Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Обобщенная структурная модель деятельности практического психолога




Изучение конкретной профессиональной деятельности в русле кон­цепции психологического проектирования деятельности [101-105] означает анализ этой деятельности в целостной системе отношений «субъект труда — профессиональная среда» и предусматривает выяв­ление взаимосвязей как между компонентами подсистем «субъект труда» и «профессиональная среда», так и отдельных компонентов внутри этих подсистем.

Субъект труда в нашем случае — это профессионально образован­ный практический психолог. Его профессиональная характеристика, как следует из нашего анализа, включает в себя не только более или менее сложный набор привычных «профессионально важных качеств» (ПВК), которые есть скорее требования со стороны профессии к субъек­ту деятельности, чем свойства самого субъекта, но также его про­фессиональный опыт, его мотивацию к труду вообще и к конкретно

Часть II. Практическая психодиагностика

выбранной профессии, психические (функциональные) состояния ра­ботающего человека.

Сказанное означает также необходимость специального психоло­гического анализа задач, которые составляют основное содержание деятельности практического психолога. Как следует из этого анали­за, встречающиеся в литературе процедурные требования к практи­ческому психологу касаются, главным образом, самой техники про­ведения теста как «измерительного испытания», контролируемого психологом-практиком. Эти требования включают в себя, в основ­ном, «внешние», алгоритмизированные предписания психодиагно­сту. При этом за пределами подобных руководств остаются как соб­ственно деятельность практического психолога, так и описание и анализ тех задач, которые он решает в ходе этой деятельности. Аналогичная ситуация складывается и при рассмотрении деятельности практиче­ского психолога с прагматической социальной точки зрения: с точки зрения его «функций» в общественной сфере. Вместе с тем, как пока­зывает наш опыт, помимо так называемых функциональных задач связанных с тем или иным видом практической деятельности (кон­сультирование, профилактика, коррекция поведения и т. п.), в дея­тельности практического психолога существует своя, «технологиче­ская», сугубо профессиональная специфика, которая предполагает иной способ выделения и классификации профессиональных задач, о которых идет речь в заданном подходе [101].

План технологического изучения профессии практического психо­лога должен быть рассмотрен в соответствии с правилами предлагаемо­го нами «дуального» подхода. Общий смысл «дуального подхода» мо­жет быть сформулирован в самом кратком виде следующим образом:

1) психологический анализ деятельности практического психолога, составляющий наиболее важный и наименее изученный компо­нент психологии профессионального становления:

• может быть эффективно осуществлен с помощью методов, раз­витых в современной психологии труда и профессий;

• в технологическом отношении содержит два самостоятель­ных направления: а) исследование психологических методов практической работы как профессиональных средств диагно­стики, фиксации, измерения и изменения психологических характеристик человека; б) изучение способов создания, от­бора, организации методов и «материала психологического воздействия» в зависимости от задачи, решаемой в реальной жизни;

Раздел 1. Психологический анализ и строение модели деятельности ______ 133

2) заданный подход в дополнение к субъектному подходу [101-104] может быть эффективно применен для конструктивного решения проблем прикладной психодиагностики. В его развитие в логике дуального подхода можно выделить два принципиально разных типа, или уровня, психодиагностики:

• экспресс-диагностика;

• детальная диагностика.

Каждый из них может быть реализован в форме комплексного об­следования, но связь между этими типами или уровнями требует спе­циальных методов повышения их достоверности — «перекрестной ва­лидизации» методов и их наборов;

3) специфика дуального подхода к выбору и построению процедур комплексного психодиагностического обследования состоит в сле­дующем:

• в применении двух уровней психодиагностических процедур экспресс-диагностики и глубинной, детальной диагностики;

• в соединении заданного и субъектного подходов в организации деятельности психолога-психодиагноста;

• в «перекрестной валидизации» психодиагностических техник двух уровней в виде метода сравнения «наборов» этих техник на общей базе данных, полученных на одном и том же контингенте;

• в развитии модели интерпретации путем создания многообразия конкретных интерпретаций в системе «данные психодиагности­ки — модель личности», т. е. освобождении технологической про­цедуры психодиагностического теста от его первоначальной тео­ретической основы (базы конструирования теста).

Отсюда следует, что дуальный (комплексный, двухуровневый со связкой между уровнями) подход к технологии психологического об­следования, в частности, в применении к решению конкретных задач психодиагностики позволяет по-новому ставить классические пробле­мы оценки содержательной (внешней) валидности не только отдель­ных диагностических процедур, но и их наборов в организации комп­лексного психодиагностического обследования контингентов детей и взрослых. Мы полагаем (и постараемся это показать), что применение названных выше новых принципов сознания и новых подходов к пси­хологическому анализу «психологических технологий» — средств и ме­тодов — деятельности практического психолога позволяет:

» повысить эффективность решения практических задач;

» обнаружить новую феноменологию профессионального станов­ления личности.

Часть II Практическая психодиагностика

Предложенные и реализованные в нашем исследовании процессов профессионального становления человека новые подходы и новые принципы анализа подтвердили, что существенным компонентом пси­хологии профессионального становления должен стать психологиче­ский анализ самой профессиональной деятельности практического психолога. Эта деятельность выступает в настоящее время в совершен­но новом ключе: как особый механизм социального управления про­цессами общественного «производства человека» [103; 104]. Ее психо­логический анализ раскрывает в ней актуальные факторы социального воздействия на жизненный путь человека, на его гражданское и про­фессиональное становление путем разнообразных приемов и методов психологического управления социальной ситуацией, в которой живет и действует конкретный человек, будь то взрослый или ребенок. Мно­гообразие конкретных способов такого воздействия заставляет нас еще раз взглянуть на работу практического психолога с точки зрения осо­бенностей ее внутренней организации, специфики технологического сочетания и применения собственно психологических средств и техник психологического контакта с человеком.

Полученные и приведенные выше результаты психологического анализа деятельности практического психолога, содержащие новые сведения об особенностях ее организации, об основных функциях практического психолога, о требованиях к нему с точки зрения их эф­фективного выполнения, так же как и принципы анализа, выработан­ные в русле соединения субъектного и заданного подходов, принципи­ально позволяют подойти к обоснованию «технологической модели» деятельности практического психолога. Такая модель в известном смысле напоминает логику «психофизиологического анализа деятель­ности», предложенную в работе Г. М. Зараковского [109J, но отличает­ся от нее более сложным многоуровневым строением. И хотя мы ста­рались использовать в описании деятельности практического психолога термины современного психологического анализа произвольной про­фессиональной деятельности, тем не менее в ходе изучения этой дея­тельности выявилась определенная специфика. Мы представляем себе эту модель, как состоящую из ряда относительно независимых бло­ков, работающих на двух уровнях:

» уровень общей организационной структуры деятельности прак­тического психолога (обнаружение и выделение реальной про­блемы, научное понимание и формулировка практической задачи, конструирование метода, отбор и первичная обработка данных, выбор теоретической модели интерпретации, построение психоло­гического заключения и выдача практических рекомендаций);

Раздел 1. Психологический анализ и строение модели деятельности _______135

* уровень решения специальной (например, конкретной психоди­агностической) профессиональной задачи.

функциональная схема — модель деятельности практического




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 608; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.