Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Исследование структуры профессионально важных качеств практического психолога




Все сказанное выше конечно же относится и к практическому пси­хологу и, естественно, требует самостоятельного изучения особен­ностей его профессиональной деятельности и определения требований к субъекту этой деятельности со стороны самой профессии. Пони­мая это, мы на основании анализа имеющейся литературы о про­фессиях и опираясь на заданный подход, выделили профессиональные

Часть II. Практическая психодиагностика

задачи в деятельности произвольно взятого специалиста по «челове­ческому фактору» из сферы образования и произвели их группировку по определенным блокам (в зависимости от их психологического со­держания). Эксперты-оценщики сформировали девять классов та­ких задач.

1. Информационные.

2. Развивающие.

3. Исследовательские.

4. Коммуникативные.

5. Конструктивные.

6. Организационно-методические.

7. Диагностические.

8. Ориентационные (консультационные).

9. Коррекционные.

Вместе с тем подсистема «субъект труда», как уже отмечалось не­однократно, в том числе и нами [237; 244], включает не только более или менее сложный набор «профессионально важных качеств» (ПВК), которые есть скорее требования со стороны профессии к субъекту де­ятельности, выраженных в понятных психологу терминах, чем свой­ства самого субъекта. Эта подсистема в обязательном порядке предпо­лагает учет и исследование профессионального опыта человека, его мотивацию к труду вообще и к конкретно выбранной профессии, пси­хические (функциональные) состояния работающего человека.

В свою очередь, подсистема «профессиональная среда» включает в себя все «микроокружение» профессионального работника, в том числе, конечно, и объект (предмет), и орудия (средства) труда, но также — технологическую процедуру профессиональной деятельно­сти, организационную структуру ее обеспечения и осуществления, физические (природные) и социальные условия реализации конк­ретной трудовой деятельности.

Не рассматривая всех возможных методов анализа и описания профессиональной деятельности специалиста-психолога в системе «субъект труда — профессиональная среда», сделаем акцент на раз­личных конкретных задачах деятельности, встречающихся в практиче­ской работе самого психолога. Среди этих задач, несомненно, наи­более распространенной и наиболее ответственной, особенно на первых этапах освоения профессии практического психолога, является за­дача овладения и применения методов практической психодиагно­стики.

Раздел 1. Психологический анализ и строение модели деятельности

Распределение задач по классам представлено в табл. 1.

Таблица 1 Виды профессиональных задач и их психологическое содержание

Продолжение &

Виды профессиональных задач и их психологическое содержание
Виды задач Психологическое содержание профессиональных задач
Информационные 1. Сообщение системы знаний основных наук. 2. Повышение уровня знаний по своему профилю. 3. Тематическая информация (о новых событиях в стране и за рубежом, о достопримечательностях, памятниках истории и архитектуры и т. п.)
Развивающие 1. Формирование личности как сознательного субъекта поведения и социального действия. 2. Формирование и всестороннее развитие интересов, склонностей и индивидуальных способностей учащихся. 3. Наблюдение за нормальным психическим и физиологи­ческим развитием (с дальнейшим выходом на коррекцию)
Исследовательские 1. Изучение новейших достижений в своей области. 2. Постоянное пополнение научно-методических знаний при регулярном анализе процесса и состояния собствен­ной работы, а также опыта коллег. 3. Экспериментальные исследования
Коммуникативные 1. Установление контакта с партнером. 2. Прием-передача информации. 3. Прием-передача эмоциональных состояний. 4. Взаимовлияние на поведение, мысли партнера. 5. Анализ и управление межличностными отношениями в коллективе
Конструктивные 1. Конструктивно-содержательные (отбор и структу­рирование материала, планирование). 2. Конструктивно-оперативные', прогнозирование дейст­вий и поведения объекта труда. 3. Конструктивно-материальные: проектирование необ­ходимой для успешной деятельности материальной базы
Организационно-методические 1. Участие в комплектовании коллективов, различных групп (классов выравнивания, профильных классов, кружков и т. д.). 2. Организация и проведение различного рода темати­ческих мероприятий
Диагностические 1. Диагностика психических особенностей личности (в зависимости от возраста, пола). 2. Диагностика состояний, отклонений от нормы. 3. Медицинская диагностика. 4. Профдиагностика. 5. Выявление показателей, влияющих на успешность деятельности

Часть II. Практическая психодиагностика

Таблица 1 (продолжение)

Приведенная выше классификация применялась для изучения и вы­явления профессионально важных качеств практического психолога. Оценка этих свойств проводилась также с помощью квалифициро­ванных экспертов; в ходе собственно эмпирического исследования применялись следующие методики:

* опросник Липпмана (первый вариант) [164];

» анкета для исследования творческих профессий [93];

» алфавит черт личности [208].

Опросник Липпмана. Выбранный вариант данной методики пред­назначен для изучения профессий с преобладанием элементов умствен­ного труда. Исследование по методике Липпмана проводилось в со­ответствии с процедурой обследования, описанной в практикуме по профессиографии [237].

Анкета для исследования творческих профессий. Анкета модифи­цирована М. А. Дмитриевой и В. С. Арефьевым [93]. Процедура введе­ния и анализ результатов аналогичны с опросником Липпмана; одна­ко по сравнению с первоначальным вариантом методики на основании экспертного анализа мы расширили отделы, относящиеся к таким лич­ностным качествам, как воображение, мышление и коммуникативные способности; кроме того, к оригинальной версии нами добавлен ряд вопросов, характеризующих профессиональные мотивы и интересы. В связи с этим для обработки результатов обследования по созданной нами модификации был составлен специализированный дешифратор ответов (табл. 2).

Ориентационные (консультацион­ные) 1. Психологическая консультация. 2. Проведение медицинских консультаций. 3. Проведение профконсультаций. 4. Педагогическая консультация. 5. Формирование общественно и социально значимой профориентации с учетом требований общества, индивидуальных склонностей и возможностей индивида
Коррекционные 1. Осуществление психологической коррекции воспитания и развития. 2. Осуществление педагогической коррекции: компенса-ция дефектов обучения и воспитания. 3. Осуществление медицинской коррекции. 4. Изменение режима деятельности (обучения) в связи с определенным состоянием

Раздел 1. Психологический анализ и строение модели деятельности

Таблица 2 Дешифратор к анкете для исследования творческих профессий

№ вопроса Свойства личности
1-6 аттенционные  
5-10 наблюдательность
11-20 мнемические
21-30 моторные  
31-35 сенсорные  
36-38 39-50 имажитивные мыслительные
51-57 эмоциональные  
     
58-69 волевые  
70-75 речевые  
76-81 коммуникативные  
82-91 мотивы и интересы  

Алфавит черт личности. Для более полной характеристики профес­сионально важных качеств практического психолога был использован алфавит черт личности К. К. Платонова [208].

По результатам, полученным в ходе проведения данного исследова­ния, наиболее важными и необходимыми для успешной деятельности практического психолога являются такие качества и свойства лич­ности, как: наблюдательность, общительность, воздержанность, вос­питанность, внимательность, обходительность, самообладание, так­тичность, чуткость, альтруистичность, вежливость, гуманность, нравственность, уравновешенность, человеколюбие, великодушие, де­ликатность, добропорядочность, отзывчивость, уважительность, учти­вость, спокойствие, объективность, интеллигентность, компетентность, образованность, просвещенность, квалифицированность, начитанность, проницательность, переключаемость, разносторонность.

Выделенные в результате исследования черты личности, по оцен­кам экспертов и нашим наблюдениям, способствуют успешному ре­шению возникающих в ходе деятельности профессиональных задач, и в значительной мере помогают эффективному процессу професси­ональной адаптации практического психолога к условиям и обстоя­тельствам своей деятельности, в частности, для школьного психоло­га — адаптации в коллективе учителей и учащихся (табл. 3).

Для графического представления выявленных психологических свойств, выступающих в роли профессионально-важных качеств прак­тического психолога (ПВК), была построена корреляционная матри­ца — коррелограмма (рис. 1).

Таблица 3

Профессионально важные качества деятельности практического психолога

 

Свойства Кол. св-в Оценка экспертами
                                 
  Аттенционные                                 8.6 18,7
  Наблюдательные                                 11,2 24,1
  Мнемические                                 15.4 16.8
  Моторные                                   7,9
  Сенсорные                                 3,8  
  Имажитивные                                   21,6
  Мыслительные                                 20,9 22,6
  Эмоциональные                                 10,5 19,6
  Волевые                                 11,7 15,3
  Речевые                                 17,8 26.7

В построенной коррелограмме каждое личностное свойство обозна­чалось кружком с соответствующим номером. Корреляционные связи между так обозначенными свойствами — линиями разного характера (одинарные, двойные, тройные).

Поскольку число экспертов было невелико, постольку для акку­ратного представления данных в качестве критерия статистической значимости по специальным таблицам [272] был выбран коэффици­ент корреляции «г» порядка 0,6. В соответствии с этим мы использо­вали на рисунке следующие условные обозначения: если г > 0,7, то корреляционная связь между соответствующими свойствами изобра­жалась тройной линией; если 0,5 < г < 0,7 — двойной; а при значениях г очень близких к 0,5, — одинарной. Значительные отрицательные корре­ляционные связи изображались пунктирной линией. По результатам проделанной работы выделились так называемые корреляционные пле­яды: группы личностных свойств, сильно статистически связанных между собой. Член плеяды, имеющий максимальное количество связей с другими членами, называется признаком-индикатором. Этот признак интерпретируется обычно, как «причина», вызвавшая «стягивание» ос­тальных свойств в плеяду [220; 268].

Таким образом, полученные результаты показывают, что в корре­лограмме практического психолога наибольшее количество связей с дру­гими элементами имеют мнемические, сенсорные, мыслительные, имажи-тивные, аттенционные свойства', кроме того, существенное значение имеют также такие качества, как наблюдательность нречъ.

Установленные взаимосвязи имеют большое значение для повыше­ния эффективности профессиональной подготовки практического психолога. В частности, свойствам, имеющим большое количество

Рис. 1. Коррелограмма практического психолога

Часть II. Практическая психодиагностика

связей, при рационализации процесса профессиональной подготовки ес­тественно должно уделяться и большее внимание, так как их развитие положительно сказывается на ряде других функций. Свойства, между ко­торыми обнаружена отрицательная корреляция, по-видимому не долж­ны объединяться в процессе одновременной тренировки и развития.

ПВК и профессиональная деятельность практического психолога

Проведенный анализ выделенных выше качеств практического пси­холога позволяет нам с достаточным основанием говорить о том, что успешное решение конкретных задач в различных областях деятельно­сти практического психолога может быть обеспечено так называемым «унитарным» комплексом личностных свойств, образующим корреля­ционную плеяду, образованную с основой одного из элементов ПВК.

Рассмотрим некоторые практические приложения полученного результата, главным образом на примере деятельности школьного психолога.

1. Профессия практического психолога относится к профессиям типа «человек — человек» [132; 133] и, следовательно, практически во всех видах его работы необходимым элементом является организация профессионального общения.

Как явствует из нашего анализа, в ходе коммуникативной деятель­ности, являющейся одной из основ для всех других видов совместной деятельности, решается следующий блок профессиональных задач:

» установление контакта с партнером (группой);

» прием-передача информации:

» прием-передача эмоциональных состояний;

» влияние на поведение, а возможно, и на ход мысли субъекта-парт­нера.

Соответственно полученному нами результату в структуре ПВК выделился следующий блок (рис. 2).

Рис. 2. Корреляционная плеяда для речевых свойств личности

Кроме того, обнаружена положительная корреляционная связь ре­чевых свойств с коммуникативными, правда, коэффициент корреля­ции не достигает значимых значений.

Раздел 1. Психологический анализ и строение модели деятельности _______ т 29

Согласно нашему предположению, данную совокупность личност­ных качеств и свойств можно рассматривать как необходимую (но, ко­нечно, не достаточную) для реализации коммуникативной деятельности.

2. В деятельности практического психолога, особенно школьного психолога, всегда присутствует такой важный аспект, как сбор инфор­мации. Он осуществляется как на основе систематизации собственных наблюдений, так и на основе обобщения тех данных, которые поступа­ют от учителей, родителей и самих учащихся.

Вернемся к коррелограмме и обнаружим, что существует обособля­ющийся блок психических свойств с основой на элементе 2 (наблюда­тельность; рис. 3) и, если наши предположения верны, этот блок может способствовать наиболее успешной реализации данной задачи.

^^г 1 аттенционные наблюдательность 2<^~

~~~~* 3 мнемические

Рис. 3. Корреляционная плеяда для свойства наблюдательности

3. Значительное место в работе практического, например школьно­го, психолога занимает психологическая консультация, состоящая в помощи в решении тех проблем, с которыми приходят к психологу учителя, учащиеся, родители.

В данном виде деятельности школьный психолог призван решать следующие задачи:

» консультировать администрацию школы, учителей, родителей по психологическим проблемам обучения и воспитания детей, раз­вития их внимания, памяти, мышления, характера и пр.;

» проводить индивидуальные и групповые консультирования уча­щихся по вопросам обучения, развития, проблемам жизненного самоопределения, самовоспитания, взаимоотношений со взрос­лыми и сверстниками;

» проводить различного рода профконсультапии.

Одной из специфических особенностей психологического кон­сультирования в нашем обществе является то, что к психологу прихо­дят посетители с уже сформированной, созревшей проблемой [237]. Поэтому психологу необходимо, прежде всего, вникнуть в суть сло­жившейся проблемной ситуации, осмыслить, определить причины, ее породившие, а затем найти средства для ее решения и постараться предотвратить возникновение подобных проблем в будущем.

Как видно из коррелограммы, успешности осуществления данного вида деятельности может способствовать комплекс сенсорных мысли-

9-1282

Часть И. Практическая психодиагностика

тельных, мнемических, речевых, коммуникативных свойств с основой на элементе 6 (имажитивные качества).

4. Одним из важнейших видов деятельности практического психо­лога является разработка рекомендаций, программ психокоррекцион-ной работы (в частности, развивающей работы с учащимися), постро­енных на основе психологического диагноза, в состав которых входят такие этапы, как:

» осуществление программы;

» контроль за ее выполнением.

Исходя из наших предположений и с учетом особенностей выпол­нения вышеуказанных этапов, можно утверждать, что успешное реше­ние данной группы задач может обеспечить комплекс свойств с осно­вой на элементе 3 (рис. 4).

Рис. 4. Корреляционная плеяда для имажитивных свойств личности

Так, мыслительные и имажитивные свойства с основой на памяти способствуют реализации первого этапа коррекционной деятельно­сти; речевые и коммуникативные — второго (т. е. именно осуществ­ления коррекционной программы); сенсорные свойства и наблюдатель­ность — реализуют контроль за выполнением программы. Совокупность и взаимовлияние данных свойств подготавливают необходимую базу для успешной организации коррекционной деятельности.

5. Особое внимание практический психолог должен уделять такой форме деятельности, как психологическая профилактика, которая за­ключается, в частности, в том, чтобы проводить постоянную работу по предупреждению возможного неблагополучия в психическом и лич­ностном развитии детей.

В ходе осуществления данной деятельности психолог:» следит за соблюдением в школе психологических условий обуче­ния и воспитания, необходимых для нормального психического развития и формирования личности учащихся на каждом возра­стном этапе;

» способствует созданию благоприятного психологического клима­та в детском учреждении. Оптимизирует формы общения в педа­гогическом коллективе, способствует улучшению форм общения

Раздел 1. Психологический анализ и строение модели деятельности

педагогов с учащимися, родителей с детьми и, наконец, учащихся между собой;

» держит под особым контролем переходные, переломные момен­ты в жизни школьников.

Успешное решение данной группы задач может обеспечить комп­лекс свойств с основой на элементе 1 (внимание; рис. 5).

Рис. 5. Корреляционная плеяда для мнемических свойств личности

Выделившиеся в ходе экспериментального исследования комплексы Г1ВК являются необходимыми и достаточными предпосылками для ре­ализации различных видов деятельности школьного психолога и реше­ния им разнообразных профессиональных задач, которые и составля­ют основное содержание его профессиональной работы.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1094; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.