КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Психолога
Общая (интегральная) модель. В соответствии с исходными положениями «дуального подхода» подсистема «профессиональная среда» практического психолога включает в себя все его профессиональное «микроокружение», в том числе, конечно, и объект (предмет), и орудия (средства) труда, но так'же — технологическую процедуру профессиональной деятельности. В деятельности практического психолога можно выделить определенные структурно связанные этапы его работы, определяемые психологической спецификой «расчленения» решаемых практических задач: » изучение практического запроса или реальной проблемы; » «перевод» практической проблемы на язык психологической науки; * анализ собственного опыта решения подобных проблем; » анализ научного опыта решения такого рода задач другими исследователями и практиками; * построение теоретической модели реальной ситуации;» выбор теоретической модели личности (субъекта); » построение теоретической репрезентации проблемы; » выдвижение гипотез о причинных связях наблюдаемых явлений; » выбор метода (техники) работы с посетителем; * выбор метода сбора и обработки полученных данных;» выбор модели интерпретации полученных данных; » интерпретация и построение предварительного заключения (психологической характеристики или психологического портрета явления); » прогноз причинно-следственных отношений в модели реальной ситуации; * выбор действующих факторов или управляющих воздействий и оценка вероятных последствий их применения; » разработка и выдача конечных рекомендаций на двух уровнях: для самого обследуемого и для специалиста-психолога с целью последующего анализа возможных действий. Модель решения психодиагностической задачи. Напомним, что Для построения приведенной выше интегральной модели мы приме- Часть II. Практическая психодиагностика нили метод психологического анализа профессиональной деятельности, предложенный в теории деятельности Ю.М.Забродина [101], согласно которой структуру любой трудовой деятельности можно рассматривать как систему профессиональных задач. Применение этой же логики принципиально позволяет перейти от общей модели профессиональной деятельности практического психолога к анализу и построению частных моделей решения конкретных практических задач. При решении реальных задач психодиагностики практический психолог в первую очередь должен определить характер стоящей перед ним и решаемой им задачи, а лишь затем — выбирать способ ее решения, способ действия, или, другими словами, — осуществить осознанный выбор техники психодиагностики. Нам представляется крайне важным особо подчеркнуть зависимость выбора конкретной процедуры или техники психодиагноза от той практической задачи, которую он решает. Эта зависимость оказывается часто даже более важной, чем выбор той или иной теоретической модели личности при интерпретации данных. Психодиагностическая практика еще не всегда имеет хорошее и ясное теоретическое обоснование. Чаще всего она опирается на большой эмпирический материал, на значительный опыт практического применения тестовых методов. Применение психодиагностического метода — это не просто копирование и использование той или иной частной методики. Психолог-практик обязан владеть всей системой психологических знаний, отчетливо сознавать пределы и возможности психодиагностики, понимать научные основы и принципы построения методов практической психологии, особенности их применения. Как и всякая другая, психодиагностическая информация может быть использована как во благо, так и во вред человеку. В этой связи умение решать социально важные задачи и этическая грамотность практического психолога должны сочетаться с его честностью и гражданской ответственностью. В реальной деятельности определенные задачи взаимосвязаны, они функционально соподчинены и динамически организованы. Наличие определенных взаимосвязей характерно и для ПВК. В специальном исследовании, проведенном для выявления связей между профессионально важными качествами был осуществлен корреляционный анализ полученных данных и построен «корреляционный портрет» практического психолога, в котором раскрыты структурные блоки профессионально важных качеств, подтверждающие системность психической регуляции в решении практически важных психологических проблем, возникающих в деятельности специалиста-психолога. Раздел 1 Психологический анализ и строение модели деятельности _______ 137 Вместе с тем конкретный анализ особенностей решения психодиагностической задачи показывает, что при решении реальных задач психодиагностики практический психолог в первую очередь должен определить характер стоящей перед ним и решаемой им жизненной, а не психодиагностической, задачи, а лишь затем — переходить к постановке собственно психодиагностической задачи, выбирать конкретный способ ее решения, технологию и методы действия, или, другими словами, — осуществлять осознанный выбор техники психодиагностики. Опираясь на результаты наблюдения, данные «трудового метода», а также на материалы экспериментальных исследований и теоретического анализа, мы выделяем в деятельности практического психолога следующие этапы решения психодиагностической задачи (рис. 6, 7): * построение модели реальной ситуации; » выбор теоретической модели личности (субъекта); » построение теоретической репрезентации проблемы; » выбор метода (техники) психодиагностического обследования; » выбор метода сбора и обработки полученных «сырых» данных; » выбор математической модели представления данных; » оценка надежности и валидности полученных данных; * выбор модели интерпретации данных; «интерпретация (возможно, двухуровневая) и построение предварительного заключения (психологической характеристики или психологического портрета явления). В ряде публикаций [96; 101; 102; 105] отмечается необходимость строго отличать психодиагностику «научно-исследовательскую» от «научно-практической». Если задача первой — устанавливать определенные закономерности психической деятельности субъекта, то цель второй — идентифицировать самого субъекта в терминах психологического знания и дать ответ на конкретный, сейчас существующий вопрос: выявив причину конкретного психического явления и особенно — отклонения от «принятой нормы», — дать научно обоснованные рекомендации к действию. Такое уточнение принципиально позволяет сформулировать психологические требования к самой этой деятельности практического психолога и дает нам возможность построить ее структурно-функциональную модель как модель «более низкого» уровня, в развитие предыдущей, более общей модели деятельности практического психолога, о которой шла речь ранее (см. рис. 6, 7). В построении этой модели мы также опирались на аналитические результаты, полученные в ис- 10-1282 Часть II. Практическая психодиагностика следованиях И.В.Дубровиной [95; 96], и на метод психологического анализа произвольной профессиональной деятельности, предложенный Ю. М. Забродиным [101]. Рис. 6. Корреляционная плеяда для свойства внимания Технологическая схема действий практического психолога Рис. 7. Заданный подход в анализе психодиагностических данных Раздел 2 / Проблемы психологической практики 2.1. Общие принципы дуального подхода Анализ данных литературных источников и наших собственных теоретических и эмпирических исследований позволяет сформулировать основные принципы изучения процессов профессионального становления человека с позиций принятого нами дуального подхода (суть которого также была сформулирована в предыдущем разделе). Важным отправным пунктом этого подхода является показанная нами возможность практического соединения субъектного и заданного подходов в общем анализе проблем, связанных с психологическим исследованием и практической помощью в решении задач формирования и развития человека как гражданина и профессионала. В результате такой постановки и осуществления психологического анализа, были выделены новые направления в изучении проблем профессионального становления, которые прежде не были намечены в психологических разработках: они включают целые классы проблем, связанных с деятельностью практического психолога и психологических служб как механизмов социального управления процессами общественного производства человека. Их функциональная схема представлена на рис. 8 и 9, на которых показано общее строение тех функций, процессов и явлений, с которыми сталкивается практический психолог в ходе решения конкретных задач диагностики, психологической помощи и поддержки человека как становящегося профессионала на его жизненном пути. Нужно подчеркнуть, что первый рисунок в схематизированном виде представляет результаты обобщения теоретических подходов, имеющихся в общей, возрастной и педагогической психологии с позиций психологического анализа профессионального становления человека, специфицированный с точки зрения нашего видения и нашего понимания этих проблем. На нем представлены основные жизненные пути субъекта, учитывающие как бы два рода «кризисных», ю- Часть II. Практическая психодиагностика Рис. 8. «Субъективный подход» к решению задачи в психодиагностике. Обобщенная модель в интерпретации критических для профессионального развития моментов: возрастного развития и «включения» в разные социальные институты (образовательные, профессиональной подготовки и профессиональной занятости). Раздел 2. Проблемы психологической практики Мы уже отмечали эту особенность дуального подхода: она предполагает неразрывное единство всех связей и отношений субъекта на его жизненном пути (Б. Г. Ананьев, Ю. М. Забродин, Е. А. Климов, Б. Ф. Ломов, В. С. Мерлин, К. К. Платонов и др.) [14; 15; 103; 104; 105; 132; 169; 180; 208], изучение субъекта в двух системах, определяющих его профессиональное становление и развитие. Эти две системы суть: » система естественных законов его «движения», в которой мы изучаем субъекта как развивающегося индивида; » система его социальных связей и социальных институтов, в которой он выступает как становящаяся, социально обновленная личность — профессиональный работник. Для конкретного изучения мы выбрали вопросы психологии профессионального становления, включающие процессы, протекающие на фоне общих процессов человеческого развития. Такое сужение области анализа, однако, не означало, что мы разделяем процессы личностного развития на два непересекающихся класса — процессы гражданского и процессы профессионального становления. В этом состоит вторая особенность дуального подхода: мы рассматриваем личностное развитие века на разных этапах его жизненного пути в неразрывном единстве формирования общих установок и ценностей, отношения к миру и обществу, к той ситуации, которая реально складывается на современном рынке труда и профессий. 2.2. Три компонента психологии профессионального становления Третья особенность дуального подхода прямо вытекает из предыдущего: он предполагает выделение трех компонентов общей проблемы внутри области, которую мы обозначили как «психология профессионального становления» (см. рис. 9). Когда говорится о «трех компонентах» психологии профессионального становления, то естественно, что прежде других речь идет о феноменологии и психологических закономерностях возрастного развития личности, о специфике профессионального становления в субъектном плане, и этот план составляет первый компонент психологии профессионального становления. Второй компонент непосредственно связан с деятельностью практического психолога, с теми реальными задачами, которые ставит перед ним социальная практика, и которые он должен решать в современных условиях, когда «прямые» государственные связи между Рис. 9. Схема этапов и феномены профессионального становления 144 _______________________________ Часть II. Практическая психодиагностика сферами образования и занятости по существу разрушены и заменяются новыми, которые только еще складываются в новой социально-экономической ситуации. В таком случае специальный психологический анализ деятельности практического психолога становится вторым необходимым компонентом психологии профессионального становления. Изучение структуры этой деятельности, ее технологических, процедурных особенностей должно, по нашему мнению, стать дополнением существующих работ по исследованию социальной функции психологических служб и конкретизацией общего профиля тех работ, которые стоят перед практической психологией (просвещение, профилактика, диагностика, консультирование и коррекция). Третий компонент психологии профессионального становления также связан с требованием времени: необходимо заранее знать вероятностные последствия психологического «вмешательства» в судьбы отдельных людей, в развитие личности, в процессы личностного выбора. Поэтому изучение с помощью «каузальных моделей» (а на данном этапе — всего лишь каузальных гипотез) возможных «эффектов действия» практического психолога, то есть усиление прогностического момента в его работе, также должно стать предметом специального изучения в ближайшем будущем. С учетом высказанных соображений и на основании результатов исследований, описанных выше, как раз и удалось построить более точную модель такой трехкомпонентной структуры, которая развивает общую идею. Это развитие подразумевает учет технологических особенностей деятельности практического психолога в ходе решения реальных задач психологической поддержки и помощи человеку на разных этапах его профессионального развития и открывает роль и место процессов прогнозирования упомянутых выше «эффектов действия» (см. рис. 9). Поскольку реальный субъект существует реально в системе всех своих отношений: «натуральных» (субъект — объектных) и социальных» (субъект — субъектных), постольку психологический анализ не может исключить из сферы своего внимания ни проблемы отношений субъекта к реальности (его видения мира и его ценностных ориентации в нем), ни проблем отображения реальности знаний и представлений о «мире людей» и «мире профессий»), ни проблем преобразования этой реальности (активной деятельности самого субъекта именно как субъекта профессиональной деятельности). В этом последнем аспекте мы видим также необходимость усмотреть в качестве особых вопросов психологии профессионального ста- Раздел 2. Проблемы психологической практики ________________________t45 новления проблемы профессиональной пригодности, подготовленности, готовности к профессиональному выбору и готовности к профессиональной деятельности. А это означает, что, кроме классических вопросов соотношения способностей к деятельности и требований к субъекту со стороны «мира профессий», необходимо изучать наряду со структурой способностей и направленностью личности ее общее отношение к труду, ее психологическое состояние, возможности и механизмы личностной защиты в неблагоприятных условиях профессионального конфликта (прежде всего внутриличностного). При этом как раз и выявляется необходимость увидеть значительный отрезок жизненного пути человека на общем фоне тех социально-экономических условий и обстоятельств, которые складываются в обществе в настоящее время. 2.2. Дуальный подход и проблемы психологической практики Оценивая некоторые ближайшие перспективы психологических исследований в этой области, мы должны отметить, что к реальным трудностям, возникающим на пути становления и функционирования профессионального работника могут привести как неудачный «mathing» системы способностей с системой ПВК для конкретной профессии, неудачная социальная и профессиональная адаптация, так и отмечавшееся в гуманистической психологии «сопротивление среды», в том числе среды профессиональной. Следовательно, предлагаемая нами «трехкомпонентная» структура психологии профессионального становления человека не просто дань моде: она в действительности отражает требование времени — необходимость психологической помощи и психологических знаний в оценке, рационализации и гуманной реализации процесса «общественного производства» профессионального работника, начиная с самых ранних моментов его развития как человека и кончая его эффективным (прежде всего с точки зрения личностного комфорта) функционированием как субъекта профессиональной деятельности. Проведенный нами анализ показывает, что в этой связи необходимыми становятся не только «дополнение» теории и феноменологии профессионального становления теорией и научно обоснованной технологией работы практического психолога, но также пересмотр и новая постановка прежних концептуальных оснований психологического исследования для всех трех выделенных нами компонентов (ведь и сама 146 _________________________________ Часть II. Практическая психодиагностика деятельность практического психолога является новой формой общественно-значимой профессиональной деятельности). Речь идет о том, что в понятийной структуре и парадигмах основных психологических подходов к исследованиям процессов профессионального становления складывается так называемая тройственная оппозиция, предполагающая своеобразную «трехкомпонентность» концептуальной базы психологического анализа указанных процессов: в теоретическом обобщении этих подходов мы обнаружили и попытаемся далее показать возникшее в основаниях общей психологии и продолженное в сферу ее прикладных разделов «противостояние» базисных психологических концепций категорий: развития, формирования и адаптации субъекта. Если «развитие», строго говоря, предполагает «внутреннее» диалектическое изменение в структуре и функциях (например, в интересах и способностях) действующего субъекта, то «формирование» и «адаптация» предусматривают акцентуацию «внешних» факторов такого изменения в ситуациях, отражающих «требования общества» к действующему субъекту. При этом последние две категории (формирование и адаптация) различаются, в свою очередь, характером активности субъекта. Такое противостояние в теории вызвано к жизни действиями феномена социальной политики государства, в котором реализуется соответствующий социальный механизм взаимодействия человека и общества; этот механизм, в свою очередь, нуждается в научном анализе. Вместе с тем само существование этого механизма предопределяет появление профессии практического психолога: возникшая социальная потребность в практической психологии уже отмечалась в ряде публикаций (И. В. Дубровина, Ю. М. Забродин и др.) [99; 100; 104; 105]; социальные и функциональные задачи психологической службы как действенного социального механизма уже стали объектом специального психологического изучения в сфере общего образования (И. В. Дубровина и др.); влияние этого социального механизма выявляется также в исследованиях психологов труда (Е. А. Климов; О. А. Конопкин; В. Д. Шадриков и др.) [132; 142; 297]. Однако, как мы полагаем, радикальные методологические, теоретические и методические последствия его действия для общих основ психологии еще предстоит рассмотреть и изучить. Названное выше «тройственное противостояние» трех фундаментальных психологических концепций может быть снято, по крайней мере частично, в рамках предложенного вами дуального подхода, который предполагает иную, по нашему мнению, более точную «трех- Раздел 2. Проблемы психологической практики ________________________ 147 компонентность» психологии профессионального становления, в которой главным регулирующим социальным фактором становится деятельность практического психолога, включенная в новый общественно значимый и только складывающийся в новых условиях нашей страны социальный механизм — механизм общественного (социального) управления общественным производством человека. Указанный новый, уже реально действующий, социальный фактор отражает освоение стихийного механизма развития человека и его жизни в обществе — с учетом научного знания «естественных» (а не искусственных, надуманных или волюнтаристских) законов этого движения субъектом жизненного пути, который в состоянии «снять» отмеченное противостояние в теории через рациональное разрешение реального противоречия «интересов» индивида и общественных «интересов».
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 637; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |