Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Критерии оценки качества тестовых процедур. За несколько десятилетий, истекших с момента, когда задача интен­сивной разработки психодиагностических методик вновь была вы­двинута в число наиболее




За несколько десятилетий, истекших с момента, когда задача интен­сивной разработки психодиагностических методик вновь была вы­двинута в число наиболее актуальных проблем советской психологии [43; 44; 61; 62; 77], по рассматриваемой проблеме проделана значи­тельная работа. В публикациях Б. Г. Ананьева [11-15]; А. А. Бода-лева, М. Д. Дворяшиной, И. М. Палея [220]; Д. Б. Богоявленской [42]; В. М. БлейхераиЛ. Ф. Бурлачука [37]; Л. А. Венгера [61; 62]; П.Я. Галь­перина [71J; К. М. Гуревича [88]; В. В.Давыдова [89]; Ю. М. Забродина [103; 105]; Г. М. Зараковского [109]; И. И. Ивановой и В. Г. Асеева [120]; 3. И. Калмыковой [218]; А. Г. Ковалева и В. Н. Мясищева [136J; Б. Б. Кос-сова [145]: Г. С. Костюка [147]; А. Н. Леонтьева [162]; Б. Ф. Ломова [169]; Н. А. Менчинской [181]; В. Г. Норакидзе [193]; А. В. Петровского [206]; К. К. Платонова [208]; Я. А. Пономарева [209]; А. И. Раева и Л, А. Регуш [230]; Е. Ф. Рыбалко [12]; А. А. Смирнова и Е. И. Степано­вой [262]; Ю. Л. Сыэрда [274]; Я. Ф. Талызиной [275]; Б. М. Теплова [281; 282]; Д. Б. Элькотна [310]; В.А.Ядова [317]; И. С. Якиманской [318] и других отечественных исследователей сформулированы наи­более общие требования, реализация которых должна, по мысли авто­ров, обеспечить оптимизацию тестовых методик по критериям их на­учной достоверности и практической эффективности.

Значительное число исследований посвящено разработке критери­ально-оценочного аппарата тестологии. В них обсуждаются широко известные и теперь уже общепринятые положения, касающиеся кри­териев качества психологических тестов. Такими критериями явля­ются: надежность, валидностъ, объективность, прогностическая цен­ность, а также доступность и удобство практического использования. Начнем с характеристики последних двух критериев, поскольку по отношению к ним не возникает каких-либо вопросов.

Критерий объективности применительно к психологическим тестам имеет три значения. Два из них являются общими для всех психологи­ческих тестов. Это, во-первых, стандартность условий тестирования по отношении ко всем испытуемым и, в о - в т о р ы х, строгая регламен­тация процедуры оценивания, обусловливающая выставление одной и той же оценки за данный результат любым количеством оценщиков. Третье значение — специфическое для личностных тестов — заклю­чается в обеспечении независимости результатов теста от возможных попыток их сознательного искажения испытуемым [2; 3; 70].

Раздел 3 Теоретические проблемы диагностических методов _____________67

Под доступностью и удобством практического использования по­нимаются прежде всего относительная простота и кратковременность процедуры тестирования и оценивания, отсутствие высоких требова­ний к квалификации персонала, осуществляющего тестирование, а так­же дешевизна стимульной части теста (аппаратов, оборудования, бук­летов и т. д.).

Что касается прогностической ценности, то это — одно из основ­ных требований к тестам — исходит от заинтересованных практиков, и в течение уже многих лет представляет собой основную «область уязвимости» для критиков-теоретиков. Вместе с тем в отечественной литературе имеется особое мнение о специфике прогностической цен­ности тестовых измерений [см. 103; 105]. Здесь речь идет о возможно­сти использовать данные психодиагностики для прогноза поведения субъекта:

» в другой ситуации;

* в «другом субъекте»;

» в другое время;

» в другой задаче.

Выделяются два типа прогноза: эмпирический, основанный на прин­ципе простого «переноса» данных в области «малых изменений», и тео­ретический, основанный на применении теоретических моделей явле­ний. Если эмпирический прогноз теснейшим образом связан с идеей «подобия» ситуаций, субъектов, движений во времени и в простран­стве задач, то теоретический прогноз оказывается связанным с про­блемой интерпретации и «силой и мощностью» теоретической моде­ли. Эта проблема затрагивает проблемы «перекрестной валидизации» и непосредственное отношение к связке: «Данные тестового измере­ния — математическая модель обработки данных — психологическая модель явления (субъекта) — психическая регуляция поведения — про­гноз поведения».




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1057; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.