Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Детской апперцепции тест




(Children's Apperception Test, CAT)проективная методика исследования личности. Опубликована Л. Беллаком и С. Беллак в 1949 г. Д. а. т. — вариант те­матической апперцепции теста, пред­назначен для обследования детей в возра­сте от 3 до Шлет.

Стимульный материал Д. а. т. состоит из 10 стандартных черно-белых таблиц-рисунков. В качестве персонажей изобра­женных ситуаций выступают животные, которые в большинстве случаев выполня­ют человеческие действия. Рисунки вы­полнены в манере, характерной для детс­ких книг (рис. 20, 21). Выбор рисунков

Рис. 20. Образец рисунка Детской апперцепции теста

осуществлялся в соответствии с гипоте­зой авторов о том, что процесс проекции у детей значительно облегчается в том случае, когда в качестве персонажей выс­тупают животные, а не люди. Экспери­ментальное подтверждение этой гипотезы отсутствует. Напротив, проведены иссле­дования, свидетельствующие о том, что более значимый диагностический мате­риал может быть получен при использо­вании рисунков, изображающих людей. Это было учтено авторами, предложивши­ми в 1966 г. новый вариант Д. а. т. с изоб-

ражениями людей (САТ-Н). Данные о ва-лидностпи Д. а. т. противоречивы.

Д. а. т. стимулировал появление зна­чительного количества валидных проек­тивных методик исследования личности, ориентированных на изучение семейных и других отношений, аттитюдов детей (см.

Аттитюдов детей тест, Джексон тест семейных установок, Жиля тест-фильм, Семейных отношений тест).

Д. а. т. (руководство по работе и кар­тинки) был впервые в СНГ с разрешения автора опубликован на русском языке в Киеве (Л. Беллак, С. С. Беллак, 1995).

ДЖЕКСОН ТЕСТ СЕМЕЙНЫХ УСТА­НОВОК (Jackson Test of Family Attitu­des) — проективная методика исследо­вания личности. Опубликована Л. Джек­сон в 1952 г. Предназначена для обследо­вания детей в возрасте от 6 до 12"лет.

Стимульный материал Д. т. с. у. состо­ит из шести стандартных таблиц с изобра­жением различных критических для ре­бенка сцен семейной жизни, напр.: угроза его благополучию вследствие рождения в семье другого ребенка (рис. 22), отказ ро­дителей от ребенка и т. п. Д. т. с. у. может

Рис. 21. Пример рисунка Детской апперцепции теста •

Рис. 22. Образец рисунка Джексона теста семей­ных установок

рассматриваться как вариант детской апперцепции теста (см. Аттитюдов детей тест,Жиля тест-фильм, Семей­ных отношений тест).

Автором теста были проведены иссле­дования в трех группах: нормальные дети; дети, страдающие неврозами; несовер­шеннолетние правонарушители. Обнару­жены значимые межгрупповые различия, позволяющие сделать вывод о валиднос-тиД. т. с. у. в изучении установок детей

к родителям, родственникам, самим себе. Широкого распространения в психоди­агностических исследованиях тест не по­лучил.

Сведений об использовании в СНГ не

имеется.

ДЖЕНКИНСА ПОВЕДЕНИЯ ОБО­ЗРЕНИЕ. (Jenkins Activity Survey, IAS)опросник личностный, направ­ленный на выявление поведения типа А. Разработан Д. Дженкинсом в 1967 г. Сре­ди опросников, направленных на диагнос­тику поведения типа А, используется наи­более часто.

Поведение типа А — поведенческий синдром, который характеризуется агрес­сивностью, нетерпеливостью, чрезмерной вовлеченностью в работу, стремлением к достижениям, соперничеству, преувели­ченным чувством недостатка времени, го-ропливой речью, напряженностью мышц лица и тела. Людям противоположного типа (Б) эти особенности несвойственны. М. Фридман, Р. Розенман, вводя это по­нятие в 60-е годы, обнаружили, что лица, отнесенные к типу А, от 4 до 7 раз чаще (чем лица типа Б) заболевают инфарктом миокарда. Поиски типа «коронарной лич­ности» начались еще.в прошлом веке. В 1938 г. этот тип был выделен и описан в рамках концепции «профиля личности». Впоследствии изучались отдельные пси­хологические характеристики вне связи с общей структурой личности. Преморбид-ные личностные особенности трудно было отграничить от приобретенных под влия­нием болезни, и поэтому был сделан пере­ход от категории «личность» к категории «поведение*, которая чаще всего и ис­пользуется в современных исследованиях ишемической болезни сердца и инфаркта миокарда.

Д. п. о. состоит из 61 вопроса. Испыту­емый должен выбрать один из двух-пяти

предусмотренных вариантов ответа, каж­дому из которых после окончания работы с опросником присуждается «вес» от 1 до 13 баллов, причем 1 балл присуждается варианту ответа, наиболее соответству­ющему поведению, характерному для типа А. Если предлагаются 2 варианта от­вета, один из них оценивается 1 баллом (тип А), другой — 13 баллами (тип Б); в случае 3 вариантов — промежуточный оценивается 7 баллами; при 4.вариантах ответа баллы распределяются следующим образом: 1, 5, 9, 13, а при 5 вариантах — 1,4,7,10,13. Эта система оценки баллов предложена А. Гринявичюс при адапта­ции методики на русском и литовском языках (А. Гоштаутас, В. Ядов, Ю. Семе­нов, 1972-1976) при выполнении между­народной Каунасско-Роттердамской про­граммы (обследовались 1450 мужчин в возрасте от 40 до 59 лет).

Примеры вопросов и вариантов от­ветов:

— Бывает ли, что Вы торопитесь к месту назначения, хотя времени еще вполне достаточно? а) часто; б) иногда; в) ре­дко или почти никогда.

— Бывает ли, что Вам трудно выбрать "время, чтобы сходить в парикмахер­скую? а) никогда; б) иногда; в) почти всегда.

— Согласились бы хорошо знающие Вас люди с утверждением, что Вы живете мирной и спокойной жизнью? а) абсо­лютно да; б) возможно да; в) возмож­но нет; г) абсолютно нет. Диагностическое суждение о выра­женности особенностей типа А принима­ется на основании итоговой балльной оценки. Диагностируются: тип А, средний тип АБ или тип Б.

Валидность Д. п. о. устанавливалась путем сопоставления результатов, полу­ченных с его помощью, и данных интер­вью. Диагностическое решение совпадало

в 65-73% случаев. Валидность теку­щая характеризуется наличием связи между данными, полученными с помощью опросника, и выраженностью артерио­склероза и повторными случаями инфарк­та миокарда.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1823; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.