КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тест и психологический эксперимент
Отдельного рассмотрения заслуживает вопрос об отношении метода тестов к другим методам психологической науки, в частности к эксперименту. Довольно часто метод тестов, в действительности родившийся как развитие экспериментального метода, определяют как особую разновидность психологического эксперимента. Так, в понимании К. К. Платонова тест — это «краткий экспериментально-психологический метод, исследующий тот или иной психический процесс (функциональный тест), личность в целом (проективный тест) или группу» [208]. В то же время многие серьезные исследователи четко разграничивают психологический лабораторный эксперимент, созданный для исследовательских целей, и психологический тест, имеющий отчетливую практическую направленность. Согласно В.Штерну (1922), под психологическим тестом «понимают постановку строго определенной задачи, имеющей целью распознание известного психического свойства. От психологического лабораторного эксперимента тест отличается тем, что он в короткое время и с помощью простых средств определяет характеризующую человека индивидуальную ценность» [307]. В. Штерн в свое время назвал психологический тест испытательным экспериментом (Prufungexperiment) в отличие от классического, исследовательского эксперимента (Fersuhengexperiment) [307; 405]. Различие между ними, согласно В. Штерну, заключается в следующем: в то время как исследовательский эксперимент фиксирует значения нескольких показателей у одного лица, испытательный эксперимент (тест) делает это по одному показателю, зато у многих лиц. Однако М. С. Бернштейн [34; 35] подверг уничтожающей критике такое деление, считая его механистическим. В частности, он справедливо указал на то, что, с одной стороны, всякий эксперимент представляет определенное испытание для исследуемого лица (отсюда — само понятие «испытуемый»), а с другой стороны, тесты «все более широко применяются в исследовавших целях». Вместе с тем М. С. Бернштейн согласился с тем, что «психологический тест является разновидностью Раздел 3. Теоретические проблемы диагностических методов _____________61 психологичного эксперимента» [35]. При этом отмечал у них следующие общие свойства: * вызывать реакции испытуемых; » обеспечивая упрощение и изоляцию отдельных видов поведения испытуемых;» делать своим предметом лишь определенные психические свойства; * планомерно варьировать стимульные воздействия; » обеспечивать возможность многократного повторения процедуры в отношении одних и тех же испытуемых; » подвергать полученные результаты количественной обработке; » служить средством решения разного рода общепсихологических вопросов (хотя наряду с этим метод тестов, в отличие от эксперимента, в основном применяется в целях практической психодиагностики). Указанный тезис М. С. Бернштейн подкреплял также ссылками на общность исторического пути, пройденного тестовой методикой, с одной стороны, и обычной экспериментальной процедурой, с другой стороны. Кроме того, в подтверждение своей позиции он приводил многочисленные высказывания видных психологов и тестологов своего времени. Что же касается специфических особенностей метода тестов, то М. С. Бернштейн прежде всего считал необходимым исключить из их числа такие надуманные, по его мнению, черты, как большая, по сравнению с экспериментом, простота, меньшая точность и использование лишь бланковых материалов (в противоположность аппаратурному оборудованию, применяемому в экспериментальных исследованиях). Подлинными же отличительными признаками метода тестов М. С. Бернштейн считал следующие: 1) его функцию служить измерительным инструментом (для чего тест оснащается соответствующими нормами и шкалами); 2) то, что он менее абстрактен и более жизненен, чем эксперимент; 3) его экономичность (проявляющуюся в том, что тестовая методика строится по принципу «необходимого и достаточного», в соответствии с которым и определяется количество составляющих его заданий); 4) наличие четко сформулированных критериев качества (главными среди которых являются валидность и надежность). Получившая столь разностороннее обоснование тенденция рассматривать метод тестов как разновидность психологического эксперимента еще более усилилась со второй половины 1930-х гг., когда метод тестов 62__________ Часть I. Психодиагностика — теоретико-методологические аспекты подвергся разрушительной критике. В этот период стали говорить о применении в практической психодиагностике метода эксперимента, подразумевая, естественно, под этим термином прежде всего метод тестов [34; 35]. В дальнейшем, однако, по мере того как происходила реабилитация последнего, интерес к выявлению специфических особенностей данного метода вновь усилился. Так, заключая свое описание методов сбора фактического материала, используемых в психологии, характеристикой метода тестов, А. И. РаевиЛ.А. Регуш пишут (1981): «Все вышерассмотренные методы имеют в конечном счете своей целью исследование собственно психических явлений для получения каких-то новых данных, обогащающих психологическую науку. Тесты выполняют другую функцию. Они предназначены для того, чтобы установить наличие или отсутствие уже известных психологических особенностей тех или других испытуемых» [230]. «Экспериментатора, — пишет М. Г. Ярошевский (1976), — интересует детерминационная зависимость наблюдаемых факторов от производящих их причин. Он испытывает набор условий, чтобы установить, функцией каких переменных является данный феномен. При тестировании в отличие от экспериментирования, — продолжает М. Г. Ярошевский, имея в виду начальный этап развития метода тестов, — психолог фиксирует, что люди делают, не варьируя условий их деятельности. Он измеряет полученные результаты при помощи некоторого критерия, регистрируя количественные вариации. Здесь переменными являются индивидуальные различия». Тест и другие диагностические методы Представляет интерес выяснить, как психологи соотносят метод тестов с другими диагностическими методами? Среди известных нам характеристик тестов одной из наиболее глубоких представляется попытка видного советского психолога К. Н. Корнилова проанализировать логическую основу данного метода. В опубликованной в 1928 г. вызвавшей большой резонанс статье «Сравнительная значимость методов научного исследования в области психологии и педологии с точки зрения марксизма» [144] К. Н. Корнилов утверждал, что в отличие от всех других исследовательских методов психологии, имеющих индуктивную природу, метод тестов — это «метод простой дедукции, вывод от общих установленных индуктивных путем положений к отдельным частным случаям» и что «мы во всяком тестовом обследовании имеем дело с самым обычным типом дедук- Раздел 3. Теоретические проблемы диагностических методов тивного умозаключения» [144]. Это положение представляется верным в своей основе, хотя и не исчерпывающем. Мы обратимся к нему enje раз, когда будем давать собственную характеристику метода тестов. Как бы продолжая эту идею, целый ряд авторов, трактуя метод тестов весьма расширительно, включают в данное понятие любую исследовательскую методику, в которой находят применение количественные характеристики. Так, например, к тестам иногда относят стандартизованное (квантифицированное) наблюдение, метод оценочных классификаций (рейтинг), и в том числе различные социометрические методики [2; 3]. С другой стороны, иногда мы сталкиваемся с необоснованным намерением к сужению объема рассматриваемого понятия. Так, например, К. М. Гуревич пишет, в частности: «В книгах по тестологии обычно все виды испытаний именуют одинаково — тестами (далее следуют ссылки на две работы зарубежных авторов. — Примеч. авт.). Поскольку, — продолжает К. М. Гуревич, — все же все эти виды испытаний психологически различны, то и следовало бы назвать их по-разному — психологические задания с детерминирующей поведение испытуемого инструкцией именовать, вслед за Дж. Кэттеллом и Бине тестами, а все другие так и назвать — методами психологической диагностики с указанием присущей им специфики (психофизиологическая, проективная и пр.)» [88]. Данное предложение не может не вызвать целый ряд вопросов. В о-п е р в ы х, что конкретно следует понимать под выражением «психологически различны»? Ведь, как было отмечено в начале нашего аналитического обзора, метод тестов реализуется в сотнях тестовых методик, которые, естественно, психологически различаются в том или ином отношении (по содержанию стимульного материала, по характеру предписываемых реакций и т. д.). Эти различия получают логическое оформление путем выделения различных типов тестовых методик. В о-в т о р ы х, характеризуя объем данного понятия, следует, по-видимому, исходить из определения его содержания, которое, однако, не представлено в цитируемой работе. В-т р е т ь и х, нельзя не обратить внимание на противоречие между обсуждаемым предложением и тем определением метода тестов, которое было сформулировано К. М. Гуревичем ранее. Если ранее К. М. Гуревич утверждал, что тестами следует считать лишь психофизиологические испытания, то теперь он, наоборот, предлагает такие испытания из объема рассматриваемого понятия исключить. Часть I. Психодиагностика — теоретико-методологические аспекты Подобная противоречивость суждений может быть объяснена, в частности, недостаточной разработанностью вопроса о логической структуре и гносеологической сущности метода тестов. Нельзя сказать, что этот вопрос совершенно не обсуждался в тесто-логической литературе [2; 3]. Как мы уже отмечали, ряд зарубежных авторов связывает познавательные возможности данного метода с идеей выборки поведения, однако при этом не затрагивается главный ее аспект — принципы построения таких выборок, процедурную и критериальную основу метода тестов.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 2845; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |