Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Дуальный подход в профессиональном становлении субъекта




Предлагаемый подход к исследованию проблем профессионально­го становления и развития личности профессионального работника основывается на одновременном психологическом учении феноменов и их компонентов на разных системных уровнях их существования.

Так, если рассматривать общую парадигму взаимодействия субъек­та с окружающим его миром, то в рамках этого подхода необходимо выделить два принципиально разных и относительно независимых подхода к психологическому анализу процессов профессионального становления и развития субъекта.

Первый из них предусматривает исследование структуры самого взаимодействия в контексте задачного подхода с точки зрения харак­тера и содержания реальных задач, решаемых субъектом, особенно­стей их реального бытия, особенностей их отражения и «принятия» их субъектом [100; 101; 106].

Второй предполагает психологический анализ составляющих этого взаимодействия как двух относительно независимых подсистем: жизненной ситуации и условий взаимодействия субъекта с миром, за­кономерностей и ограничений ее развития, с одной стороны, и самого субъекта как личностной подсистемы, развивающейся и действующей по своим, психологическим законам, — с другой.

На следующем уровне — конкретной индивидуальности [13; 14] — мы также выделяем две психологические подсистемы развивающегося субъекта, его становление и развитие как «гражданина» (собственно

Часть II. Практическая психодиагностика

личностный уровень) и как «профессионала» (узкий «профессиональ­ный уровень») при полном понимании неразрывного онтологическо­го единства указанных линий развития.

На узком «профессиональном» уровне изучения профессионально­го становления и развития мы опять рассматриваем два уровня: уро­вень динамической структуры личности профессионального работни­ка [208] и уровень системы психологических качеств, важных для последующей профессиональной деятельности [297]. При этом, в со­ответствии с традициями отечественной психологии, мы считаем не­обходимым рассматривать отдельно общие и специальные (узкопро­фессиональные) качества человека, которые как раз и составляют для нас основу для выделения системы профессионально важных качеств.

Вместе с тем, в отличие от прежних схем анализа, мы все время име­ем в виду их существование в одном, реально действующем объекте, и это позволяет нам строить системное психологическое описание про­фессионала, во-первых, как субъекта труда [132; 133], а в о-в т о-р ы х, как целостной индивидуальности в ее реальном жизненном окружении, в системе натуральных и социальных связей, в системе дей­ствующих социальных институтов, в системе реальных задач, которые стоят перед субъектом в каждый момент его жизненного пути. При этом, следуя принципам гуманистической ориентации психологии, в струк­туре реальных взаимодействий человека мы рассматриваем влияние бли­жайшего окружения субъекта как приоритетное, в значительной мере де­терминирующее ход и особенности его поведения и деятельности.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 740; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.