КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Практический психолог: вопросы подготовки
Настоящий психологический анализ квалификационных требований к практическому психологу становится просто необходимым, поскольку общественная ситуация, складывающаяся в нашем государстве, уже сформировала вполне определенный государственный «заказ» на практического психолога, по крайней мере для систем образования, профессиональной ориентации и консультации, для служб занятости. Ранее мы более или менее детально рассмотрели вопрос об организации психологической службы в США, в особенности службы психологического сопровождения и консультирования («гайденс»), и мы не можем обойти вниманием тот опыт, который был накоплен при подготовке специалистов службы «гайденс». Из представленного ранее материала ясно, что многообразие функций «каунслера» (консультанта широкого профиля) требует достаточно высокой квалификации. Заметим, что в США около 400 высших учебных заведений занимается широкомасштабной подготовкой специалистов для данной службы. При этом указанные учебные заведения предъявляют исключительно высокие и специфические требования к абитуриентам, решившим посвятить себя этой человековедче-ской профессии: для поступления на факультет «гайденс» необходим предварительный педагогический стаж от двух до пяти лет, наличие диплома магистра педагогики, положительная характеристика (рекомендация) с места работы. Программы подготовки включают, помимо общекультурных дисциплин, множество самых разнообразных специализированных предметов: конкретную философию и принципы «гайденс», теорию и практику «каунслинга», общую теорию профориентации, основы развития личности и методы диагностики ее характеристик и т. д. Этот опыт необходимо шире использовать в нашей стране, поскольку наряду с административной и материально-финансовой проблемами организации психологической службы неизбежно возникает (да и уже Раздел 1. Психологический анализ и строение модели деятельности возник) вопрос о подготовке специалистов для работы во вновь создаваемых учреждениях, организациях, центрах, отделах и консультационных пунктах. Уже сегодня необходимо значительное число квалифицированных практических психологов, способных применять психологические знания в решении многочисленных жизненных проблем детей, молодых и взрослых людей. Государственное решение вопросов эффективной профессиональной подготовки специалистов-психологов предполагает необходимость специального пристального изучения профессиональных качеств, необходимых каждому дипломированному специалисту-психологу, и в особенности — психологу практическому. Известно, что в любой действующей системе профессиональной подготовки существует неоднократно отмеченное несоответствие между успешностью поступления в учебное заведение, успешностью обучения и успешностью последующей профессиональной деятельности. Имеющийся опыт показывает, что снять это несоответствие можно, лишь наладив специальный дополнительный отбор абитуриентов по данным психологической диагностики состояния профессионально-значимых качеств (ПВК) [104]. Следовательно, нужно и можно совершенствовать различные формы и методы профессиональной подготовки путем постановки их на научную психологическую базу: изучая степень их эффективности в ходе специального психологического анализа и оценивая влияние различных факторов учебного процесса на формирование профессионально-значимых качеств. Но для начала эти качества необходимо как минимум выявить и упорядочить, поскольку, как тоже хорошо известно, на стадии поступления, обучения и профессиональной деятельности ведущую роль играют различные качества личности: умение преодолеть барьер поступления, способность к обучаемости и собственно профессионально-значимые качества, необходимые для эффективного становления профессионального работника.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 381; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |