КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Применение модуля нечеткого управления для прогнозирования случайных временных рядов
ипй, Прог.нозиР°вание временных рядов считается чрезвычайно важной задачей, возникающей в области экономики, финансового планирования, управления производством, предсказания погоды обработки сигналов, управления в технических системах и т.п В настоящем подразделе будет моделироваться поведение модуля нечеткой Упра2-ГмЭ г? В?ЭДаЧе пР°гнозиРования временного ряда Маккея-Гласса (Mackey-Glass), который описывается дифференциальным уравнением 200 400 600 Рис. 5.5. Хаотический процесс Маккея-Гла При t > 17 рассматриваемый ряд ведет себя хаотически. Чем больше значение t, тем более хаотичным становится характер ряда Для моделирования установим t = 30. На рис. 5.5 представлен поимео оазвития процесса для 1000 точек ряда Маккея-Гласса.ДДопустим"чтГперРвые7™ ЖЙ5Г использоваться в качестве обучающей выборки, а последние 300 точек - в качестве тестовых данных. На рис. 5.6 представлена ctdvk-тура модуля нечеткого управления. Он построен на базе 19 правил предложенных экспертом. Эти правила можно сформулировать и другими способами - например, методом, описанным в разд 3.10. Форма фикции принадлежности для обоих входных сигналов показана на рис 5 7 %а нем используются следующие обозначения: N - отрицательный ZE - hv-левои, Р - положительный). На первый вход подается значение ряда в момент t, а на второй вход - значение в момент t- 1 Задача модуля йе четкого управления заключается в определении значения ряда в момент После проведения моделирования выяснилось, что предсказываемые значения сильно отличаются от тестовых данных (см. рис 5 8) Поэтому модуль был подвергнут обучению. Как уже отмечалось, в качестве обучающей выборки использовались первые 700 значений временного ряда. На рис. 5.9 представлены два варианта процесса обучения сети: а) когда обучающая последовательность предъявлялась строго последовательно и б) когда обучающие данные выбирались случайным образом 11редставленная на рисунке мера погрешности была задана в алгоритме обратного распространения ошибки формулой ■ Рис. 5.6. Структура модуля временных рядов. управления, применяемого для прогнозирования Глава 5. Модули нечетко-нейронного управления 5.1. Определение структуры модуля управления при дефуззификации 325 2.00 -■
Сеть, обученная случайным образом Сеть, обученная последовательно Рис. 5.7. Исходные функции принадлежности: а) первый вход; б) второй вход. Рис. 5.8. Тестирование модуля нечеткого управления до начала обучения. Рис. 5.9. Процесс обучения модуля нечеткого управления с помощью алгоритма обратного распространения ошибки.
Рис. 5.10. Функции принадлежности по завершении обучения. Глава 5 Модули нечетко-нейронного управления 5.1. Определение структуры модуля управления при дефуззификации
Рис. 5.11. Тестирование модуля нечеткого управг о завершении обучения. зовать пять функций принадлежносги, а для второго входного сигнала -угла ф, под которым грузовик находится к оси у - семь функций принадлежности. В результате генерации посылок нечетких правил на основе попарного сопоставления всех функций принадлежности первой и второй переменной олучено 5 х 7 = 35 правил. Модуль нечеткого управления, созданный на базе этих правил, представлен на рис. 5.12. Функции принадлежности для входных переменных были равномерно р с ределены так, как это показано на рис. 5.13. Центры функции принадлежности выходной переменной (угла поворота колес грузовика в) размещены в точке 0, что равнозначно отсутствию выводов (заключений) в правилах Сформированные таким образом исходные функции принадлежности использовались в модуле нечеткого управления путем задания соответствующих начальных значений параметров и весов. В процессе обучения модуля применялись те же обучающие данные, что и в п. 3.10.2. На протяжении первых 38 эпох сеть обучалась с помощью стандартного алгоритма обратного распространения ошибки с коэффициентом обучения г] = 0,25. Следующие 70 эпох сеть обучалась по тому же алгоритму, однако значе е коэффи иента обучения автоматически уменьшалось (до уровня ц = 0,1). Процесс обучения иллюстрируется на рис. 5.14 (функция погрешности представлена в логарифмическом масштабе). Откорректированные в процессе обучения функции принадлежности показаны на рис. 5.15. Центры функции принадлежности выходной переменной, полученные в результате обучения, приведены на рис. 5.16. где у - выходной сигнал модуля нечеткого управления, ad - эталонный сигнал. Обучение проводилось на протяжении 30 эпох. Тот факт, что последовательность предъявления обучающих данных имеет существенное значение, не является неожиданным. Интересно то, что обучение нечетко-нейронной сети данными, предъявляемыми строго последовательно, в начальной фазе оказывается значительно более эффективным. Аналогичный эффект зарегистрирован и при проведении других экспериментов. На рис. 5.10 представлены функции принадлежности по завершении обучения. Они довольно сильно отличаются от исходных, которые были предложены экспертом (рис. 5.7). Конечно, количество правил, равное 19, в процессе обучения оставалось неизменным. Результаты тестирования обученного модуля нечеткого управления представлены графиком на рис. 5.11.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 508; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |