КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Технология, средства и методы деятельности практического психолога
Основная идея изучения профессиональной деятельности (профессии) с позиций современной психологии труда и в русле концепции психологического проектирования деятельности [93; 96; 100; 104J предполагает рассмотрение этой деятельности в целостной системе отношений «субъект труда — профессиональная среда» и предусматривает выявление динамического спектра взаимосвязей как между компонентами подсистем «субъект труда» и «профессиональная среда», так и самих компонентов внутри этих подсистем [128; 132; 150]. Вместе с тем подсистема «субъект труда», как уже отмечалось неоднократно, в том числе и нами [237; 244], включает не только более или менее сложный набор «профессионально важных качеств» (ПВК), которые есть, скорее, требования со стороны профессии к субъекту деятельности, выраженных в понятных психологу терминах, чем свойства самого субъекта. Эта подсистема в обязательном порядке предполагает учет и исследование профессионального опыта человека, его мотивацию к труду вообще и к конкретно выбранной профессии, психические (функциональные) состояния работающего человека. В свою очередь, подсистема «профессиональная среда» включает в себя все «микроокружение» профессионального работника, в том числе, конечно, и объект (предмет), и орудия (средства) труда, но также — технологическую процедуру профессиональной деятельности, организационную структуру ее обеспечения и осуществления, физические (природные) и социальные условия реализации конкретной трудовой деятельности. В первую очередь сделаем акцент на различных конкретных задачах деятельности, встречающихся в практической работе самого психолога. Среди этих задач, несомненно, наиболее распространенной и наиболее ответственной, особенно на первых этапах освоения профессии практического психолога, является задача овладения и применения методов практической психодиагностики. При этом нам трудно согласиться с мнением известного советского психолога К. Н. Гуревича [88], который считает, что задача практического психолога состоит, главным образом, в сборе информации об индивидуально-психологических особенностях людей и, прежде всего, детей, и которая была бы полезна как им самим, так и тем, кто с ними работает. Нам более привлекательна позиция И.В.Дубровиной [95], которая, рассматривая основные виды деятельности практического раздел 1. Психологический анализ и строение модели деятельности _______103 психолога, указала, что в крайне важные компоненты этой деятельности входят: психологическое просвещение, психологическая профилактика, психологическое консультирование, психокоррекция и конечно же психодиагностика. Последняя, на наш взгляд, составляет ключевой — часто и начальный, и конечный — элемент в работе практического психолога. Ведь если внимательно рассмотреть в рамках психологического анализа указанные выше компоненты, то можно обнаружить следующий несомненный факт: чтобы заниматься всеми другими формами деятельности, такими, как просвещение и консультирование, а тем более — психокоррекция — практическому психологу нужно иметь данные о находящемся перед ним субъекте, его психологической характеристике, которую мы получаем только с помощью процедур психодиагностики. Понятно, что как и всякая другая профессиональная деятельность, работа практического психолога имеет свою особую «технологию». Ядром этой технологии являются методы практической психологии, разнообразие которых не позволяет привести все их здесь. Вот лишь некоторые технологические приемы, некоторые наиболее общие и полезные методы, которые могут быть использованы практическим психологом в работе с населением, в том числе с детьми с нормальным и аномальным развитием [96]. Методы изучения документации о человеке Задача изучения документации — сбор анамнестических данных и составление представления об особенностях поведения, об истоках нормального и аномального развития. В комплексном изучении человека каждый из специалистов должен уметь «читать» документацию коллег и черпать из нее те сведения, которые необходимы ему для составления полного психологического портрета человека, полной картины его функционирования и развития. Для психологического изучения, например, если ваш клиент — ребенок, можно начать с ознакомления с выпиской из истории его развития, которая должна содержать заключения: педиатра об общем состоянии ребенка: психоневролога с обоснованным медицинским диагнозом и характеристикой умственного развития; отоларинголога с характеристикой состояния уха, горла, носа и органов, принимающих участие в артикуляции речи (с данными о восприятии разговорной и шепотной речи, Данными аудиограммы); офтальмолога с характеристикой органа зрения и развернутым диагнозом; врача-ортопеда (для детей с нарушением функции опорно-двигательного аппарата). Часть II Практическая психодиагностика Материалы такой подробной выписки сориентируют психолога и сформируют исходные предпосылки для выделения направления исследования психических функций. Важным документом для психолога, работающего в сфере образования и занятости, является педагогическая характеристика учащегося, отражающая данные о продолжительности его обучения и воспитания в соответствующем учебном заведении, подробный анализ успеваемости, поведения, мероприятия, проведенные в целях повышения успеваемости (индивидуальная помощь, консультации, лечение и т. д.). Эти данные могут оказаться полезными, например, при анализе особенностей профессионального становления и оснований выбора будущей профессии, при исследовании обучаемости нормальных и аномальных детей, при прогнозировании темпов гражданского и профессионального развития учащихся. Можно использовать также и другие документы, которые доступны психологу: личное дело, характеристику, отзывы окружающих, историю его семьи, родственников и т. п. Методы изучения продуктов деятельности Эти методы широко используются на практике [11-15]. Анализируя конечный результат деятельности человека (например, продукты его труда, результаты творчества: рисунки, модели, поделки, а для учащихся — учебные работы, сочинения и диктанты, упражнения, результаты решения задач и т. д.), можно понять особенности процесса его работы, а значит — подойти к пониманию особенностей его психической жизни и некоторых черт его личности. В продуктах деятельности человека очень часто и довольно верно отражается его отношение к действительности, природе, отражается уровень развития умственных, сенсорных и моторных навыков, аффективной и волевой сферы, отношение к миру и к людям, а для инвалидов — зачастую — и отношение к своему дефекту. В частности, анализ продуктов детского творчества и учебной деятельности позволяет судить о таких качествах личности ребенка, как, например, его воображение, развитость у него зрительных представлений, развитие мелкой моторики рук, степень сформированное™ навыков учебной деятельности и др. Как правило, продукты деятельности аномальных детей, по сравнению с нормальными, имеют типичные особенности: рисунки и поделки их часто специфичны как по технике исполнения, так и по содержанию, а учебные работы изобилуют специфическими ошибками. Изучая эти работы, можно выделить особенности творчества, трудовой и учебной деятельности, характерные Раздел 1. Психологический анализ и строение модели деятельности _______ Ю5 для разных групп аномальных детей — это будет способствовать в дальнейшем правильной диагностике. Для правильной оценки достижений человека необходимо знать: • психологические механизмы получения того или иного результата, условия, в которых он получен; • типичные затруднения в достижении того или иного результата для разных групп испытуемых, в том числе «трудных» и отстающих; • методы, позволяющие обнаружить подлинные причины затруднений на каждом из этапов жизни. Метод наблюдения Наблюдение позволяет судить о состоянии тех или иных психических функций в процессе спонтанной деятельности и поведении человека при минимальном вмешательстве со стороны психолога. Наблюдение должно обеспечивать естественность психических проявлений, и при этом — быть целенаправленным. При наблюдении надо четко фиксировать его результаты. Степень активности исследователя во время наблюдения может быть различной: от пассивного без всякого вмешательства в наблюдаемую деятельность до систематического наблюдения (например, в процессе систематизированных занятий). Научное наблюдение отличается тем, что сбор фактов определяется задачей исследования и направлен на раскрытие той закономерности, которая изучается исследователем. Ценность различных видов наблюдения неодинакова: пассивное наблюдение дает сведения о естественном поведении человека. В это время исследователь видит его как целостную личность, может зафиксировать особенности его взаимоотношений с другими людьми, с его окружением, товарищами, коллегами, руководителями и подчиненными. Некоторые недостатки этого метода ограничивают сферу его применения. К ним относятся: выжидательная позиция исследователя, отсутствие возможности повторного наблюдения, описательная форма фиксации наблюдений, необходимость длительного времени для получения достоверных сведений. Активное наблюдение (наблюдение в процессе систематизированных занятий) широко применяется в отечественной и зарубежной психологии и педагогике и представляет собой одну из модификаций метода эксперимента, а именно метода естественного эксперимента, разработанного А. Ф. Лазурским (1918). Построенное в русле этого метода психолого-педагогическое изучение ребенка предполагает Целенаправленное наблюдение его реакций при выполнении заданий, 8-1282 Часть II. Практическая психодиагностика относящихся к тем видам деятельности, которые имеют непосредственное отношение к его развитию и обучению. Результаты такого наблюдения позволяют разработать целенаправленную программу обучения, определить темп дальнейшего развития, «зону ближайшего развития». Ценность этого метода состоит в том, что исследователь в течение относительно короткого промежутка времени может изучить особенности и возможности развития ребенка, создавая специальные условия для этого изучения. Наблюдение за игрой детей как метод изучения имеет большое значение и может быть применено в различных целях. Наличие игрового материала создает непринужденную обстановку, помогает установить контакт с ребенком, включить его в деятельность, представляющую для него интерес, проанализировать возможности понимания речи. Начиная обследование с предложения ребенку игры, можно, расположив ребенка, постепенно незаметно перейти к экспериментальным заданиям. Наиболее важными видами наблюдения при психологическом или психолого-педагогическом обследовании являются наблюдение за основными видами деятельности человека: профессиональным трудом, игрой, повседневным поведением, общением. Они позволяют, помимо всего прочего, оценить состояние человека, в частности его работоспособность. Метод беседы Беседа представляет собой специально организованный метод сбора фактов о психических явлениях в процессе личного общения по заранее составленной программе. При изучении детей метод беседы используется в двух направлениях: беседа с родителями (учителями, воспитателями) с целью сбора анамнестических данных, и беседа с ребенком с целью установления контакта с ним и составления общего представления о его развитии. Метод беседы широко используется для определения ориентировки человека в окружающем пространстве и времени (круг представлений, возможность обобщений), особенностей и мотивов его поведения, отношения к себе и к миру, и позволяет довольно часто непосредственно в ходе беседы раскрыть причины личностных проблем и затруднений: на работе, в учебе, в отношениях с людьми, а также оценить характерные особенности личности: предпочтения, склонности, интересы, отношение к самому себе. Таким образом, беседа дает некоторые представления об уровне развития трудовой, познавательной и учебной деятельности и свойствах личности. Содержание беседы варьируется в зависимости от реальной Раздел 1 Психологический анализ и строение модели деятельности _______ 107 ситуации, особенностей обсуждаемой проблемы и индивидуальных особенностей клиента. При изучении особенностей психического развития метод беседы используется чаще всего как исходный этап для первичного знакомства, либо как один из вспомогательных методов. От умения правильно построить беседу зависит установление контакта с оптантом, что при необходимости подготавливает его к дальнейшему обследованию с помощью специальных методов. Важной разновидностью метода беседы является метод интервью, который в дальнейшем развивается в многочисленные методы опроса и их модификации. Применение методов наблюдения и беседы подготавливает возможность использования для более точного и детального изучения возникшей проблемы одного из самых сильных и специфичных методов психологического исследования — метода эксперимента. Нужно сказать, что метод эксперимента лежит в основе создания особых практически-ориентированных процедур психологического обследования, которые известны ныне под самостоятельным названием психологических тестов.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1367; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |