Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Применение модуля нечеткого управления для прогнозирования случайных временных рядов




ипй, Прог.нозиР°вание временных рядов считается чрезвычайно важ­ной задачей, возникающей в области экономики, финансового планиро­вания, управления производством, предсказания погоды обработки сиг­налов, управления в технических системах и т.п В настоящем под­разделе будет моделироваться поведение модуля нечеткой Упра2-ГмЭ г? В?ЭДаЧе пР°гнозиРования временного ряда Маккея-Гласса (Mackey-Glass), который описывается дифференциальным уравнением


200 400 600


Рис. 5.5. Хаотический процесс Маккея-Гла


При t > 17 рассматриваемый ряд ведет себя хаотически. Чем боль­ше значение t, тем более хаотичным становится характер ряда Для мо­делирования установим t = 30. На рис. 5.5 представлен поимео оазвития процесса для 1000 точек ряда Маккея-Гласса.ДДопустим"чтГперРвые7™ ЖЙ5Г использоваться в качестве обучающей выборки, а последние 300 точек - в качестве тестовых данных. На рис. 5.6 представлена ctdvk-тура модуля нечеткого управления. Он построен на базе 19 правил пред­ложенных экспертом. Эти правила можно сформулировать и другими способами - например, методом, описанным в разд 3.10. Форма фикции принадлежности для обоих входных сигналов показана на рис 5 7 нем используются следующие обозначения: N - отрицательный ZE - hv-левои, Р - положительный). На первый вход подается значение ряда в момент t, а на второй вход - значение в момент t- 1 Задача модуля йе четкого управления заключается в определении значения ряда в момент

После проведения моделирования выяснилось, что предсказыва­емые значения сильно отличаются от тестовых данных (см. рис 5 8) По­этому модуль был подвергнут обучению. Как уже отмечалось, в качестве обучающей выборки использовались первые 700 значений временного ряда. На рис. 5.9 представлены два варианта процесса обучения сети: а) когда обучающая последовательность предъявлялась строго последо­вательно и б) когда обучающие данные выбирались случайным образом 11редставленная на рисунке мера погрешности была задана в алгоритме обратного распространения ошибки формулой



Рис. 5.6. Структура модуля временных рядов.


управления, применяемого для прогнозирования


Глава 5. Модули нечетко-нейронного управления


5.1. Определение структуры модуля управления при дефуззификации 325 2.00 -■


 



 


           
 
     
 



Сеть, обученная случайным образом Сеть, обученная последовательно


Рис. 5.7. Исходные функции принадлежности: а) первый вход; б) второй вход.


Рис. 5.8. Тестирование модуля нечеткого управления до начала обучения.


Рис. 5.9. Процесс обучения модуля нечеткого управления с помощью алгоритма обратного распространения ошибки.

 

А  
   
  УШк 1
-S.W 2.»
     

Рис. 5.10. Функции принадлежности по завершении обучения.


Глава 5 Модули нечетко-нейронного управления


5.1. Определение структуры модуля управления при дефуззификации



 


       
   


Рис. 5.11. Тестирование модуля нечеткого управг


о завершении обучения.


зовать пять функций принадлежносги, а для второго входного сигнала -угла ф, под которым грузовик находится к оси у - семь функций принад­лежности. В результате генерации посылок нечетких правил на основе попарного сопоставления всех функций принадлежности первой и второй переменной олучено 5 х 7 = 35 правил. Модуль нечеткого управления, созданный на базе этих правил, представлен на рис. 5.12. Функции при­надлежности для входных переменных были равномерно р с ределены так, как это показано на рис. 5.13. Центры функции принадлежности вы­ходной переменной (угла поворота колес грузовика в) размещены в точ­ке 0, что равнозначно отсутствию выводов (заключений) в правилах Сформированные таким образом исходные функции принадлежности ис­пользовались в модуле нечеткого управления путем задания соответст­вующих начальных значений параметров и весов.

В процессе обучения модуля применялись те же обучающие дан­ные, что и в п. 3.10.2. На протяжении первых 38 эпох сеть обучалась с по­мощью стандартного алгоритма обратного распространения ошибки с ко­эффициентом обучения г] = 0,25. Следующие 70 эпох сеть обучалась по тому же алгоритму, однако значе е коэффи иента обучения автомати­чески уменьшалось (до уровня ц = 0,1). Процесс обучения иллюстрирует­ся на рис. 5.14 (функция погрешности представлена в логарифмическом масштабе).

Откорректированные в процессе обучения функции принадлежно­сти показаны на рис. 5.15. Центры функции принадлежности выходной переменной, полученные в результате обучения, приведены на рис. 5.16.



где у - выходной сигнал модуля нечеткого управления, ad - эталонный сигнал. Обучение проводилось на протяжении 30 эпох.

Тот факт, что последовательность предъявления обучающих дан­ных имеет существенное значение, не является неожиданным. Интере­сно то, что обучение нечетко-нейронной сети данными, предъявляемыми строго последовательно, в начальной фазе оказывается значительно бо­лее эффективным. Аналогичный эффект зарегистрирован и при прове­дении других экспериментов.

На рис. 5.10 представлены функции принадлежности по заверше­нии обучения. Они довольно сильно отличаются от исходных, которые были предложены экспертом (рис. 5.7). Конечно, количество правил, рав­ное 19, в процессе обучения оставалось неизменным. Результаты тестирования обученного модуля нечеткого управления представлены графиком на рис. 5.11.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 486; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.