Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психодиагностические задачи




Предмет психодиагностики

Предмет и задачи психодиагностики

Психологическая диагностика изучает способы распознавания и из­мерения индивидуально-психологических, особенностей человека (свойств его личности и особенностей интеллекта). Распознавание и измерение осущсс т вляется с помощью методов психодиагностики.

Как теоретическая дисциплина, общая психодиагностика рассмат­ривает.

* закономерности вынесения валидных и надежных диагностиче­ских суждений;

# правила «диагностических умозаключений», с помощью которых осуществляется переход от признаков или индикаторов опре­деленного психического состояния, структуры, процесса к кон­статации наличия и выраженности этих психологических «пере­менных».

Иногда такие правила сравнительно просты, иногда довольно слож­ны, в одних случаях «встроены» в сам диагностический инструмент, в других — требуют особой работы с диагностическими показателя­ми — стандартного сравнения профилей, расчета интегральных пока­зателей, сопоставления с альтернативными диагностическими проба­ми, экспертной интерпретации, выдвижения и отбрасывания гипотез

Психодиагностика тесно связана с соответствующими предметны­ми областями психологической науки, общей психологией, медицин­ской, возрастной, социальной и др. Явления, свойства и особенности, изучаемые перечисленными науками, измеряют с помощью психоди­агностических методов. Результаты психодиагностических измерений могут показывать не только наличие тою или иного свойства, степень его выраженности, уровень развития, они MOiyr также выступать как способы проверки истинности теоретико-психологических построе­нии различных психологических направлений

8Часть I Психодиагностика — теоретико-методологические аспекты

Общая психодиагностика в известной степени отвлекается от спе-цифических диагностических задач, возникающих в различных ча-стных областях психодиагностики. Однако психолог должен пред­ставлять себе эти задачи, поскольку они существенно определяют ограничения в использовании методов. Специфика проявляется не только по отношению к задачам, но и в целом к ситуациям психодиагно­стики. Это различение ситуации клиента и ситуации экспертизы.

В первой ситуации человек обращается за помощью к психоло­гу, он охотно идет на сотрудничество, старается выполнить инструк­ции как можно более точно, не имеет сознательных намерений приу­красить себя или фальсифицировать результаты.

Во второй человек знает, что подвергается экспертизе, стара­ется выдержать «экзамен», а для этого вполне осознанно контролиру­ет свое поведение и свои ответы так, чтобы выглядеть в максимально выигрышном свете (или добиться своей пели даже ценой симуляции, отклонений и расстройств).

В ситуации клиента к диагностическому инструменту можно предъяв­лять гораздо менее жесткие требования относительно его защищенно­сти от фальсификации вследствие сознательной стратегии, чем в си­туации экспертизы.

Психодиагностические задачи ситуации психодиагностики в це­лом) можно различать также с точки зрения того, кто и как будет ис­пользовать диагностические данные и какова ответственность психо­диагноста в выборе способов вмешательства в ситуацию обследуемого. Кратко укажем эти ситуации.

\. Данные используются специалистом-смежником для постановки пепсихологического диагноза или формулирования административного решения. Эта ситуация типична для использования психодиагностиче­ских данных в медицине. Психолог выносит суждение о специфических особенностях мышления, памяти, личности больного, а врач ставит ме­дицинский диагноз. Психолог не несет ответственности ни за диагноз, ни за то, какое именно лечение будет проведено больному врачом.

По той же схеме происходит использование психодиагностических данных при психодиагностике по запросу суда, комплексной психо­лого-психиатрической экспертизе, психодиагностике профессиональ­ной компетентности работника или профпригодности по запросу ад­министрации.

Раздел 1 Предмет и задачи психодиагностики

2. Данные используются самим психодиагностом для постановки пси­хологического диагноза, хотя вмешательство в ситуацию обследуемого осуществляется специалистом другого профиля. Такова, например, ситуация психодиагностики применительно к поиску причин школь­ной неуспеваемости: диагноз имеет психологический (или психолого-педагогический) характер, а работу по его реализации в жизнь прово­дят учителя, родители, другие воспитатели.

3. Данные используются самим психодиагностом для постановки психологического диагноза, а последний служит ему основанием (или основанием для действий его коллеги-психолога) для разработки пу­тей психологического воздействия. Такова ситуация психодиагности­ки в условиях психологической консультации.

4. Диагностические данные используются самим обследуемым в це­лях саморазвития, коррекции поведения и т. п. В этой ситуации психо­лог несет ответственность за корректность данных, за этические деон-тологические аспекты «диагноза» и лишь частично — за то, как этот диагноз будет использован клиентом. Хотя и не существует жесткого соответствия между характером задачи и психодиагностическим ме­тодом, все же можно отметить некоторую предпочитаемость опреде­ленных методов в тех или иных случаях.

Так, в ситуациях 1 и 2 методы должны давать «стратегическую» ин­формацию о клиенте, т. е. обеспечивать более или менее долгосроч­ный прогноз, они также должны позволять соотнесение обследуемого с другими людьми, т. е. предполагать стандартизацию. Поэтому в дан­ных ситуациях наибольшее употребление получили объективные тес­ты и тесты-опросники, причем последние иногда основаны не на пси­хологических категориях, а на категориях системы понятий заказчика. Таковы, например, известный Миннесотский многофакторпый лич­ностный опросник (MMPI) и его модификации.

В ситуации 3 информация зачастую рассчитана на регулирование тактики практической работы самого психолога, соотнесение с «нор­мой? имеет меньшее значение, поэтому чаще используются идеогра­фические техники, проективные и диалогические методы.

В ситуации 4 главное требование к методам — легкость перевода получаемых с их помощью данных на язык самого обследуемого. Это­му условию удовлетворяет, например, тест 16 PF Р. Кэттелла, оп­росник Кейрси (типология Майерс-Бригс), но плохо соответствует MMPI, диагностические описания которого рассчитаны на психи­атра.

2-12 82

10__________ Часть I. Психс)диагностика -теоретико-методологические аспекты




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 327; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.