КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Метод эксперимента. Он состоит в моделировании определенных жизненных ситуаций и предполагает сбор данных в специально смоделированных и заранее сконструированных условиях
Он состоит в моделировании определенных жизненных ситуаций и предполагает сбор данных в специально смоделированных и заранее сконструированных условиях. Данный метод может быть применен для изучения самых различных видов деятельности как детей, так и взрослых — для выявления особенностей развития их личности и возможностей обучения. Моделирование, как признак эксперимента, заключается в том, что экспериментатор организует выполнение изучаемых действий в непривычных, несколько искусственных условиях. Например, если необходимо выяснить одну из частных особенностей интеллектуальной деятельности учащегося, а именно — возможность осмысления логических связей, эксперимент может состоять в том, что испытуемому предлагается для чтения специально составленный текст, а затем его просят воспроизвести основное содержание при пересказе, составить план и т. д. Общим моментом при проведении всех экспериментов является то, что испытуемому предлагается по определенной инструкции выполнить задание, представляющее собой модель обычной интеллектуальной, игровой или какой-либо другой деятельности. При работе с детьми школьного возраста обычно применяется подача экспериментального материала в форме учебного задания, но в таких случаях мотивировка задания может быть видоизменена и задана в кос- Часть II. Практическая психодиагностика венной форме: например, при необходимости изучить особенности опосредования зрительных образов предлагается задание «пиктограмма» с мотивировкой проверить память с помощью рисунков и т. д. Таким образом, моделируемый в эксперименте акт, деятельность, действие или процесс должны быть преобразованы в достаточно ясно мотивированное, простое, доступное для понимания действие. Кроме того, мотивировка этого действия не должна провоцировать негативных реакций, а напротив — способствовать установлению контакта с испытуемым, что позволит провести обследование глубоко и тщательно. Метод эксперимента, как и другие психологические методы, должен обеспечить выявление не только негативных, но и позитивных возможностей человека, дать объективное представление о психологическом состоянии человека, а кроме того — в ряде случаев — обеспечить получение сведений о его обучаемости. Организация и условия проведения эксперимента. Проведение эксперимента требует определенной подготовки. Эксперимент практически всегда проводится только после подробного изучения документации, сбора анамнеза, проведения беседы и наблюдения. Все эти этапы позволяют составить предварительное представление об испытуемом и наметить стратегию его изучения. Приступая к проведению конкретного эксперимента, исследователь должен знать, какие конкретные задачи он должен решить. В соответствии с этим заранее заготавливается экспериментальный материал, необходимый инструментарий и бланки протоколов. В процессе работы выделяются следующие этапы деятельности экспериментатора: » подготовка эксперимента; » введение в ситуацию эксперимента; * сообщение содержания задания (инструкция); » наблюдение за деятельностью испытуемого при выполнении задания (решении задачи) и оказание дозированной помощи по мере необходимости; » фиксация и оценка результатов деятельности испытуемого. На протяжении всего эксперимента ведется протокол. По окончании работы проводится анализ протокола. Подготовка эксперимента. Для каждой экспериментальной методики существует свой порядок подготовки. Он включает: » выбор и организацию самой экспериментальной ситуации; » выбор и организацию средств и методов фиксации и регистрации Раздел 1. Психологический анализ и строение модели деятельности » установленный для данного эксперимента порядок действий экспериментатора;» форму протокола эксперимента. Обычно в каждом случае в соответствии с основной задачей эксперимента разрабатывается своя особая форма протокола и свой собственный способ обработки полученных данных. Однако можно наметить общую схему протокола. Вверху на каждой странице протокола записывается фамилия испытуемого, возраст, другие необходимые сведения, а также дата проведения исследования и название методики (см. образец). ОБРАЗЕЦ ПРОТОКОЛ ЭКСПЕРИМЕНТА (название методики) «» 20 г.
В первой графе записываются этапы проведения эксперимента, включая сообщение инструкции, а также — реплики, вопросы и замечания экспериментатора. Во второй — действия испытуемого, в третьей — его словесные реакции и спонтанные комментарии, в четвертой — предварительный анализ зафиксированных фактов. Рассмотрим основные этапы экспериментального исследования. Введение в ситуацию эксперимента, это начальный этап деятельности экспериментатора. В первую очередь здесь имеется в виду достижение согласия испытуемого на выполнение задания. Оно может быть достигнуто при определенной мотивировке, индивидуальной в каждом случае. Непринятие задачи может быть связано со многими причинами, в том числе — с нарушениями эмоционально-волевой сферы и с негативной реакцией на ситуацию эксперимента. При непринятии задачи эксперимент не проводится. Сообщение содержания задания — инструкция — это второй этап работы экспериментатора. Инструкция может быть задана вербально, но иногда применяется техника задания ее с помощью мимики и же- ПО _______________________________ Часть II. Практическая психодиагностика стов (специфический прием для работы с инвалидами и аномальными детьми). Для большинства как индивидуальных, так и групповых экспериментов важно четко обозначить инструкцию и проверить, правильно ли она воспринята, а также тщательно подготовить все, что нужно для работы заранее в необходимом количестве (иметь бланки ответов единого образца, в особенности для проведения графических методик, ручки, карандаши и другие материалы). Понимание инструкции является важнейшим условием при проведении эксперимента особенно для аномальных детей. Инструкция должна быть предельно простой, а экспериментатор — уметь тщательно и корректно составлять словесную инструкцию; она должна быть неизменной в ходе эксперимента и стандартной для данных условий: лишь в процессе подготовки эксперимента допускается возможность упрощать ее, а в случае необходимости — задавать инструкцию в наглядно-действенном плане и с помощью жестов. Последние моменты особенно важны для детей с тяжелой речевой патологией и с нарушениями слуха. Наблюдение за деятельностью испытуемого в процессе выполнения экспериментального задания и оказание ему помощи — важнейший (третий) этап, позволяющий оценить самостоятельность испытуемого, возможности его по адаптации к ситуации, его обучаемость. Оценка результатов деятельности испытуемого, это четвертый этап в деятельности экспериментатора. При оценке выполнения заданий фиксируется и анализируется деятельность испытуемого на каждом из этапов проведения эксперимента по следующим параметрам: принятие задачи, понимание инструкции, степень самостоятельности, обучаемость, факторы, влияющие на изменение результатов работы, контроль за деятельностью. Принятие задачи: характер мотивировки, повлиявший на принятие условий задачи, наличие или отсутствие стремления к сотрудничеству во время эксперимента. Понимание инструкции: соответствие характера инструкции основным целям эксперимента и ее выполнение испытуемым (возможность повторить инструкции, объяснить задание в вербальной форме или с помощью жестов); необходимость изменения характера и содержания инструкции для улучшения понимания, полнота понимания смысла задания. Самостоятельность: возможность правильного выполнения задания без помощи экспериментатора. Раздел 1 Психологический анализ и строение модели деятельности ______Ш Обучаемость: определяется на основе проведения обучающего эксперимента и характеризуется количеством и качеством оказанной испытуемому помощи, возможностью опосредования своей деятельности речью и возможностью переноса навыка в новые условия, Факторы, влияющие на результат работы: их оценка ведется на основании анализа изменений в деятельности и в качестве работы при изменении степени сложности предъявляемого задания. Желательно отдельно фиксировать негативные и позитивные факторы. В процессе проведения эксперимента мы можем столкнуться с фактом изменения результатов выполнения задания даже в пределах одного и того же задания. В ряде случаев, например, выполнение задания улучшается при применении и изменении наглядных средств; а в ряде случаев — ухудшается, например, при расширении объема материала, в пределах которого предлагается действовать испытуемому. Эффективность работы может ухудшаться при появлении новых лиц в ходе обследования, потере интереса, развитии утомления и т. д. Оценка при этом должна быть сконцентрирована на позитивных и негативных факторах организации деятельности и реакциях личности. Контроль за результатами деятельности — это завершающий момент при выполнении любого задания. При оценке нужно отметить: » допустимые и согласованные, а также спонтанные и несогласованные формы поведения в ходе эксперимента; « моменты просьбы и принятия помощи со стороны экспериментатора; * поведение при проведении контроля (пытается ли испытуемый проверить результат своей работы, спрашивает ли о правильности выполнения задания, ожидает ли подкрепления своих действий и т. п.).
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 995; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |