КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Обобщенная структурная модель деятельности практического психолога
Изучение конкретной профессиональной деятельности в русле концепции психологического проектирования деятельности [101-105] означает анализ этой деятельности в целостной системе отношений «субъект труда — профессиональная среда» и предусматривает выявление взаимосвязей как между компонентами подсистем «субъект труда» и «профессиональная среда», так и отдельных компонентов внутри этих подсистем. Субъект труда в нашем случае — это профессионально образованный практический психолог. Его профессиональная характеристика, как следует из нашего анализа, включает в себя не только более или менее сложный набор привычных «профессионально важных качеств» (ПВК), которые есть скорее требования со стороны профессии к субъекту деятельности, чем свойства самого субъекта, но также его профессиональный опыт, его мотивацию к труду вообще и к конкретно Часть II. Практическая психодиагностика выбранной профессии, психические (функциональные) состояния работающего человека. Сказанное означает также необходимость специального психологического анализа задач, которые составляют основное содержание деятельности практического психолога. Как следует из этого анализа, встречающиеся в литературе процедурные требования к практическому психологу касаются, главным образом, самой техники проведения теста как «измерительного испытания», контролируемого психологом-практиком. Эти требования включают в себя, в основном, «внешние», алгоритмизированные предписания психодиагносту. При этом за пределами подобных руководств остаются как собственно деятельность практического психолога, так и описание и анализ тех задач, которые он решает в ходе этой деятельности. Аналогичная ситуация складывается и при рассмотрении деятельности практического психолога с прагматической социальной точки зрения: с точки зрения его «функций» в общественной сфере. Вместе с тем, как показывает наш опыт, помимо так называемых функциональных задач связанных с тем или иным видом практической деятельности (консультирование, профилактика, коррекция поведения и т. п.), в деятельности практического психолога существует своя, «технологическая», сугубо профессиональная специфика, которая предполагает иной способ выделения и классификации профессиональных задач, о которых идет речь в заданном подходе [101]. План технологического изучения профессии практического психолога должен быть рассмотрен в соответствии с правилами предлагаемого нами «дуального» подхода. Общий смысл «дуального подхода» может быть сформулирован в самом кратком виде следующим образом: 1) психологический анализ деятельности практического психолога, составляющий наиболее важный и наименее изученный компонент психологии профессионального становления: • может быть эффективно осуществлен с помощью методов, развитых в современной психологии труда и профессий; • в технологическом отношении содержит два самостоятельных направления: а) исследование психологических методов практической работы как профессиональных средств диагностики, фиксации, измерения и изменения психологических характеристик человека; б) изучение способов создания, отбора, организации методов и «материала психологического воздействия» в зависимости от задачи, решаемой в реальной жизни; Раздел 1. Психологический анализ и строение модели деятельности ______ 133 2) заданный подход в дополнение к субъектному подходу [101-104] может быть эффективно применен для конструктивного решения проблем прикладной психодиагностики. В его развитие в логике дуального подхода можно выделить два принципиально разных типа, или уровня, психодиагностики: • экспресс-диагностика; • детальная диагностика. Каждый из них может быть реализован в форме комплексного обследования, но связь между этими типами или уровнями требует специальных методов повышения их достоверности — «перекрестной валидизации» методов и их наборов; 3) специфика дуального подхода к выбору и построению процедур комплексного психодиагностического обследования состоит в следующем: • в применении двух уровней психодиагностических процедур экспресс-диагностики и глубинной, детальной диагностики; • в соединении заданного и субъектного подходов в организации деятельности психолога-психодиагноста; • в «перекрестной валидизации» психодиагностических техник двух уровней в виде метода сравнения «наборов» этих техник на общей базе данных, полученных на одном и том же контингенте; • в развитии модели интерпретации путем создания многообразия конкретных интерпретаций в системе «данные психодиагностики — модель личности», т. е. освобождении технологической процедуры психодиагностического теста от его первоначальной теоретической основы (базы конструирования теста). Отсюда следует, что дуальный (комплексный, двухуровневый со связкой между уровнями) подход к технологии психологического обследования, в частности, в применении к решению конкретных задач психодиагностики позволяет по-новому ставить классические проблемы оценки содержательной (внешней) валидности не только отдельных диагностических процедур, но и их наборов в организации комплексного психодиагностического обследования контингентов детей и взрослых. Мы полагаем (и постараемся это показать), что применение названных выше новых принципов сознания и новых подходов к психологическому анализу «психологических технологий» — средств и методов — деятельности практического психолога позволяет: » повысить эффективность решения практических задач; » обнаружить новую феноменологию профессионального становления личности. Часть II Практическая психодиагностика Предложенные и реализованные в нашем исследовании процессов профессионального становления человека новые подходы и новые принципы анализа подтвердили, что существенным компонентом психологии профессионального становления должен стать психологический анализ самой профессиональной деятельности практического психолога. Эта деятельность выступает в настоящее время в совершенно новом ключе: как особый механизм социального управления процессами общественного «производства человека» [103; 104]. Ее психологический анализ раскрывает в ней актуальные факторы социального воздействия на жизненный путь человека, на его гражданское и профессиональное становление путем разнообразных приемов и методов психологического управления социальной ситуацией, в которой живет и действует конкретный человек, будь то взрослый или ребенок. Многообразие конкретных способов такого воздействия заставляет нас еще раз взглянуть на работу практического психолога с точки зрения особенностей ее внутренней организации, специфики технологического сочетания и применения собственно психологических средств и техник психологического контакта с человеком. Полученные и приведенные выше результаты психологического анализа деятельности практического психолога, содержащие новые сведения об особенностях ее организации, об основных функциях практического психолога, о требованиях к нему с точки зрения их эффективного выполнения, так же как и принципы анализа, выработанные в русле соединения субъектного и заданного подходов, принципиально позволяют подойти к обоснованию «технологической модели» деятельности практического психолога. Такая модель в известном смысле напоминает логику «психофизиологического анализа деятельности», предложенную в работе Г. М. Зараковского [109J, но отличается от нее более сложным многоуровневым строением. И хотя мы старались использовать в описании деятельности практического психолога термины современного психологического анализа произвольной профессиональной деятельности, тем не менее в ходе изучения этой деятельности выявилась определенная специфика. Мы представляем себе эту модель, как состоящую из ряда относительно независимых блоков, работающих на двух уровнях: » уровень общей организационной структуры деятельности практического психолога (обнаружение и выделение реальной проблемы, научное понимание и формулировка практической задачи, конструирование метода, отбор и первичная обработка данных, выбор теоретической модели интерпретации, построение психологического заключения и выдача практических рекомендаций); Раздел 1. Психологический анализ и строение модели деятельности _______135 * уровень решения специальной (например, конкретной психодиагностической) профессиональной задачи. функциональная схема — модель деятельности практического
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 608; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |