КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Для выбора
Стимулы Стимулы Лизованные
84 ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ АСИММЕТРИЯ МОЗГА И КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ На основе опытов Леви сделала вывод, что обработка информации в левом полушарии осуществляется при помощи анализа, правое же полушарие обрабатывает информацию холистически, не расчленяя ее. Аналитический способ больше подходит для использования знаков национального языка. Именно поэтому речевые функции локализуются в левом полушарии. Правое полушарие в своей работе использует невербальные, образные компоненты. Решению сходных проблем было посвящено исследование петербургских нейролингвистов Т.В. Черниговской и В.Л. Деглина. Задача, которую ставили перед собой ученые, заключалась в ответе на вопрос о роли правого и левого полушарий в когнитивно-речевой деятельности. В центре внимания здесь были два важнейших фено- мена речемышления: метафоры и идиомы, с одной стороны, и сил- логизмы - с другой. Метафора строится на основе многозначности слов, полисемии - явлении, которое есть во всех языках. Без способности к созданию переносных значений язык нуждался бы в огромной памяти для гигантского объема слов. Перенос значений с известного на неизвест-ное (описываемое), установление подобий является для человека естественной мыслительной операцией, одним из способов усвоения новой информации. В этой связи значительный интерес представляет исследовании способности к пониманию метафорических значений детьми разного возраста (о чем мы еще будем говорить в свое время). Исследование Т.В. Черниговской и В.Л. Деглина было проведено в психиатрической клинике, где в качестве испытуемых выступали больные, проходившие курс лечения унилатеральными электросу-доржными припадками. У каждого больного чередовались право- и левосторонние процедуры, что позволяло сопоставить эффекты угнетения правого и левого полушарий. В эксперименте использовались наборы фраз, где были представлены 1. предложения с метафорическим или идиоматическим значе-нием; 2. предложения, где словосочетание лишалось метафорического или идиоматического смысла; 3. предложение, синонимичное по смыслу первому. Покажем на примерах. Метафоры. I. 1) Года проходят мимо. 2) Машины проезжают мимо. 3) Человек стареет. 85ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ АСИММЕТРИЯ МОЗГА И КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ II. I) Бегут ручьи, 2) Дети бегут из школы. 3) Вода течет с горы. III. 1) Горит Восток. 2) Горит дом. 3) Восходит солнце. Идиомы. I. 1) Лезть в бутылку. 2) Лезть в окно. 3) Сердиться. II. 1) Дырявая голова. 2) Дырявое платье. 3) Плохая память. III. 1) Стальные нервы. 2) Стальные рельсы. 3) Сильный человек. Суть эксперимента состояла в том, что испытуемому предлагалось прочесть три карточки, после чего он должен был положить вместе карточки, которые, по его мнению, подходят друг к другу. «Правильными» считались ответы, когда вместе оказывались метафоры/идиомы и их интерпретация («Горит Восток» - «Восходит солнце»), «формальными» - когда объединялись формально сходные фразы («Горит Восток» - «Горит дом»), нелепыми считались ответы типа «Горит дом» - «Восходит солнце». Результаты исследования показали, что левое и правое полушария по-разному решают поставленные задачи. Начнем с экспериментов на интерпретацию идиом. Левое полушарие гораздо чаще, чем в норме (контроле) и чем правое полушарие пользовалось формальным принципом расшифровки идиом, ориентируясь на поэлементный состав фраз. При этом оно очень часто дает нелепые интерпретации. Правое полушарие при интерпретации идиом ни разу не выдало нелепые ответы. Более того, верных интерпретаций правое полушарие выдало даже больше, Чем в контрольном тесте, когда работали оба полушария одновременно. Таким образом, в понимании идиом роль правого полушария, вне всякого сомнения, ведущая. Правое полушарие действительно
86 ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ АСИММЕТРИЯ МОЗГА И КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ знает, помнит идиомы. Левое же полушарие, функционируя изолированно, не может дешифровать содержание этих клишированных конструкций. Оно пытается пользоваться свойственными ему формально-языковыми навыками и терпит неудачу. Метафоры, в отличие от идиом, все-таки поддаются расшифровке, поэтому левое полушарие в решении заданий на интерпретацию метафор как-то интерпретирует их и понимает. Однако лингвистических возможностей левого полушария в этом случае оказы- вается недостаточно, что приводит к значительному числу формаль- ных и даже - нелепых ответов. Правое полушарие с выполнением задания справляется значительно лучше. При этом оно, как следует из беседы с больным, часто метафору не понимает (не может интер- птретировать устно), но фразы подбирает правильно. Возникает впечатление, что правый мозг производит анализ не поэлементно, а в целом, гештальтно. Таким образом, результаты эксперимента позволяют сделатъ вывод, что для понимания метафор и идиом главная роль принадлежит правому полушарию. Особенно это ярко проявляется в отноше- нии идиом, которые представляют собой неразделимые, клишированные сочетания. Вторая часть эксперимента была направлена на выявление особенностей отношения каждого полушария к основе логического мышления - силлогизмам. Силлогизм - умозаключение, в котором из двух категорических суждений (т.е. предложений, содержащих знание о принадлежности или непринадлежности признака предмету, независимо от каких-либо условий, например: «Гриб есть споровое растение», «Киты не являются рыбами») получается третье суждение, называемое выводом. Если исходные суждения силлогизма истинны, то при условии соблюдения соответствующих правил силлогизма, в результате умозаключения получается истинный вывод. Классический силлогизм: Все люди смертны Сократ - человек. Следовательно: Сократ смертен. Силлогизм состоит из трех суждений: в первом содержится общее правило, во втором - приводится конкретный случай, в третьем - дается вывод. Первое суждение называется большей посылкой, второе - меньшей посылкой, третье - заключением силлогизма. Способность решать силлогистические задачи неоднократно использовалась как прием тестирования интеллектуальных способ-
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ АСИММЕТРИЯ МОЗГА И КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ костей детей. Традиционно считается, что она лежит в основе понятийного мышления, которое отличает научный тип познания от «комплексного» познания, характерного для детей" и представителей традиционных культур (о чем у нас пойдет разговор чуть позже). Исследование было проведено в тех же условиях, что и описанные выше эксперименты. Каждому испытуемому в условиях подавленного левого или правого (а также в условиях нормальной работы обоих полушарий) полушария предъявлялись 10 карточек с напечатанными на них силлогистическими задачами, которые заканчивались вопросом. Приведем примеры заданий. /. Во всех реках, где ставят сети, водится рыба. На реке Нева ставят сети. Водится в Неве рыба или нет? 2. Все драгоценные металлы не ржавеют. 3. Каждый художник умеет нарисовать зайца. Умеет Дюрер нарисовать зайца или нет? 4. Летом на широте Ленинграда белые ночи. Помимо ответа на вопрос задачи, испытуемого просили объяснить, на основании чего был сделан тот или иной вывод. Комментарий участников эксперимента позволял делать вывод о том, как решалась задача: теоретическим способом (когда сопоставляется большая и малая посылка), эмпирически (на основе жизненного опыта или его отсутствия). Сами задания представляли два типа силлогизмов: «абстрактные» (не предполагающие эмпирических знаний, типа задания про молибден) и «конкретные» (для ответа здесь мог быть привлечен жизненный опыт, типа задания про Неву). Анализ полученных результатов показал, что левое полушарие в 95% случаев подходит к решению силлогизмов теоретически, в 5% ~~ эмпирически. Силлогизмы решаются без затруднений с однозначным комментарием: «Если здесь написано, что каждый художник умеет нарисовать зайца, а Дюрер - художник, значит он умеет рисовать зайца». Правое полушарие к решению задач подходило
88 ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ АСИММЕТРИЯ МОЗГА И КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ иначе. Лишь в 69% случаев оно делает это теоретически; 31% основывается на эмпирической обработке информации. Для понимания стратегии выполнения задания важно учитывать и характер речевого поведения участников эксперимента: мгновенно и уверенно - при работе левого полушария и медленно с сомнениями - при работе правого мозга. Еще более показательны отличия в решении задач с «абстрактными» и «конкретными» силлогизмами. Левое полушарие абстрактные силлогизмы решает в 100% случаев без привлечения жизненного опыта. Правое - только в 87% случаев, в 13% случаев -эмпирически («Наверно, сумел бы Дюрер нарисовать зайца, если б захотел, одаренному человеку не так трудно нарисовать зайца» и т.п.). При решении «конкретных» силлогизмов левое полушарие в 90% случаев опирается на теоретический способ, в 10% - на эмпирический. Совершенно иначе к решению «конкретных» силлогизмов подходит правое полушарие. Почти в половине случаев оно исполь- зует эмпирический подход. Так, на вопрос «Водится ли в Неве ры- ба?» многие отвечали «Да, водится, я сам ловил (жарил, ел)», При тестировании работы мозга, когда функционируют оба полушария, при решении силлогизмов испытуемые демонстрируют сходство вербального поведения с состоянием, когда работает лишь левый мозг. Итак, результаты опытов позволяют сделать вывод, что левое и правое полушария мозга в решении силлогических задач пользуются разными стратегиями: левое полушарие склонно использовать теоретический подход, правое - эмпирический. Кроме прочего, полученные данные подтверждают идеи Л. С. Выготского о двух основных типах мышления - «комплексном» и «научном». Можно говорить в нейропсихолингвистическом наполнении концепции: выделенные типы мышления оказываются связанными с определенными мозговыми структурами. Подводя итоги экспериментов Т.В. Черниговской и В.Л. Дегли-на, обобщим принципы, определяющие разные способы когнитивной деятельности, локализованные в правом и левом полушариях мозга. Правое полушарие - носитель метафорического (архаического, мифологического, «комплексного») сознания. Оно «помнит» идиомы и участвует в дешифровке метафор, пользуясь целостным, комплексным, гештальтным восприятием. "Левое полушарие - носитель «научного мышления», лингвистических принципов анализа, формальной логики. Оно не помнит ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ АСИММЕТРИЯ МОЗГА 89 И КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ идиом, не может дешифровать метафоры. Зато - блестяще справляется с чисто логическими задачами решения силлогизмов. Оно формально ориентировано на восприятие не просто новой, но и рационально поданной информации. Эксперименты отечественных и зарубежных нейропсихологов позволяют сделать важные и весьма нетривиальные выводы как об устройстве человеческого мозга, так и о природе человеческого познания вообще. Разные полушария нашего мозга обладают различными способами обработки поступающей к нам информации. Если формально-логические механизмы выявления причинно-следственных связей и выведения нового знания, за которые отвечает левое полушарие, доступны контролю нашего сознания, то процессы освоения фактов окружающей нас действительности, в основе которых лежит сходство предметов или явлений или их смежность, протекают у человека в его правом полушарии мозга на уровне подсознания. В фило- и онтогенезе человек сначала овладевает право-полушарными механизмами постижения мира и лишь потом приобщается к левополушарным. При этом овладение формальной логикой не убирает из нашего мышления правополушарных способов познания, а лишь вытесняет их из области сознания в область бессознательного. В нашей повседневной жизни, в разных сферах социального взаимодействия с другими людьми, в бытовом и официальном общении эти непохожие стратегии сосуществуют и дополняют друг друга.
90 ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ АСИММЕТРИЯ МОЗГА И КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ. §4. Лево- и правополушарная грамматики Анализируя результаты нейролингвистичсских исследований, создатель петербургской школы психолингвистики Леонид Волько-вич Сахарный сделал вывод о существовании в нашем мозгу как бы двух грамматик - левополушарпой и правополушарпой. Ученый постулирует следующие положения, на основе которых пытается строить свою концепцию: «1) Имеются две четких зоны локализации речемыслительных механизмов - левое полушарие и правое полушарие. Механизмы правого полушария так же участвуют в речемыслительной деятельности, как и механизмы левого полушария. 2) Каждое из полушарий обеспечивает свою стратегию поведения в процессах речемыслительной деятельности. Механизмы правого полушария обрабатывают информацию по-иному, чем механизмы левого полушария. Главное различие: левое полушарие обрабатывает информацию с помощью жестких формально-логических операций с ограниченным числом дискретных единиц разных уровней - от дифференциальных признаков до предложений и сочетаний предложений. Эти уровни, единицы и операции достаточно хорошо изучены и описаны в традиционных грамматиках. Правое же полушарие обрабатывает информацию с опорой на подсознание. Отсюда - «мягкость» операций, континуальность структуры «единиц», иные - особая актуальность их изучения. 3) Имеется принципиальная возможность (прежде всего на ос- левого). 4) Смоделированные структуры механизмов речемыслительной
91 ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ АСИММЕТРИЯ МОЗГА И КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ.
[Сахарный 1994: 13-4]. Схематически представленные положения Сахарный дал в таблице 1 [Там же 17-18]. Таблица 1
92 ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ АСИММЕТРИЯ МОЗГА И КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ АСИММЕТРИЯ МОЗГА И КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ 93 Тонкие структуры левополушарной грамматики базируются на принципах логики. Это те законы построения языковой структуры, которые описывает традиционная лингвистика. Свод их можно найти в любой академической грамматике. Возникает вопрос о том, в каких категориях описывать право-полушарную грамматику. Л.В. Сахарный базисной категорией правополушарной грамматики считает понятие цельности. По мнению ученого, основные признаки этого феномена следует рассматривать в системе терминов лингвистики текста (или дискурсивной лингвистики). Текст - это сообщение, некоторая информация о чем-либо, представленная средствами одного из национальных языков. Наряду с этим термином для обозначения речевого произведения последнее время все чаще употребляется слово - дискурс. Дискурс - это речевое произведение в многообразии его когнитивных (познавательных) и коммуникативных функций. Термины дискурс и текст следует рассматривать как родовое (более широкое) и видовое (более узкое) понятия. Иными словами, в любом дискурсе можно выделить текстовую основу. Однако не любой текст можно считать дискурсом. Дискурсом текст становится только в том случае, если он выполняет коммуникативное задание в конкретной коммуникативной ситуации. Так, к примеру, не является дискурсом текст школьного упражнения. Наиболее значимые характеристики текста: связность (когезия) и целостность (цельность). Связность (когезия) текста - категория, характеризующая особенности соединения внутри речевого произведения языковых элементов: предложений, сверхфразовых единств, фрагментов и т. п. Она строится на основе лексико-грамматических возможностей языка, которые изучает грамматика текста. Понятие целостности (цельности) текста выходит за пределы кругозора традиционной лингвистики. Это уже сугубо психолингви-стическая категория. Целостность предполагает единство замысла, семантической программы, из которой, как из почки цветок, вырастает, развивается дискурс. Только тот речевой отрезок именуется целостным, в основе которого лежит некое смысловое единство. В противном случае следует говорить о связном, но не целостном тексте. Примером связных, но не целостных текстов могут служить не-складухи. Приведем подобный текст.
94ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ АСИММЕТРИЯ МОЗГА И КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ По стене ползет кирпич. Деревянный, как стекло. Ну и пусть себе летит: Нам не нужен пенопласт. Другой пример связного, но лишенного цельности текста - фраза, которая с дореволюционных гимназических времен кочует из уст в уста современных школьников: «С точки зрения банальной эрудиции не всякий индивидуум, метафизирующий абстракцию, способен дифференцировать тенденцию парадоксальных эмоций». Тексты такого типа довольно часто появляются в сборниках работ молодых ученых. Внешне они похожи на научные сообщения, однако смысла не содержат. Такие дискурсы в психолингвистике получили название «речь без мышления». Если грубо разграничить функции полушарий в построении текста, то можно с определенной долей условности говорить, что лево-полушарная грамматика в большей степени отвечает за механизмы связности (когезию), а правополушарная - за цельность (смысловое единство). Кстати сказать, механизмы здравого смысла, как показывают наблюдения нейропсихологов, находятся именно в правом полушарии. Л.В. Сахарный считает, что синтаксической организации текста, построенной на формальных механизмах грамматической связности, которая лежит в основе левополушарной грамматики, противостоит тема-рематическое структурирование текста, которое является прерогативой правого полушария. Напомним читателю, что деление на тему и рему, на данное и новое составляет основу учения об актуальном членении. Теория актуального членения поначалу была разработана применительно к предложению. В разных речевых ситуациях одно и то же предложение имеет различный смысл, передаст разную информацию. То новое, актуальное в данной ситуации, что передает высказывание, носит название ремы (?) предложения. Рема - это то, ради чего произносится фраза. Данная, исходная информация, которая содержится в высказывании, называется темой (Т). Однако по мере развития науки о языке стало ясно, что в делении на тему и рему заключается один из секретов соединения предложений в связный и цельный текст. Наша речь чаще всего строится по принципу последовательного введения новой информации в каждое следующее предложение. Однако во вновь произнесенной или написанной фразе обычно есть повтор того, о чем уже шла речь раньше, что связывает ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ АСИММЕТРИЯ МОЗГА И КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ предложение с предшествующим текстом. Такое движение информации внутри текста называют тематической прогрессией. В связи с построением моделей лево- и правополушарных грамматик, процитируем суждение петербургских нейролингвистов: «Естественный язык, выступая в оппозиции к неречевым формам психической деятельности как единая семиотическая система, внутри себя полиглотичен - содержит гамму переходов от иконических к символическим знаковым средствам. Эти два семиотических полюса естественного языка являются продолжением «семиотической спецификации в работе правого и левого полушарий». Такая внутренняя семиотическая неоднородность обусловливает творческую силу языка, превращает его в весьма эффективный механизм порождения текстов, несущих новую информацию, может быть наиболее эффективный из всех, которыми располагает человек» [Бадонов, Деглин, Долинина 1983:41]. Здесь намечен важнейший параметр различения лево- и правопо-лушарной грамматики. Когда-то Ф. де Соссюр постулировал произвольный немотивированный характер соотношения «форма языкового знака и его значение» (означающее/ означаемое). Особенно наглядно это явление проявляется на самом низшем - фонетическом -уровне строения языка. Фонологический код языка строится на системе дифференциальных признаков звуков, которые в разных языках имеет разную природу. Минимальной смыслоразличительной единицей звукового кода является фонема. Функция смыслоразличения фонемы заключается в том, что с се помощью можно отличить слово, которое содержит эту фонему, от другого слова, сходного с ним во всем, кроме этой фонемы (дочка - почка, дом - том и т.п.) Как писал уже упоминавшийся на страницах нашей книги Р.О. Якобсон, «фонема является дифференциальным знаком в чистом виде, знаком пустым, лишенным какого бы то ни было значения» [1985: 55]. Точка зрения фонологов, представителей традиционного языкознания аргументирована достаточно основательно: звук - строительный материал для значимых элементов слов, сам он значения не имеет, а нужен для того, чтобы при помощи способности человеческого уха различать в речи фонемы, отличать одни слова от других. А это значит, что звуковой облик слов условен (конвенционален). В самом деле: понятие о столе в русском языке представляет сочетание звуков «с-т-о-л», в немецком же – Тisch, в английском - table и т. д. Ничего общего, если не считать одного звука [т]. Странно было бы полагать, что один-единственный звук может иметь какое-нибудь значение, которое имеют, скажем, слова, морфемы в их составе
96 ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ АСИММЕТРИЯ МОЗГА И КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ 97 ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ АСИММЕТРИЯ МОЗГА И КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ
(морфема в, например, в русском и украинском языках имеет значение грамматического рода: она, изба, пошла и др.). Другая, диаметрально противоположная точка зрения принадлежит психологам и психолингвистам. Они считают, что речевые звуки в словах появляются неслучайно, что в нашем сознании есть потребность того, чтобы звук и смысл соответствовали друг другу [Воронин 1980; Горелов 2003; Журавлев 1974]. Для подтверждения этой точки зрения проведем несложный эксперимент. Лучше, чтобы в качестве испытуемых привлекались дети-дошкольники, но при определенном воображении читатель сам может выступить в роль подопытного. Прочтите два несложных текста и ответьте на вопросы. а) «Жили-были два брата. Один был большой, рослый, а другой б) «В одном лесу жили два зверя. Один был ласковый, добрый, Подавляющее большинство, не задумываясь, ответят: большого брата зовут Том, а маленького Тим; Лиэмень - добрый, Ущебурх -злой. Блестящим подтверждением того, что в сознании человека присутствует потребность в том, чтобы звуковая форма слова соответствовала его содержанию, стал классический эксперимент одного из основоположников отечественной психолингвистики Ильи Наумовича Горелова. На страницах газеты «Неделя» были опубликованы рисунки несуществующих животных, различные геометрические фигуры и т. д. Параллельно рисункам приводились несуществующие слова (квазислова), которые были специально подобраны в соответствии с фоносемантическими данными по характеру рисунков. Читатели должны были определить, кто есть кто? Мы предлагаем читателям провести аналогичные эксперименты со своими родными и знакомыми (см. рисунок 9. Ключ для решения - в конце параграфа). Как выяснили исследования нейропсихологов, в основе подобного отношения к звукам лежит универсальный закон восприятия, названный А.Р. Лури термином синестезия - соощущение. Механизм синестезии строится на базе стремления нашего мозга, к целостному представлению об окружающем мире. Информацию о действительности в мозг, как известно, поставляют наши пять органов чувств. В мозге, в центре обработки этой информации отражаемое, а) ЖАВАРУГА b) МАМЛЫНА а) ПЛЮК b) ЛИАР 1 2 а) МУРХ b)МУОРА а) МАНУХА b) КУЗДРА а) ОЛОФ b) ГБАРГ 1. Луома-куома-муома 2. Бого-того-мога 3. Типи-рипи-дрипи Рисунок 12.
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ АСИММЕТРИЯ МОЗГА И КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ познаваемое явление реальности осмысляется таким образом, что одна сенсорная модальность как бы накладывается на другую, явление одного сенсорного порядка осмысляется через другое. По принципу синестезии, кстати сказать, строятся многие языковые метафоры (лес рук, резкий звук, мягкий контур, кричащая одежда, острое блюдо и т.п.). Восприятие речевых звуков также протекает с участием этого механизма. Исследования психолингвистов, рассматривающих соотношение звука и значения (смысла), привели к возникновению особого раздела общей психолингвистики - фоносемантики. Они убедительно показали, что в сознании человека существует не просто осмысление звуков, что у нас есть потребность, чтобы звуковой облик слов соответствовал его значению, что при восприятии слова мы испытываем воздействие его звуковой формы и т.д. Не имея возможности подробно останавливаться на интересных и увлекательных идеях фоно-семантов, отсылаем читателя к специальной довольной обширной на сегодняшний день литературе [Горелов, Седов 2004; Воронин 1982; Журавлев 1974]. Как же, в таком случае, быть с теорией фонематической организации языка? Фонологии посвящено не меньше, а, пожалуй, значительно больше фундаментальных трудов, которые поныне имеют статус классики лингвистической мысли. Выход из намеченного противоречия, как, наверное, уже догадался читатель, несет в себе теория двух грамматик языка: лево- и правополушарной. Как совершенно справедливо писала Т.Е. Глезерман, «дифференциальные (различительные) признаки (...) составляют систему -фонологический код языка. Структурирование различительных признаков (синтез) образует левополушарное представление - фонему» [1986: 98]. Фонематическое восприятие, основанное на фонематическом слухе (способности к различению фонем на слух) - прерогатива левого полушария и принадлежность левополушарной грамматики. Слушатель различает в звуках речи дифференциальные признаки, а говорящий в соответствии с ними продуцирует речь. Различительные признаки звуков, указывает Р.О. Якобсон, «носители языка научились производить и узнавать в потоке речи так же, как автомобилисты привыкли останавливаться перед красным сигналом, будь то, сигнал светофора, лампа, флаг или что-то еще, хотя невоплощенной «красности», отделенной от этих действительных сигналов не существует. Говорящий приучается осуществлять движения, производящие звук, таким образом, чтобы в звуковых волнах присутство- ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ АСИММЕТРИЯ МОЗГА 99 И КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ вали все необходимые различительные признаки, а слушатель обучен тому, как их извлекать из этих волн» [Якобсон 1985: 55]. Что же приходится на долю правого полушария применительно к фонетическому уровню речевой деятельности? Ответ напрашивается сам: все открытые психолингвистами соотношения между звуком и смыслом, все формы звукосимволизма - удел работы правого полушария, а, стало быть, содержание правополушарной грамматики. К этой мысли приходят некоторые отечественные нейролингви-сты. По мнению Т.В. Глезерман, «разнообразие правополушарных эквивалентов звуковой стороны речи соответствует различным функциональным уровням обработки звуковых сигналов в левом полушарии. Сснсомоторному уровню в левом полушарии противостоит синестезическая нерасчлененность разных видов восприятия в правом полушарии - любой звук, в том числе и речевой, сопровождается зрительными, музыкальными, обонятельными, вкусовыми, тактильными ассоциациями - и становится особым индивидуальным представлением» [Глезерман 1986: 110]. Итак, феномен звукового символизма, который строится на основе связи речевых звуков с особого типа значениями, есть факт правополушарной грамматики. По-видимому, он имеет более древнее происхождение, чем фонологический слух, и связан с ранними стадиями происхождения языка (о чем у нас пойдет речь в последней главе книги). Однако в реальной речевой деятельности он сосуществует с левополушарными механизмами звукоразличения и на бессознательном уровне оказывает воздействие на протекание процесса коммуникации. Законы фоносемантики проявляются в связях между словами, которые возникают в сознании человека на основе формально-звукового сходства. В ситуациях измененного так называемого состояния сознания (болезнь, усталость, опьянение и т.п.) смысловые связи левого полушария обычно ослабляются и на первый план выходят звуковые связи правого полушарии. Прекрасную иллюстрацию такого рода оживления различных связей в измененном сознании мы можем найти в романе Л. Н. Толстого «Война и мир». Вспомним сцену, когда утомленный походом Николай Ростов засыпает в седле, и в его голове начинают всплывать различные ассоциации. Он смотрит на бугор и видит какие-то белые пятна. «На бугре этом было белое пятно, которого никак не мог понять Ростов: поляна ли это в лесу, освещенная месяцем, или оставшийся снег, или белые дома? Должно быть, снег - это пят-
100 ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ АСИММЕТРИЯ МОЗГА И КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ но; пятно ~ une tache», ~ думал Ростов. «Вот тебе и не таш...(...) Наташа, сестра, черные глаза. На... ташка... Наташку... ташку возьми»... На-ташку наступить... тупить на... ского? Гусаров. А гусары и усы... По Тверской ехал этот гусар с усами, еще я думал о нем против самого Гурьевского дома… Старик Гурьев... Да это пустяки, а главное — не забывать, что я нужное думал, да На-ташку, нас-тупить, да, да, да. Это хорошо» Толстой блестяще изобразил разрушение смысловых связей между словами в языковом сознании утомленного человека, на смену которым приходят связи по форме. Николай Ростов смотрит на бугор - «должно быть снег, это пятно». Пятно по-французски - «une tache» (не забудем, что французский язык для русских дворян начала XIX века был языком повседневного общсния). Французское слово вызывает в сознании близкое по звучанию - «На-таша, На-ташка, На-ташку». От имени сестры ассоциация по формальному сходству - «ташку (кожаная сумка, которую носят гусары) возьми»; «наступить» (ассоциация от портупеи, которую носят гусары), «тупить нас (кого?) - гусаров, а гусары - усы» (опять обыгрывание звуковых связей) и т. д. Правополушарная грамматика затрагивает не только поверхностные механизмы формальной мотивированности слов. Изучение связей и отношений между словами и словоформами в сознании дает представление лишь о его поверхностном, языковом слое, о том, что в психолингвистике называется языковым сознанием. Под ним в глубине сознания как целостного образования находятся когнитивные пласты, которые образуют то, что А. А. Залевская называет информационной базой человека. Языковые знаки и, прежде всего-слова, выступают средством доступа к этой базе. Сама же она в своих глубинных слоях обходится без национального языка и храпит информацию в коде (языке) образов, схем, абстрактных моделей, который Н. И. Жинкин обозначил термином универсальный предметный код (УПК). Основная информация, составленная в знаках УПК, располагается в глубинных когнитивных слоях сознания полушария, которые находится в правом полушарии мозга. Эти слои составляют копцептосферу, которая состоит из системы концептов. Исследование концептов сейчас становится одной из наиболее актуальных (мы бы даже сказали - модных) проблем современной неолингвистики. Психолингвистический аспект проблемы концептов и концептосферы лучше всего, на наш взгляд, представлен в работах воронежской школы когнитивной лингвистики, во
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ АСИММЕТРИЯ МОЗГА И КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ главе которой стоят Иосиф Абрамович Стернин и Зинаида Даниловна Попова. Концепты - ментальные (мыслительные) образования, которые отражают опыт и конкретного человека, и целого народа, и всего человечества. Поэтому в когнитивных слоях сознания можно выделить концепты, общие для всех народов, концепты национально-специфические, и даже индивидуально-личностные [Попова, Стернин 2001; Язык и национальное сознание... 2002]. Язык стремится представить концепты. Средствами репрезентации могут служить лексемы и фразеологические обороты, свободные словосочетания, пословицы и поговорки, тексты и совокупности текстов. Как отмечают воронежские исследователи, «произнесенное или написанное слово является средством доступа к концептуальному знанию, и, получив через слово этот доступ, мы можем подключить к мыслительной деятельности и другие концептуальные признаки, данным словом непосредственно не названные. Слово, таким образом, как и любая номинация - это ключ, «открывающий» для человека концепт как единицу мыслительной деятельности. Языковой знак можно также уподобить включателю - он включает концепт в нашем сознании, активизируя его в целом и «запуская» его в процесс мышления» [Язык и национальное сознание... 2002: 43]. Базовым слоем концептосферы выступают чувственные образы, представленные в универсальном предметном коде. Концепт может быть одноуровневым и иметь только чувственное ядро, представляющее один базовый слой (например, такие концепты, как желтый, зеленый, соленый, ложка, тарелка и т.д.), Однако в сознании большинства людей концепты имеют более сложное строение. Они могут быть многоуровневыми и включать несколько когнитивных слоев (пример, концепт грамотный, который кроме образа «пишущий человек», включает несколько слоев, различающихся по степени абстрактности). Наконец, концепты могут быть сегментными (в качестве примера такого концепта воронежские ученые приводят концепт толерантность, в структуре которого базовый чувственный слой (образ спокойного, вежливого, невозмутимого, сдержанного человека) окружен несколькими сегментами, равноправными по степени абстракции. Исследование концептосфер различных коллективных (национальных, групповых и т.п.) сознаний позволяет нам установить отличия в информативной базе людей, принадлежащих к различным социумам. Это, в свою очередь, дает основание для поиска путей преодоления непонимания между людьми. Подчеркнем, что глубинные, базовые механизмы мышления человека протекают в правом полушарии мозга, которое, проводя
102 ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ АСИММЕТРИЯ МОЗГА И КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ сложнейшие мыслительные операции, обходится без слов. Важность постижения законов «работы» этих слоев когнитивного сознания крайне необходима для понимания природы человеческого познания, важнейших свойств психики человека. А вот ключ к заданию с рисунками: АБВГДЕ а2 а2 а1 а1 а2 а2 b1 b1 b2 b2 b1 b1 сЗ
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ АСИММЕТРИЯ МОЗГА И КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ Вопросы для самоконтроля 1. Что такое комиссуротомия? 2. Раскройте принцип работы тахистоскопа. 3. Что показывают.эксперименты с людьми, перенесшими комиссу- 4. Расскажите об экспериментах Э. Заиделя. 5. В чем суть метода унилатерального электросудоржного шока? 6. Какими речевыми функциями управляет каждое из полушарий 7. Опишите эксперименты Д. Леви и Т.В. Черниговской. 8. В чем специфика лево- и правополушарных стратегий обработки 9. Дайте описание лево- и правополушарных грамматик.
Глава 5
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 959; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |