КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Дуальный подход в профессиональном становлении субъекта
Предлагаемый подход к исследованию проблем профессионального становления и развития личности профессионального работника основывается на одновременном психологическом учении феноменов и их компонентов на разных системных уровнях их существования. Так, если рассматривать общую парадигму взаимодействия субъекта с окружающим его миром, то в рамках этого подхода необходимо выделить два принципиально разных и относительно независимых подхода к психологическому анализу процессов профессионального становления и развития субъекта. Первый из них предусматривает исследование структуры самого взаимодействия в контексте задачного подхода с точки зрения характера и содержания реальных задач, решаемых субъектом, особенностей их реального бытия, особенностей их отражения и «принятия» их субъектом [100; 101; 106]. Второй предполагает психологический анализ составляющих этого взаимодействия как двух относительно независимых подсистем: жизненной ситуации и условий взаимодействия субъекта с миром, закономерностей и ограничений ее развития, с одной стороны, и самого субъекта как личностной подсистемы, развивающейся и действующей по своим, психологическим законам, — с другой. На следующем уровне — конкретной индивидуальности [13; 14] — мы также выделяем две психологические подсистемы развивающегося субъекта, его становление и развитие как «гражданина» (собственно Часть II. Практическая психодиагностика личностный уровень) и как «профессионала» (узкий «профессиональный уровень») при полном понимании неразрывного онтологического единства указанных линий развития. На узком «профессиональном» уровне изучения профессионального становления и развития мы опять рассматриваем два уровня: уровень динамической структуры личности профессионального работника [208] и уровень системы психологических качеств, важных для последующей профессиональной деятельности [297]. При этом, в соответствии с традициями отечественной психологии, мы считаем необходимым рассматривать отдельно общие и специальные (узкопрофессиональные) качества человека, которые как раз и составляют для нас основу для выделения системы профессионально важных качеств. Вместе с тем, в отличие от прежних схем анализа, мы все время имеем в виду их существование в одном, реально действующем объекте, и это позволяет нам строить системное психологическое описание профессионала, во-первых, как субъекта труда [132; 133], а в о-в т о-р ы х, как целостной индивидуальности в ее реальном жизненном окружении, в системе натуральных и социальных связей, в системе действующих социальных институтов, в системе реальных задач, которые стоят перед субъектом в каждый момент его жизненного пути. При этом, следуя принципам гуманистической ориентации психологии, в структуре реальных взаимодействий человека мы рассматриваем влияние ближайшего окружения субъекта как приоритетное, в значительной мере детерминирующее ход и особенности его поведения и деятельности.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 773; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |