КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Исследование структуры профессионально важных качеств практического психолога
Все сказанное выше конечно же относится и к практическому психологу и, естественно, требует самостоятельного изучения особенностей его профессиональной деятельности и определения требований к субъекту этой деятельности со стороны самой профессии. Понимая это, мы на основании анализа имеющейся литературы о профессиях и опираясь на заданный подход, выделили профессиональные Часть II. Практическая психодиагностика задачи в деятельности произвольно взятого специалиста по «человеческому фактору» из сферы образования и произвели их группировку по определенным блокам (в зависимости от их психологического содержания). Эксперты-оценщики сформировали девять классов таких задач. 1. Информационные. 2. Развивающие. 3. Исследовательские. 4. Коммуникативные. 5. Конструктивные. 6. Организационно-методические. 7. Диагностические. 8. Ориентационные (консультационные). 9. Коррекционные. Вместе с тем подсистема «субъект труда», как уже отмечалось неоднократно, в том числе и нами [237; 244], включает не только более или менее сложный набор «профессионально важных качеств» (ПВК), которые есть скорее требования со стороны профессии к субъекту деятельности, выраженных в понятных психологу терминах, чем свойства самого субъекта. Эта подсистема в обязательном порядке предполагает учет и исследование профессионального опыта человека, его мотивацию к труду вообще и к конкретно выбранной профессии, психические (функциональные) состояния работающего человека. В свою очередь, подсистема «профессиональная среда» включает в себя все «микроокружение» профессионального работника, в том числе, конечно, и объект (предмет), и орудия (средства) труда, но также — технологическую процедуру профессиональной деятельности, организационную структуру ее обеспечения и осуществления, физические (природные) и социальные условия реализации конкретной трудовой деятельности. Не рассматривая всех возможных методов анализа и описания профессиональной деятельности специалиста-психолога в системе «субъект труда — профессиональная среда», сделаем акцент на различных конкретных задачах деятельности, встречающихся в практической работе самого психолога. Среди этих задач, несомненно, наиболее распространенной и наиболее ответственной, особенно на первых этапах освоения профессии практического психолога, является задача овладения и применения методов практической психодиагностики. Раздел 1. Психологический анализ и строение модели деятельности Распределение задач по классам представлено в табл. 1. Таблица 1 Виды профессиональных задач и их психологическое содержание Продолжение &
Часть II. Практическая психодиагностика Таблица 1 (продолжение) Приведенная выше классификация применялась для изучения и выявления профессионально важных качеств практического психолога. Оценка этих свойств проводилась также с помощью квалифицированных экспертов; в ходе собственно эмпирического исследования применялись следующие методики: * опросник Липпмана (первый вариант) [164]; » анкета для исследования творческих профессий [93]; » алфавит черт личности [208]. Опросник Липпмана. Выбранный вариант данной методики предназначен для изучения профессий с преобладанием элементов умственного труда. Исследование по методике Липпмана проводилось в соответствии с процедурой обследования, описанной в практикуме по профессиографии [237]. Анкета для исследования творческих профессий. Анкета модифицирована М. А. Дмитриевой и В. С. Арефьевым [93]. Процедура введения и анализ результатов аналогичны с опросником Липпмана; однако по сравнению с первоначальным вариантом методики на основании экспертного анализа мы расширили отделы, относящиеся к таким личностным качествам, как воображение, мышление и коммуникативные способности; кроме того, к оригинальной версии нами добавлен ряд вопросов, характеризующих профессиональные мотивы и интересы. В связи с этим для обработки результатов обследования по созданной нами модификации был составлен специализированный дешифратор ответов (табл. 2).
Раздел 1. Психологический анализ и строение модели деятельности Таблица 2 Дешифратор к анкете для исследования творческих профессий
Алфавит черт личности. Для более полной характеристики профессионально важных качеств практического психолога был использован алфавит черт личности К. К. Платонова [208]. По результатам, полученным в ходе проведения данного исследования, наиболее важными и необходимыми для успешной деятельности практического психолога являются такие качества и свойства личности, как: наблюдательность, общительность, воздержанность, воспитанность, внимательность, обходительность, самообладание, тактичность, чуткость, альтруистичность, вежливость, гуманность, нравственность, уравновешенность, человеколюбие, великодушие, деликатность, добропорядочность, отзывчивость, уважительность, учтивость, спокойствие, объективность, интеллигентность, компетентность, образованность, просвещенность, квалифицированность, начитанность, проницательность, переключаемость, разносторонность. Выделенные в результате исследования черты личности, по оценкам экспертов и нашим наблюдениям, способствуют успешному решению возникающих в ходе деятельности профессиональных задач, и в значительной мере помогают эффективному процессу профессиональной адаптации практического психолога к условиям и обстоятельствам своей деятельности, в частности, для школьного психолога — адаптации в коллективе учителей и учащихся (табл. 3). Для графического представления выявленных психологических свойств, выступающих в роли профессионально-важных качеств практического психолога (ПВК), была построена корреляционная матрица — коррелограмма (рис. 1). Таблица 3 Профессионально важные качества деятельности практического психолога
В построенной коррелограмме каждое личностное свойство обозначалось кружком с соответствующим номером. Корреляционные связи между так обозначенными свойствами — линиями разного характера (одинарные, двойные, тройные). Поскольку число экспертов было невелико, постольку для аккуратного представления данных в качестве критерия статистической значимости по специальным таблицам [272] был выбран коэффициент корреляции «г» порядка 0,6. В соответствии с этим мы использовали на рисунке следующие условные обозначения: если г > 0,7, то корреляционная связь между соответствующими свойствами изображалась тройной линией; если 0,5 < г < 0,7 — двойной; а при значениях г очень близких к 0,5, — одинарной. Значительные отрицательные корреляционные связи изображались пунктирной линией. По результатам проделанной работы выделились так называемые корреляционные плеяды: группы личностных свойств, сильно статистически связанных между собой. Член плеяды, имеющий максимальное количество связей с другими членами, называется признаком-индикатором. Этот признак интерпретируется обычно, как «причина», вызвавшая «стягивание» остальных свойств в плеяду [220; 268]. Таким образом, полученные результаты показывают, что в коррелограмме практического психолога наибольшее количество связей с другими элементами имеют мнемические, сенсорные, мыслительные, имажи-тивные, аттенционные свойства', кроме того, существенное значение имеют также такие качества, как наблюдательность нречъ. Установленные взаимосвязи имеют большое значение для повышения эффективности профессиональной подготовки практического психолога. В частности, свойствам, имеющим большое количество Рис. 1. Коррелограмма практического психолога Часть II. Практическая психодиагностика связей, при рационализации процесса профессиональной подготовки естественно должно уделяться и большее внимание, так как их развитие положительно сказывается на ряде других функций. Свойства, между которыми обнаружена отрицательная корреляция, по-видимому не должны объединяться в процессе одновременной тренировки и развития. ПВК и профессиональная деятельность практического психолога Проведенный анализ выделенных выше качеств практического психолога позволяет нам с достаточным основанием говорить о том, что успешное решение конкретных задач в различных областях деятельности практического психолога может быть обеспечено так называемым «унитарным» комплексом личностных свойств, образующим корреляционную плеяду, образованную с основой одного из элементов ПВК. Рассмотрим некоторые практические приложения полученного результата, главным образом на примере деятельности школьного психолога. 1. Профессия практического психолога относится к профессиям типа «человек — человек» [132; 133] и, следовательно, практически во всех видах его работы необходимым элементом является организация профессионального общения. Как явствует из нашего анализа, в ходе коммуникативной деятельности, являющейся одной из основ для всех других видов совместной деятельности, решается следующий блок профессиональных задач: » установление контакта с партнером (группой); » прием-передача информации: » прием-передача эмоциональных состояний; » влияние на поведение, а возможно, и на ход мысли субъекта-партнера. Соответственно полученному нами результату в структуре ПВК выделился следующий блок (рис. 2). Рис. 2. Корреляционная плеяда для речевых свойств личности Кроме того, обнаружена положительная корреляционная связь речевых свойств с коммуникативными, правда, коэффициент корреляции не достигает значимых значений. Раздел 1. Психологический анализ и строение модели деятельности _______ т 29 Согласно нашему предположению, данную совокупность личностных качеств и свойств можно рассматривать как необходимую (но, конечно, не достаточную) для реализации коммуникативной деятельности. 2. В деятельности практического психолога, особенно школьного психолога, всегда присутствует такой важный аспект, как сбор информации. Он осуществляется как на основе систематизации собственных наблюдений, так и на основе обобщения тех данных, которые поступают от учителей, родителей и самих учащихся. Вернемся к коррелограмме и обнаружим, что существует обособляющийся блок психических свойств с основой на элементе 2 (наблюдательность; рис. 3) и, если наши предположения верны, этот блок может способствовать наиболее успешной реализации данной задачи. ^^г 1 аттенционные наблюдательность 2<^~ ~~~~* 3 мнемические Рис. 3. Корреляционная плеяда для свойства наблюдательности 3. Значительное место в работе практического, например школьного, психолога занимает психологическая консультация, состоящая в помощи в решении тех проблем, с которыми приходят к психологу учителя, учащиеся, родители. В данном виде деятельности школьный психолог призван решать следующие задачи: » консультировать администрацию школы, учителей, родителей по психологическим проблемам обучения и воспитания детей, развития их внимания, памяти, мышления, характера и пр.; » проводить индивидуальные и групповые консультирования учащихся по вопросам обучения, развития, проблемам жизненного самоопределения, самовоспитания, взаимоотношений со взрослыми и сверстниками; » проводить различного рода профконсультапии. Одной из специфических особенностей психологического консультирования в нашем обществе является то, что к психологу приходят посетители с уже сформированной, созревшей проблемой [237]. Поэтому психологу необходимо, прежде всего, вникнуть в суть сложившейся проблемной ситуации, осмыслить, определить причины, ее породившие, а затем найти средства для ее решения и постараться предотвратить возникновение подобных проблем в будущем. Как видно из коррелограммы, успешности осуществления данного вида деятельности может способствовать комплекс сенсорных мысли- 9-1282 Часть И. Практическая психодиагностика тельных, мнемических, речевых, коммуникативных свойств с основой на элементе 6 (имажитивные качества). 4. Одним из важнейших видов деятельности практического психолога является разработка рекомендаций, программ психокоррекцион-ной работы (в частности, развивающей работы с учащимися), построенных на основе психологического диагноза, в состав которых входят такие этапы, как: » осуществление программы; » контроль за ее выполнением. Исходя из наших предположений и с учетом особенностей выполнения вышеуказанных этапов, можно утверждать, что успешное решение данной группы задач может обеспечить комплекс свойств с основой на элементе 3 (рис. 4). Рис. 4. Корреляционная плеяда для имажитивных свойств личности Так, мыслительные и имажитивные свойства с основой на памяти способствуют реализации первого этапа коррекционной деятельности; речевые и коммуникативные — второго (т. е. именно осуществления коррекционной программы); сенсорные свойства и наблюдательность — реализуют контроль за выполнением программы. Совокупность и взаимовлияние данных свойств подготавливают необходимую базу для успешной организации коррекционной деятельности. 5. Особое внимание практический психолог должен уделять такой форме деятельности, как психологическая профилактика, которая заключается, в частности, в том, чтобы проводить постоянную работу по предупреждению возможного неблагополучия в психическом и личностном развитии детей. В ходе осуществления данной деятельности психолог:» следит за соблюдением в школе психологических условий обучения и воспитания, необходимых для нормального психического развития и формирования личности учащихся на каждом возрастном этапе; » способствует созданию благоприятного психологического климата в детском учреждении. Оптимизирует формы общения в педагогическом коллективе, способствует улучшению форм общения Раздел 1. Психологический анализ и строение модели деятельности педагогов с учащимися, родителей с детьми и, наконец, учащихся между собой; » держит под особым контролем переходные, переломные моменты в жизни школьников. Успешное решение данной группы задач может обеспечить комплекс свойств с основой на элементе 1 (внимание; рис. 5). Рис. 5. Корреляционная плеяда для мнемических свойств личности Выделившиеся в ходе экспериментального исследования комплексы Г1ВК являются необходимыми и достаточными предпосылками для реализации различных видов деятельности школьного психолога и решения им разнообразных профессиональных задач, которые и составляют основное содержание его профессиональной работы.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1094; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |