъекта случае поиск другой профессии, т. е. изменение социальной ситуации и, следовательно, изменение характера взаимодействий субъекта с миром путем искусственного «удаления» субъекта из данной ситуа­ции, поскольку попытки изменения субъекта ни к чему хорошему не приведут.

Другая понятийная пара в этой связке охватывает следующий слой психологических феноменов: «подготовленность — неподготов­ленность»; эта пара становится психологическим основанием для решения множества практических вопросов отбора и распределения профессиональных работников.

Третьим примером являются разнообразные формы частной готов­ности (например, «готовности к школе», готовности «к личному вы­бору», готовности к деятельности в особых условиях и т. д.).

Виды и формы профессиональной готовности

Учитывая изложенное выше о психологической, личностной готов­ности, можно, следуя принципам дуального подхода, активизировать процесс становления профессионала в свете развития генерализован­ного понятия личностной готовности, то есть рассматривая общую ка­тегорию личностной психологической готовности в более узком смыс­ле профессиональной готовности, а в последней — выделяя различные виды или уровни частной профессиональной готовности.

Такой анализ позволяет увидеть, что процесс профессионального ста­новления и развития человека, как субъекта труда, предусматривает:

* развитие функциональной основы психической регуляции дея­тельности, ее системогенез [101; 142; 171; 297J; это — аспект пси­хологии способностей;

Раздел 2. Проблемы психологической практики ________________________ 155

* развитие знаний и взглядов на мир профессий, мир трудовой де­ятельности, формирование ценности и значимости труда в обще­стве, «личных» ценностей, склонностей и способностей, ориен­тации и требований профессии и т. п. [132; 133; 149; 171; 199; 235; 256; 260]; это — аксиологическая сфера;

» развитие личного опыта и «присвоение» ценностей культуры, в том числе культуры технологической; это — сфера «опыта»;

* интеграцию ценностно-мотивационной, операциональной и функ­циональной (эмоциональной) готовностей в едином субъекте, в данное время и в данной ситуации; это — сфера состояний Sb.

И если на уровне общей, генерализованной личностной готовности определяющими факторами являются развитие механизмов психиче­ской регуляции поведения, отношения к людям, к труду вообще, дру­гие мировоззренческие понятия и ценности, то в структуре професси­ональной готовности как раз и выделяются ее частные формы:

«операционная (создание и развитие психологической системы регуляции профессиональной деятельности, затрагивающее, преж­де всего, профессиональные способности и систему ПВК);

* мотивационная (развитие на базе усвоенных общечеловеческих и собственных личностных ценностей и предпочтений системы профессиональных интересов и склонностей);

» функциональная (генерализованное состояние человека, как об­щее его настроение, на фоне которого развиваются состояния ожиданий, намерения, эмоциональные реакции и др.).

Выделенные формы профессиональной готовности, взятые на раз­ных стадиях профессионального становления и развития субъекта (см. рис. 8), задают целый спектр возможных вариантов развития жизнен­ных ситуаций, определяя характер дальнейшего движения субъекта на его жизненном и профессиональном пути.

Так, операционная готовность становится основным практическим критерием для решения вопросов о профессиональной пригодности или непригодности человека, и через более или менее развитые процедуры оценки потенциальных возможностей субъекта, уровня и прогноза раз­вития его профессиональных способностей, по сравнению с значениями заранее выделенных систем ПВК, — определяют решение профессио­нальной судьбы по результатам профессионального отбора.

Мотивационная готовность в ходе психологической диагностики становится реальной базой для определения профессиональной на­правленности: ее вектора, силы и выраженности» — и тем самым де-

156 ________________________________ Часть II. Практическая психодиагностика

терминирует результат решения о предпочтении одного работника другому по стимулам и мотивации труда.

Существование и уровень функциональной готовности (точнее -неготовности) является, по-видимому, единственным психологиче­ским аргументом в пользу всех процедур оперативного экспресс-кон­троля профессионала перед выполнением ответственных заданий.

Мы полагаем, что эти формы в действительности взаимодействуют друг с другом: например, несовпадение наличных профессиональных способностей с требованиями профессии практически неизбежно ве­дет к стрессу, переутомлению и, конечно, к неудовлетворенности тру­дом на данном рабочем месте. Несовпадение ожиданий с реальными условиями и характером профессиональной деятельности, в свою оче­редь, влечет за собой фрустрационный стресс и включение механизмов личностной профессиональной защиты. Рассогласование «личных» ценностей, действительных мотивов и цели деятельности вызывает к жизни «мотивировки», разного рода «замещения» в отношении к дей­ствительному содержанию труда и т. д. и т. п.

На основании результатов предварительных исследований в свете предыдущих замечаний можно обосновать необходимость комплекс­ной психологической оценки готовности субъекта и общий порядок ее проведения с учетом данных психологического анализа профессио­нальной деятельности практического психолога. Этот порядок пред­полагает два варианта развития событий:

1) комплексная диагностика субъекта— построение «психологиче­ского портрета» — прогнозирование вероятной динамики субъек­та в следующий момент времени: сравнение движения реального субъекта в реальной ситуации с психологическим прогнозом мо­жет оказаться весьма высоким (по нашим данным о прогнозе обу­чаемости по данным оценки «готовности к школе», коэффициент надежности прогноза достигает г = 0,9), и тогда возникает возмож­ность до достижения конечного результата (например, уже насту­пившей задержки развития) «вводить» психологическую помощь и психолого-педагогическую коррекцию вместо «сортировки» контингента учеников;

2) комплексная диагностика субъекта — «психологический порт­рет» — «психологический прогноз динамики» — выбор техники воздействия — «каузальная модель процесса» — коррекция — по­лучаемый результат; этот вариант значительно сложнее: он связан со степенью разработанности психологической теории, особенно в области создания «каузальных моделей», но он, безусловно, ока-




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1330; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.