КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Психологическая сущность концепции готовности
Концепция готовности в исследованиях профессионального становления Большинство более или менее значимых и проработанных концепций в исследованиях профессионального становления строится Часть II Практическая психодиагностика на понятиях, вытекающих из основной парадигмы «matching», а именно — концепциях профессиональной пригодности или непригодности; подготовленности или неподготовленности; направленности или управления мотивацией труда, то есть без учета психологического состояния субъекта на данный момент времени. Другим весьма распространенным основанием для оценки этапов или фаз профессионального становления часто становятся возрастные «кризисы развития». Наши исследования и данные психологии труда, однако, заставили нас ввести еще одну группу психологических критериев эффективности профессионального становления и развития: психологического функционального или зонального состояния человека. На основании нескольких специальных собственных исследований мы предлагаем, по нашему мнению, более точное, полное и психологически более верное основание для анализа и выделения реально наблюдаемых этапов профессионального становления: использование для этих целей концепции, а может быть, и категории «готовности», которая по своему существу не может не учитывать: » профпригодность субъекта профессиональной деятельности; » его направленность; » его профподготовленность; * его психические состояния. Последние для нас являются одним из фундаментальных критериев эффективности профессионального становления. Категория психологической готовности, таким образом, становится как бы системообразующим стержнем, по крайней мере, для трех понятийных систем, отображающих важнейшие аспекты человеческой жизни: » развитие субъекта; » его готовность к профессиональной деятельности (с многообразием пластов различных видов готовности); » движение субъекта на отрезке жизненного пути в фазе «ситуационного кризиса», когда возникают действительные или мнимые проблемы между возможностями субъекта и его перспективами, ограниченными развитием реальной ситуации. В последнем случае возникают «психологически подобные» конфликты в системе «объект — ситуация», которые, как показывают наши данные, протекают весьма сходным образом и для детей, и для взрослых, т. е. оказываются «вне» зависимости от возрастной шкалы. Кроме того, как отмечает Ю. М. Забродин [101, 106], концепция готовности как бы интегрирует ряд феноменологических планов в про- Раздел 2. Проблемы психологической практики ________________________ 153 фессиональном становлении и развитии субъекта (другими словами, она оказывается принципиально «многоплановой» [см. 169]), что и требуется, согласно нашему дуальному подходу. Эта концепция своим объемом «охватывает», по крайней мере, следующее: » план развития самого субъекта (план возрастной психологии); * план развития мира (в том числе «мира профессий») и отражения «в субъекте» (план общей психологии); » план движения жизненной ситуации, развития взаимодействия субъекта «в контакте» с его окружением (также план общей психологии); * план «формирования», профессиональной подготовки профессионала (план педагогической психологии); » план его реальной деятельности по преобразованию ситуации, профессиональной деятельности (план психологии труда); * план возможных личностных проблем и конфликтов в ходе реализации этой деятельности: с «требованиями» общества, с технологическими «требованиями» профессии, условий и обстоятельств деятельности, с «требованиями» производственной организации, коллектива коллег, подчиненных и начальников и т. п. (социально-психологический и психотерапевтический планы). Применение концепции готовности, как мы и предполагали выше, позволяет наметить пути разрешения «трехстороннего противостояния» концепций развития, формирования и адаптации, отмеченный нами в теории психологии по крайней мере в трех отношениях: 1) концепция готовности конечно же никак не исключает, а наоборот, предполагает возможное развитие субъекта, поскольку в этом случае задача заключается в «одновременном» необратимом изменении и ситуации, и субъекта (в отличие от предыдущего случая). Так, например, профессиональное развитие предполагает некое управление движением субъекта по определенному динамичному «учебному» плану; 2) переход к концепции готовности предполагает и известную «адаптацию» субъекта, т. е. существование множества вариантов обратимых изменений именно субъекта, принципиально подготовленного для взаимодействия с ситуацией «в данный момент» и «в данном месте» (именно в этом смысле мы и применяем понятие психологического состояния, как потенциально обратимого компонента [101]. В этом случае особую роль приобретают разно- Часть II. Практическая психодиагностика го рода психологические механизмы «управления состоянием», лежащие в сфере «психосоциальных технологий»: ауто- и гете-ротренинги, развитые ныне техники самоуправления состоянием, техники и механизмы «психологической защиты» и т. д.; 3)из анализа и исследований готовности логически «вытекает» гроздь родственных категорий, описывающих практически наблюдаемое состояние субъекта (в отношении к конкретно выбранной профессии и в связи с динамикой взаимодействия субъекта с миром в данной ситуации), а также возможные «выходы» из него. Одним из элементов этой грозди становится понятие «пригодности -непригодности», которое предполагает в отрицательном для субъекта случае поиск другой профессии, т. е. изменение социальной ситуации и, следовательно, изменение характера взаимодействий субъекта с миром путем искусственного «удаления» субъекта из данной ситуации, поскольку попытки изменения субъекта ни к чему хорошему не приведут. Другая понятийная пара в этой связке охватывает следующий слой психологических феноменов: «подготовленность — неподготовленность»; эта пара становится психологическим основанием для решения множества практических вопросов отбора и распределения профессиональных работников. Третьим примером являются разнообразные формы частной готовности (например, «готовности к школе», готовности «к личному выбору», готовности к деятельности в особых условиях и т. д.). Виды и формы профессиональной готовности Учитывая изложенное выше о психологической, личностной готовности, можно, следуя принципам дуального подхода, активизировать процесс становления профессионала в свете развития генерализованного понятия личностной готовности, то есть рассматривая общую категорию личностной психологической готовности в более узком смысле профессиональной готовности, а в последней — выделяя различные виды или уровни частной профессиональной готовности. Такой анализ позволяет увидеть, что процесс профессионального становления и развития человека, как субъекта труда, предусматривает: * развитие функциональной основы психической регуляции деятельности, ее системогенез [101; 142; 171; 297J; это — аспект психологии способностей; Раздел 2. Проблемы психологической практики ________________________ 155 * развитие знаний и взглядов на мир профессий, мир трудовой деятельности, формирование ценности и значимости труда в обществе, «личных» ценностей, склонностей и способностей, ориентации и требований профессии и т. п. [132; 133; 149; 171; 199; 235; 256; 260]; это — аксиологическая сфера; » развитие личного опыта и «присвоение» ценностей культуры, в том числе культуры технологической; это — сфера «опыта»; * интеграцию ценностно-мотивационной, операциональной и функциональной (эмоциональной) готовностей в едином субъекте, в данное время и в данной ситуации; это — сфера состояний Sb. И если на уровне общей, генерализованной личностной готовности определяющими факторами являются развитие механизмов психической регуляции поведения, отношения к людям, к труду вообще, другие мировоззренческие понятия и ценности, то в структуре профессиональной готовности как раз и выделяются ее частные формы: «операционная (создание и развитие психологической системы регуляции профессиональной деятельности, затрагивающее, прежде всего, профессиональные способности и систему ПВК); * мотивационная (развитие на базе усвоенных общечеловеческих и собственных личностных ценностей и предпочтений системы профессиональных интересов и склонностей); » функциональная (генерализованное состояние человека, как общее его настроение, на фоне которого развиваются состояния ожиданий, намерения, эмоциональные реакции и др.). Выделенные формы профессиональной готовности, взятые на разных стадиях профессионального становления и развития субъекта (см. рис. 8), задают целый спектр возможных вариантов развития жизненных ситуаций, определяя характер дальнейшего движения субъекта на его жизненном и профессиональном пути. Так, операционная готовность становится основным практическим критерием для решения вопросов о профессиональной пригодности или непригодности человека, и через более или менее развитые процедуры оценки потенциальных возможностей субъекта, уровня и прогноза развития его профессиональных способностей, по сравнению с значениями заранее выделенных систем ПВК, — определяют решение профессиональной судьбы по результатам профессионального отбора. Мотивационная готовность в ходе психологической диагностики становится реальной базой для определения профессиональной направленности: ее вектора, силы и выраженности» — и тем самым де- 156 ________________________________ Часть II. Практическая психодиагностика терминирует результат решения о предпочтении одного работника другому по стимулам и мотивации труда. Существование и уровень функциональной готовности (точнее -неготовности) является, по-видимому, единственным психологическим аргументом в пользу всех процедур оперативного экспресс-контроля профессионала перед выполнением ответственных заданий. Мы полагаем, что эти формы в действительности взаимодействуют друг с другом: например, несовпадение наличных профессиональных способностей с требованиями профессии практически неизбежно ведет к стрессу, переутомлению и, конечно, к неудовлетворенности трудом на данном рабочем месте. Несовпадение ожиданий с реальными условиями и характером профессиональной деятельности, в свою очередь, влечет за собой фрустрационный стресс и включение механизмов личностной профессиональной защиты. Рассогласование «личных» ценностей, действительных мотивов и цели деятельности вызывает к жизни «мотивировки», разного рода «замещения» в отношении к действительному содержанию труда и т. д. и т. п. На основании результатов предварительных исследований в свете предыдущих замечаний можно обосновать необходимость комплексной психологической оценки готовности субъекта и общий порядок ее проведения с учетом данных психологического анализа профессиональной деятельности практического психолога. Этот порядок предполагает два варианта развития событий: 1) комплексная диагностика субъекта— построение «психологического портрета» — прогнозирование вероятной динамики субъекта в следующий момент времени: сравнение движения реального субъекта в реальной ситуации с психологическим прогнозом может оказаться весьма высоким (по нашим данным о прогнозе обучаемости по данным оценки «готовности к школе», коэффициент надежности прогноза достигает г = 0,9), и тогда возникает возможность до достижения конечного результата (например, уже наступившей задержки развития) «вводить» психологическую помощь и психолого-педагогическую коррекцию вместо «сортировки» контингента учеников; 2) комплексная диагностика субъекта — «психологический портрет» — «психологический прогноз динамики» — выбор техники воздействия — «каузальная модель процесса» — коррекция — получаемый результат; этот вариант значительно сложнее: он связан со степенью разработанности психологической теории, особенно в области создания «каузальных моделей», но он, безусловно, ока-
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1330; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |