Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психологический анализ и строение модели деятельности практического психолога




Требования к психологу

ПРАКТИЧЕСКАЯ ПСИХОДИАГНОСТИКА

Часть II

Раздел 1

Практический психолог в своей профессиональной деятельности решает следующие задачи:

* обнаружение и выделение реальной проблемы;

» научное понимание и формулировка практической задачи;

» выбор и конструирование метода обследования, измерения и сбо­ра данных;

» отбор и первичная обработка данных;

«выбор теоретической модели интерпретации и обсуждение полу­ченных результатов в терминах выбранной модели;

» построение психологического заключения и выдача практических рекомендаций по разрешению проблемы.

К пользователям, являющимся профессиональными психологами, и пользователям не психологам предъявляются разные требования.

Пользователь-психолог:

» должен знать и применять на практике общие теоретико-методо­логические принципы психодиагностики, владеть основами диф­ференциальной психометрики, должен следить за текущей ме­тодической литературой по психодиагностике, самостоятельно вести картотеку и личную библиотечку методик, применяемых в заданной области;

» отвечает за решения, принимаемые на основе тестирования, обес­печивая их соответствие репрезентативности и прогностической валидности методики, а также предупреждает возможные ошиб­ки, допускаемые непрофессионалами, не знакомыми с ограниче­ниями в использовании того или иного теста;

Часть II. Практическая психодиагностика

» пользуется преимущественным правом (по сравнению с непро­фессиональными пользователями) на проведение психодиагно­стики в заданной области, на использование протоколов в соот­ветствии с профессионально-этическими принципами и интереса­ми психологии; получения методических материалов, в том числе с помощью их приобретения в качестве индивидуальной профес­сиональной собственности. При этом он обеспечивает необхо­димый уровень надежности диагноза, применяя параллельные стандартизованные и нестандартизированные методики, а также метод независимых экспертных оценок;

» не руководствуется субъективными предпочтениями и преду­беждениями в подборе методик в батарею (программу обследо­вания) и их оценке, а исходит из требований эффективности ди­агностики — максимум надежности при минимуме затрат;

» ведет научно-методическую работу, анализируя по собранным данным эффективность применения методики в заданной области. Ведение такой научно-методической работы входит в основной круг обязанностей психолога, работающего и в исследователь­ских, и в практических учреждениях. В этой работе он поддер­живает оперативные контакты с головной методической органи­зацией, передавая ей копии протоколов (для накопления банков данных) и получая инструктивные методические материалы;

» обеспечивает тщательное соблюдение всех требований для про­ведения стандартных методик обследования. Подсчет баллов, ин­терпретация, прогноз делаются в строгом соответствии с методи­ческими указаниями. Психолог не имеет права отклоняться от стандарта в использовании методики, принятого на определен­ный период. Все рекламации и предложения по использованию методики психолог направляет в методический центр и требует их учета при очередном пересмотре методики;

» обеспечивает конфиденциальность психодиагностической ин­формации, полученной от испытуемого на основе «личного до­верия». Психолог обязательно предупреждает испытуемого о том, кто и для чего может использовать его результаты. Специа­лист не имеет права скрывать от испытуемого то, какие решения могут быть вынесены на основе психологической диагностики;

» хранит профессиональную тайну: не передает лицам, не уполно­моченным вести психодиагностическую практику, инструктив­ных материалов, не раскрывает перед потенциальными испыту-

Раздел 1. Психологический анализ и строение модели деятельности _______!И

емыми секретной или иной психодиагностической методики, на котором основана его валидность;

* наряду с наиболее вероятной обязательно рассматривает и альтер­нативную диагностическую гипотезу (интерпретацию данных), применяя в психодиагностике принцип, аналогичный принципу «презумпции невиновности» в судопроизводстве;

» сообщает в региональные или центральные органы Общества психологов о всех замеченных им где-либо нарушениях норма­тивных (процедурных и этических) принципов психодиагности­ки. Он уполномочен лично препятствовать некорректному и не­этичному применению психодиагностики.

Отдельно остановимся на проблеме использования методик специа­листами-смежниками. Теоретически и психометрически обоснован­ные методики, не требующие специальных знаний при интерпретации, могут использовать специалисты в смежных с психологией областях: учителя, врачи, социологи, инженеры, экономисты и пр. При этом спе­циалист-пользователь должен:

* предварительно проконсультироваться с психологами, работаю­щими в данной практической отрасли, о том, какие именно мето­дики могут быть применены для решения поставленных задач. При наличии аттестованных методик пользователь должен вос­пользоваться именно аттестованными методиками;

» если психологи предупреждают пользователя о том, что правиль­ное использование методики требует общих знаний о психодиаг­ностике или специальной подготовки (по овладению методикой), то пользователь обязан либо выбрать другую методику, либо прой­ти соответствующую подготовку, либо привлечь к проведению психодиагностики психолога, либо отказаться от проведения психодиагностики;

» пользователь, получающий доступ к «п-методикам», автомати­чески берет на себя обязательство по соблюдению всех требова­ний профессиональной тайны;

» пользователь следует всем этическим нормативам в проведении обследования по отношению к испытуемому и любым третьим лицам: он, так же как психолог, не имеет права злоупотреблять доверием и обязан предупреждать испытуемого о том, как будет использована информация;

* методики, не обеспеченные однозначной стандартной инструк­цией, необходимыми показателями надежности и валидности,

Часть II. Практическая психодиагностика

требующие параллельного использования высокопрофессиональ­ных экспертных методов, не могут использоваться специалиста-ми-непсихологами;

» любой пользователь методик (тестов) содействует психологам в соблюдении процедурных и этических нормативов, предпри­нимает меры для предотвращения некорректного использования методик.

Все приведенные требования находятся в соответствии с междуна­родными профессионально-этическими стандартами, принятыми в ра­боте психологов. Основные идеи этих стандартов могут быть кратко сформулированы в виде следующих принципов:

» ответственности;

» компетентности;

» этической и юридической правомочности;

» квалифицированной пропаганды психологии;

» конфиденциальности;

» благополучия клиента;

» профессиональной кооперации;

» информирования клиента о целях обследования;

* морально-позитивного эффекта исследования;

» гражданственности и патриотизма.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 729; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.