Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Нормативные предписания




 

Развертывание практической работы психологов в различных сфе­рах производства, медицины, образования, требующей применения психодиагностических методик, остро ставит вопрос о нормативной регуляции подобной практики. Речь идет о системе конкретных тре­бований к разработчикам и пользователям методик.

До недавнего времени практическое и исследовательское примене­ние методик плохо разграничивалось, это замедлило выработку свода нормативных предписаний (стандартов) к практическому использо­ванию тестов и нестандартизованных процедур. Нормативное регули­рование должно сопровождаться выработкой такой системы правил, которая бы опережала практику, задавала ей ориентиры, перспективы на будущее.

Требования к психодиагностической литературе и методическим материалам

Разработчик и пользователь методик взаимодействуют между со­бой прежде всего посредством методической литературы. Стандарт­ные требования к оформлению руководства, методических указаний, писем и другой методической литературы приняты в качестве дирек­тивных документов обществами психологов ряда стран.

Целесообразно различать круг требований к документам разного типа:» к исследовательской литературе, публикуемой в научных журна­лах, сборниках и монографиях;

» к обзорно-аналитическим руководствам и справочным изданиям, освещающим процедурные и количественные, а также содержа­тельно-теоретические аспекты применения какой-то методики или какого-то класса методик;

» к «подручным методическим материалам», непосредственно инст­руктирующим пользователя в применении методики и содержа­щим стимульный материал, инструкции, тексты заданий, ключи, нормы, правила интерпретации, популярным изданиям по психо­диагностике.

1. Научные сообщения. Должны освещать: теоретические основа­ния методики (концепт и методический прием), способ разработки и эмпирического обоснования, исследовательские данные по репрезен­тативности, надежности, валидности шкалы тестовых показателей (коэффициенты корреляций, регрессионные и факторные веса). Для

Раздел 1. Предмет и задачи психодиагностики

читателей в научном сообщении могут быть даны «образцы», отдель­ные примеры тестовых заданий, позволяющие проиллюстрировать принципы, на которых построена методика. В научных сообщениях не должны освещаться: для методик с профессиональными ограничени­ями («п-методик») — полный текст заданий, ключи, тестовые нормы, детальные инструкции по проведению и интерпретации. О всей этой информации автор научного сообщения должен говорить лишь кос­венно, используя ссылки на распространяемую среди специалистов «инструктивную» литературу. В научном сообщении могут быть при­ведены исчерпывающие описания методик, знание которых непрофес­сионалами (и их возможное применение непрофессионалами) не мо­жет принести ущерба конкретным людям или психодиагностическому потенциалу самой методики. Этот класс методик предлагается услов­но обозначить термином «открытые методики» («о-методики»).

Автор научного сообщения имеет право определить статус разрабо­танной им методики как открытой методики, но любые модификации или адаптации методики, уже определенной как профессиональная «п-методика», должны освещаться в научных сообщениях в соответ­ствии с указанными требованиями.

2. Справочно -методические издания. В этих изданиях могут быть приведены инструктивные материалы, включая текст заданий (во­просов), ключи, нормы, но при одном принципиальном условии — из­данию придается «Я-» статус издания для специалистов, обеспечиваю­щий ему распространение среди читателей, имеющих необходимую психологическую подготовку.

3. Инструктивные документы. Содержат описание методики, обес­печивающее ее адекватное использование в точном соответствии со стандартами: предмет диагностики, сфера применения, контингент испытуемых, процедура применения. Описание обязательно должно снабжаться подробными сведениями о процедуре разработки методи­ки, полученных при этом данных о надежности и валидности. Приве­денные тестовые нормы должны сопровождаться однозначным описа­нием выборки стандартизации и характера диагностической ситуации в обследовании: добровольное участие испытуемых, бескорыстно со­трудничающих с психологом в целях помощи исследованию («научное сотрудничество»), участие платных испытуемых («платное участие»), использование методики в ходе запроса испытуемого на получение кон­сультативной помощи («ситуация клиента»), использование методики в ходе принудительного (сплошного) административного обследова­ния («ситуация экспертизы»).

Часть I. Психодиагностика — теоретико-методологические аспекты

Справочные издания и инструктивные материалы должны перио-дически (с определенным интервалом, зависящим от типа методики) пересматриваться) так как условия применения методик со временем неизбежно меняются, а следовательно, изменяются психометрические свойства.

В справочных и инструктивных материалах должны быть однознач­но сформулированы требования к профессиональному статусу пользо­вателя методики.

Инструктивные материалы должны пройти объективные испыта­ния на однозначность указанных в них предписаний: пробная группа пользователей методики (теста) должна направлять автору руковод­ства копии протоколов по результатам обследования, на основании которых автор должен обеспечить идентичность стандартов авторско­го варианта методики и тех характеристик методики, которые выявля­ются при ее использовании пользователями руководства. Последнее требование имеет принципиальное значение для методик, предпола­гающих значительное участие «экспертной» оценки (инструкции к кон­тент-анализу, к интерпретации результатов проективной техники, по­лустандартизованного интервью и т. п.).

Процедуры подсчета тестовых баллов и интерпретации должны быть описаны с однозначной ясностью, позволяющей получать иден­тичные результаты при обработке одинаковых протоколов разными пользователями руководства.

Предпочтительно включение и использование пользователями те­стов локальных тестовых норм (по сравнению с неспециализирован­ными по популяции).

4. В популярных изданиях авторы-психологи не имеют права разгла­шать профессиональную тайну: описывать смысл диагностических приемов, знание которых испытуемыми существенно вредит валид-ности методики.

Раздел 3




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 347; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.