Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности психодиагностических методик




Психологические исследования, ориентированные на решение прак­тических задач, в большинстве своем основаны на выявлении инди­видуальных особенностей людей и, с этой точки зрения, большей значи­мостью и большими достоинствами обладают те психодиагностические методы и процедуры, которые имеют значительную дифференциру­ющую способность, В данном случае речь идет о дифференцирующих возможностях той или иной конкретной методики, диапазоне выяв­ляемых ею интериндивидуальных различий.

При организации и проведении значительного множества практи­ческих обследований задача, предложенная человеку, пришедшему на

Часть II. Практическая психодиагностика

консультацию (ребенку или взрослому), может быть очень проста: на­пример, нарисовать кружок на листе бумаги. Однако хорошо извест­но, что каждый человек выполняет это задание по-своему, и психолог должен уметь увидеть эти индивидуальные различия. Следовательно, он сам должен обладать дифференцирующим восприятием, которое в боль­шей степени является его профессиональным качеством.

Так, в названной выше простой задаче с рисованием кружков одни люди начинают выполнять задание сразу, другие задают уточняющие вопро­сы, третьи хотят попробовать сначала нарисовать на черновике, чет­вертые утверждают, что рисуют вообще очень плохо, круги у них никог­да не получаются ровными и т. д. Когда задание все же выполнено, то можно видеть, что все кружки нарисованы очень по-разному: одни ма­ленькие, другие побольше, третьи очень большие. Одни прижаты к краю листа слева, другие справа, третьи находятся посередине, одни более ровные, другие с трудом напоминают заданную форму. Психолог посто­янно фиксирует различия и сходства, классифицируя их, сопоставляет полученные результаты с выполнением других заданий. Для него не су­ществует мелочей: каждая «мелочь» есть сигнал о тех или иных особен­ностях, повод для уточнения, проверки, общения с человеком. Так, по крупицам психолог накапливает свой практический опыт, познавая людей, совершенствует, оттачивает свое профессиональное видение, мышление, способы общения.

Другой важной характеристикой психодиагностического метода, как уже отмечалось в первой части нашего пособия, является надеж­ность. Надежность методики определяется степенью устойчивости или стабильности получаемых результатов. В то же время чрезвычай­но распространен следующий факт.

Например, вы произвели оценку объема памяти или показателей скорости восприятия и т. п. — в первый раз в начале учебного года, а затем — через два месяца, и при этом вы наблюдаете отчетливое изменение количественных показателей: увеличение объема памяти, уменьшение времени реакций и т. п. Для специалиста-психолога крайне важно опре­делить, что это значит, почему образовалось это различие, поскольку от объяснения наблюдаемого феномена будет зависеть наше отноше­ние к диагностической процедуре. Так, например, если задачей диагно­стического обследования было выяснение особенностей развития памя­ти, то о надежности методики можно смело говорить лишь в том случае, если будут сохраняться ранговые показатели испытуемых. В противном случае придется заниматься специальной проверкой самой выбранной для обследования процедуры.

Еще одним важнейшим для практических целей качеством психо­диагностических методик является вшшдностъ, о которой также уже говорилось в первой части пособия. Напомним, что под валидностью понимается адекватность и обоснованность применяемой процедуры

Раздел 1. Психологический анализ и строение модели деятельности ______ ИЗ

для решения исследовательской или диагностической задачи. Валид-ность является показателем информативной ценности методики как инструмента познания человека. Существует несколько видов и уров­ней валидности, которые дают представление о возможностях мето­дик [16; 43; 272]).

Понятие валидности часто связывают с соответствием психодиагно­стических показателей, особенностями деятельности данного челове­ка, ее успешности, эффективности, а также спецификой поведения, об­щения, состояния обследуемого человека. Так, например, временные показатели восприятия не всегда являются валидными с точки зре­ния оценок успешности обучения, тогда как методы измерения объе­ма памяти в значительной мере важны, если нас интересует прогноз высокой успеваемости. Точно так же разные методы диагностики эмо­циональной напряженности могут в равной степени соответствовать и уровням развития человека, и успешности учебной деятельности.

Важным требованием к психодиагностическим процедурам являет­ся необходимость их стандартизации, понимаемая как единообразие процедуры (например, соблюдение одинаковых условий обследова­ния), порядка проведения и оценки выполнения задания1.

Обычно стандартизация включает точные указания относительно ис­пользуемых тестовых материалов, временных ограничений, устных инструкций для участников обследования и другие детали проведе­ния работы. Так, например, предъявляя инструкцию перед обследо­ванием, следует принимать во внимание и скорость речи, и интонацию голоса, и паузы, и выражение лица.

Классическим приемом стандартизации тестового задания являет­ся определение нормативных данных — норм выполнения задания. Психологические тесты часто не имеют заранее определенных стан­дартов успешного или неуспешного его выполнения. Сам термин «норма» уже указывает на нормальное или среднее его выполнение. Обычно эта норма устанавливается в зависимости от возраста, пола, других показателей, путем отнесения к той или иной выборке подхо­дящего типа, например: нормативные данные в начале и в конце обу­чения, для одного или другого учебного заведения и т. д.

При установлении нормативных данных опираются на эмпирические (опытные) данные, измеренные на достаточной репрезентативной вы­борке. Указанное требование означает следующее: если мы хотим сделать достаточно обоснованный вывод по данным психодиагностического обследования, а также составить эмпирическую шкалу нормативных ха-

' Полезно сравнить это требование с требованием к психологическому эксперименту.

114 ___________•_____________________ Часть II. Практическая психодиагностика

рактеристик, необходимо, чтобы группа обследованных была репрезен­тативна. Это означает, что она должна быть достаточно велика. Посколь­ку сказанное весьма неопределенно, применяется найденное в опыте правило: для простейшей статистической обработки данных группа должна быть составлена минимум из 20 человек; при этом желатель­но выбрать лиц «однородного состава»: например, одного возраста, поскольку возрастные различия могут быть весьма значительными, и заключения без учета возраста могут оказаться весьма неточными; одного пола, поскольку половые различия часто весьма значительны, одной социальной группы и т. п.

Специфика методов изучения аномальных детей

Обследование аномальных детей обычно направлено на выясне­ние структуры дефекта, степени его выраженности, а также на выяв­ление возможностей обучаемости. Исследование психического разви­тия имеет свою специфику: она связана как с задачами исследования, так и с особенностями развития аномальных детей, с их реальными и потенциальными возможностями.

В наших исследованиях была разработана система построения диагностических методик, которая ориентирована на оценку общих и специфических закономерностей аномального развития при различ­ных формах аномалий [219]. Система состоит из трех блоков:

» обследование мышления;

» обследование речи;

» обследование состояния знаний, навыков и умений, предусмот­ренных программами образовательных учреждений.

Совокупность блоков и система методик внутри каждого из блоков определяет последовательность проведения объективного обследова­ния аномального ребенка. Содержание блоков состоит из серии мето­дик, в которой предусмотрена градация заданий по трудности, поэто­му при обследовании описанные методики должны быть предъявлены ребенку в заданной последовательности. Однако вопрос, с какой из методик начать работу и какой ее завершить, решается индивидуаль­но на основе изучения жалоб, анамнестических сведений, наблюдения за ребенком и оценки результатов его текущей работы.

Каждый блок системы включает:

» общую характеристику методик;

» материал для выполнения задания;

* инструкции;

Раздел 1. Психологический анализ и строение модели деятельности _______Ц5

• процесс решения;

• условия и диапазон применения;

• правила применения;

• общие показатели выполнения заданий при нормальном психиче­ском развитии ребенка и уровня снижения психической актив­ности.

Такая система описания методик позволяет практическому психо­логу увидеть норму развития и сопоставить результаты обследования нормально развивающихся и аномальных детей.

Следует обратить внимание на то, что методики отобраны, модифи­цированы и систематизированы именно для оценки психического раз­вития аномальных детей, имеющих низкий уровень развития. Поэтому задания предельно просты по содержанию, в них применяются жесто-вые или упрощенные речевые инструкции, в них даются виды помощи ребенку, стимулирующие деятельность или активирующие сохранные анализаторы. Конкретное содержание каждого задания составлено с уче­том реальных возможностей аномальных детей, задания рассчитаны на выполнение их в течение относительно коротких промежутков времени с учетом работоспособности аномальных детей. Все это в совокупности составляет специфичность предлагаемой системы обследования ано­мальных детей и одновременно свидетельствует о нецелесообразности применения ее для исследования детей с нормальным психическим раз­витием, так как для них эти задания не представляют трудности.

При аномальном развитии степень выраженности дефекта не зави­сит от возраста ребенка. В связи с этим каждая из методик может быть предъявлена детям разного возраста. Анализ результатов выполнения заданий позволит выявить качественную специфику и соотнести ее с су­ществующими возрастными нормами, а следовательно, провести диффе­ренциацию нормированных и ненормированных способов действий.

В заключение обсуждения технологических приемов практической работы психолога отметим, что рассмотренные выше методы психоло­гических исследований и обследований определяют структурные и тех­нологические характеристики, отражают функциональные и содержа­тельные аспекты его профессиональной деятельности.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 2073; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.