КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Особенности психодиагностических методик
Психологические исследования, ориентированные на решение практических задач, в большинстве своем основаны на выявлении индивидуальных особенностей людей и, с этой точки зрения, большей значимостью и большими достоинствами обладают те психодиагностические методы и процедуры, которые имеют значительную дифференцирующую способность, В данном случае речь идет о дифференцирующих возможностях той или иной конкретной методики, диапазоне выявляемых ею интериндивидуальных различий. При организации и проведении значительного множества практических обследований задача, предложенная человеку, пришедшему на Часть II. Практическая психодиагностика консультацию (ребенку или взрослому), может быть очень проста: например, нарисовать кружок на листе бумаги. Однако хорошо известно, что каждый человек выполняет это задание по-своему, и психолог должен уметь увидеть эти индивидуальные различия. Следовательно, он сам должен обладать дифференцирующим восприятием, которое в большей степени является его профессиональным качеством. Так, в названной выше простой задаче с рисованием кружков одни люди начинают выполнять задание сразу, другие задают уточняющие вопросы, третьи хотят попробовать сначала нарисовать на черновике, четвертые утверждают, что рисуют вообще очень плохо, круги у них никогда не получаются ровными и т. д. Когда задание все же выполнено, то можно видеть, что все кружки нарисованы очень по-разному: одни маленькие, другие побольше, третьи очень большие. Одни прижаты к краю листа слева, другие справа, третьи находятся посередине, одни более ровные, другие с трудом напоминают заданную форму. Психолог постоянно фиксирует различия и сходства, классифицируя их, сопоставляет полученные результаты с выполнением других заданий. Для него не существует мелочей: каждая «мелочь» есть сигнал о тех или иных особенностях, повод для уточнения, проверки, общения с человеком. Так, по крупицам психолог накапливает свой практический опыт, познавая людей, совершенствует, оттачивает свое профессиональное видение, мышление, способы общения. Другой важной характеристикой психодиагностического метода, как уже отмечалось в первой части нашего пособия, является надежность. Надежность методики определяется степенью устойчивости или стабильности получаемых результатов. В то же время чрезвычайно распространен следующий факт. Например, вы произвели оценку объема памяти или показателей скорости восприятия и т. п. — в первый раз в начале учебного года, а затем — через два месяца, и при этом вы наблюдаете отчетливое изменение количественных показателей: увеличение объема памяти, уменьшение времени реакций и т. п. Для специалиста-психолога крайне важно определить, что это значит, почему образовалось это различие, поскольку от объяснения наблюдаемого феномена будет зависеть наше отношение к диагностической процедуре. Так, например, если задачей диагностического обследования было выяснение особенностей развития памяти, то о надежности методики можно смело говорить лишь в том случае, если будут сохраняться ранговые показатели испытуемых. В противном случае придется заниматься специальной проверкой самой выбранной для обследования процедуры. Еще одним важнейшим для практических целей качеством психодиагностических методик является вшшдностъ, о которой также уже говорилось в первой части пособия. Напомним, что под валидностью понимается адекватность и обоснованность применяемой процедуры Раздел 1. Психологический анализ и строение модели деятельности ______ ИЗ для решения исследовательской или диагностической задачи. Валид-ность является показателем информативной ценности методики как инструмента познания человека. Существует несколько видов и уровней валидности, которые дают представление о возможностях методик [16; 43; 272]). Понятие валидности часто связывают с соответствием психодиагностических показателей, особенностями деятельности данного человека, ее успешности, эффективности, а также спецификой поведения, общения, состояния обследуемого человека. Так, например, временные показатели восприятия не всегда являются валидными с точки зрения оценок успешности обучения, тогда как методы измерения объема памяти в значительной мере важны, если нас интересует прогноз высокой успеваемости. Точно так же разные методы диагностики эмоциональной напряженности могут в равной степени соответствовать и уровням развития человека, и успешности учебной деятельности. Важным требованием к психодиагностическим процедурам является необходимость их стандартизации, понимаемая как единообразие процедуры (например, соблюдение одинаковых условий обследования), порядка проведения и оценки выполнения задания1. Обычно стандартизация включает точные указания относительно используемых тестовых материалов, временных ограничений, устных инструкций для участников обследования и другие детали проведения работы. Так, например, предъявляя инструкцию перед обследованием, следует принимать во внимание и скорость речи, и интонацию голоса, и паузы, и выражение лица. Классическим приемом стандартизации тестового задания является определение нормативных данных — норм выполнения задания. Психологические тесты часто не имеют заранее определенных стандартов успешного или неуспешного его выполнения. Сам термин «норма» уже указывает на нормальное или среднее его выполнение. Обычно эта норма устанавливается в зависимости от возраста, пола, других показателей, путем отнесения к той или иной выборке подходящего типа, например: нормативные данные в начале и в конце обучения, для одного или другого учебного заведения и т. д. При установлении нормативных данных опираются на эмпирические (опытные) данные, измеренные на достаточной репрезентативной выборке. Указанное требование означает следующее: если мы хотим сделать достаточно обоснованный вывод по данным психодиагностического обследования, а также составить эмпирическую шкалу нормативных ха- ' Полезно сравнить это требование с требованием к психологическому эксперименту. 114 ___________•_____________________ Часть II. Практическая психодиагностика рактеристик, необходимо, чтобы группа обследованных была репрезентативна. Это означает, что она должна быть достаточно велика. Поскольку сказанное весьма неопределенно, применяется найденное в опыте правило: для простейшей статистической обработки данных группа должна быть составлена минимум из 20 человек; при этом желательно выбрать лиц «однородного состава»: например, одного возраста, поскольку возрастные различия могут быть весьма значительными, и заключения без учета возраста могут оказаться весьма неточными; одного пола, поскольку половые различия часто весьма значительны, одной социальной группы и т. п. Специфика методов изучения аномальных детей Обследование аномальных детей обычно направлено на выяснение структуры дефекта, степени его выраженности, а также на выявление возможностей обучаемости. Исследование психического развития имеет свою специфику: она связана как с задачами исследования, так и с особенностями развития аномальных детей, с их реальными и потенциальными возможностями. В наших исследованиях была разработана система построения диагностических методик, которая ориентирована на оценку общих и специфических закономерностей аномального развития при различных формах аномалий [219]. Система состоит из трех блоков: » обследование мышления; » обследование речи; » обследование состояния знаний, навыков и умений, предусмотренных программами образовательных учреждений. Совокупность блоков и система методик внутри каждого из блоков определяет последовательность проведения объективного обследования аномального ребенка. Содержание блоков состоит из серии методик, в которой предусмотрена градация заданий по трудности, поэтому при обследовании описанные методики должны быть предъявлены ребенку в заданной последовательности. Однако вопрос, с какой из методик начать работу и какой ее завершить, решается индивидуально на основе изучения жалоб, анамнестических сведений, наблюдения за ребенком и оценки результатов его текущей работы. Каждый блок системы включает: » общую характеристику методик; » материал для выполнения задания; * инструкции; Раздел 1. Психологический анализ и строение модели деятельности _______Ц5 • процесс решения; • условия и диапазон применения; • правила применения; • общие показатели выполнения заданий при нормальном психическом развитии ребенка и уровня снижения психической активности. Такая система описания методик позволяет практическому психологу увидеть норму развития и сопоставить результаты обследования нормально развивающихся и аномальных детей. Следует обратить внимание на то, что методики отобраны, модифицированы и систематизированы именно для оценки психического развития аномальных детей, имеющих низкий уровень развития. Поэтому задания предельно просты по содержанию, в них применяются жесто-вые или упрощенные речевые инструкции, в них даются виды помощи ребенку, стимулирующие деятельность или активирующие сохранные анализаторы. Конкретное содержание каждого задания составлено с учетом реальных возможностей аномальных детей, задания рассчитаны на выполнение их в течение относительно коротких промежутков времени с учетом работоспособности аномальных детей. Все это в совокупности составляет специфичность предлагаемой системы обследования аномальных детей и одновременно свидетельствует о нецелесообразности применения ее для исследования детей с нормальным психическим развитием, так как для них эти задания не представляют трудности. При аномальном развитии степень выраженности дефекта не зависит от возраста ребенка. В связи с этим каждая из методик может быть предъявлена детям разного возраста. Анализ результатов выполнения заданий позволит выявить качественную специфику и соотнести ее с существующими возрастными нормами, а следовательно, провести дифференциацию нормированных и ненормированных способов действий. В заключение обсуждения технологических приемов практической работы психолога отметим, что рассмотренные выше методы психологических исследований и обследований определяют структурные и технологические характеристики, отражают функциональные и содержательные аспекты его профессиональной деятельности.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 2109; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |