КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Психологический анализ и строение модели деятельности практического психолога
Требования к психологу ПРАКТИЧЕСКАЯ ПСИХОДИАГНОСТИКА Часть II Раздел 1 Практический психолог в своей профессиональной деятельности решает следующие задачи: * обнаружение и выделение реальной проблемы; » научное понимание и формулировка практической задачи; » выбор и конструирование метода обследования, измерения и сбора данных; » отбор и первичная обработка данных; «выбор теоретической модели интерпретации и обсуждение полученных результатов в терминах выбранной модели; » построение психологического заключения и выдача практических рекомендаций по разрешению проблемы. К пользователям, являющимся профессиональными психологами, и пользователям не психологам предъявляются разные требования. Пользователь-психолог: » должен знать и применять на практике общие теоретико-методологические принципы психодиагностики, владеть основами дифференциальной психометрики, должен следить за текущей методической литературой по психодиагностике, самостоятельно вести картотеку и личную библиотечку методик, применяемых в заданной области; » отвечает за решения, принимаемые на основе тестирования, обеспечивая их соответствие репрезентативности и прогностической валидности методики, а также предупреждает возможные ошибки, допускаемые непрофессионалами, не знакомыми с ограничениями в использовании того или иного теста; Часть II. Практическая психодиагностика » пользуется преимущественным правом (по сравнению с непрофессиональными пользователями) на проведение психодиагностики в заданной области, на использование протоколов в соответствии с профессионально-этическими принципами и интересами психологии; получения методических материалов, в том числе с помощью их приобретения в качестве индивидуальной профессиональной собственности. При этом он обеспечивает необходимый уровень надежности диагноза, применяя параллельные стандартизованные и нестандартизированные методики, а также метод независимых экспертных оценок; » не руководствуется субъективными предпочтениями и предубеждениями в подборе методик в батарею (программу обследования) и их оценке, а исходит из требований эффективности диагностики — максимум надежности при минимуме затрат; » ведет научно-методическую работу, анализируя по собранным данным эффективность применения методики в заданной области. Ведение такой научно-методической работы входит в основной круг обязанностей психолога, работающего и в исследовательских, и в практических учреждениях. В этой работе он поддерживает оперативные контакты с головной методической организацией, передавая ей копии протоколов (для накопления банков данных) и получая инструктивные методические материалы; » обеспечивает тщательное соблюдение всех требований для проведения стандартных методик обследования. Подсчет баллов, интерпретация, прогноз делаются в строгом соответствии с методическими указаниями. Психолог не имеет права отклоняться от стандарта в использовании методики, принятого на определенный период. Все рекламации и предложения по использованию методики психолог направляет в методический центр и требует их учета при очередном пересмотре методики; » обеспечивает конфиденциальность психодиагностической информации, полученной от испытуемого на основе «личного доверия». Психолог обязательно предупреждает испытуемого о том, кто и для чего может использовать его результаты. Специалист не имеет права скрывать от испытуемого то, какие решения могут быть вынесены на основе психологической диагностики; » хранит профессиональную тайну: не передает лицам, не уполномоченным вести психодиагностическую практику, инструктивных материалов, не раскрывает перед потенциальными испыту- Раздел 1. Психологический анализ и строение модели деятельности _______!И емыми секретной или иной психодиагностической методики, на котором основана его валидность; * наряду с наиболее вероятной обязательно рассматривает и альтернативную диагностическую гипотезу (интерпретацию данных), применяя в психодиагностике принцип, аналогичный принципу «презумпции невиновности» в судопроизводстве; » сообщает в региональные или центральные органы Общества психологов о всех замеченных им где-либо нарушениях нормативных (процедурных и этических) принципов психодиагностики. Он уполномочен лично препятствовать некорректному и неэтичному применению психодиагностики. Отдельно остановимся на проблеме использования методик специалистами-смежниками. Теоретически и психометрически обоснованные методики, не требующие специальных знаний при интерпретации, могут использовать специалисты в смежных с психологией областях: учителя, врачи, социологи, инженеры, экономисты и пр. При этом специалист-пользователь должен: * предварительно проконсультироваться с психологами, работающими в данной практической отрасли, о том, какие именно методики могут быть применены для решения поставленных задач. При наличии аттестованных методик пользователь должен воспользоваться именно аттестованными методиками; » если психологи предупреждают пользователя о том, что правильное использование методики требует общих знаний о психодиагностике или специальной подготовки (по овладению методикой), то пользователь обязан либо выбрать другую методику, либо пройти соответствующую подготовку, либо привлечь к проведению психодиагностики психолога, либо отказаться от проведения психодиагностики; » пользователь, получающий доступ к «п-методикам», автоматически берет на себя обязательство по соблюдению всех требований профессиональной тайны; » пользователь следует всем этическим нормативам в проведении обследования по отношению к испытуемому и любым третьим лицам: он, так же как психолог, не имеет права злоупотреблять доверием и обязан предупреждать испытуемого о том, как будет использована информация; * методики, не обеспеченные однозначной стандартной инструкцией, необходимыми показателями надежности и валидности, Часть II. Практическая психодиагностика требующие параллельного использования высокопрофессиональных экспертных методов, не могут использоваться специалиста-ми-непсихологами; » любой пользователь методик (тестов) содействует психологам в соблюдении процедурных и этических нормативов, предпринимает меры для предотвращения некорректного использования методик. Все приведенные требования находятся в соответствии с международными профессионально-этическими стандартами, принятыми в работе психологов. Основные идеи этих стандартов могут быть кратко сформулированы в виде следующих принципов: » ответственности; » компетентности; » этической и юридической правомочности; » квалифицированной пропаганды психологии; » конфиденциальности; » благополучия клиента; » профессиональной кооперации; » информирования клиента о целях обследования; * морально-позитивного эффекта исследования; » гражданственности и патриотизма.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 768; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |