КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Жизненного стиля индекс
Ж ЖИВОТНОГО ПРЕДПОЧИТАЕМОГО ТЕСТ (The Animal Preference Test, APT) — проективная методика исследования личности детей и подростков. Впервые описан как «тест выражения желания» испанским психиатром Хосе Пиге-мом в 1945 г., наиболее полное описание издано в 1949 г. Состоит из двух вопросов: «Кем бы ты хотел быть, если бы не мог быть человеком?» и «Кем бы ты больше всего не хотел быть?» Требовалось дать по 3 ответа на каждый вопрос. Затем ребенка спрашивали о причине выбора. Пигем основывался на том, что люди в нашем восприятии часто могут отличаться определенным сходством с какими-нибудь животными. Еще Аристотель в «Физиогномике» наделял животных особыми качествами, что способствовало инверсии — описанию людей путем сравнения их с животными по чертам характера, особенностям внешности или поведения. Многие авторы указывают на легкость, с которой дети используют животных в качестве объекта проекции (см. Детской апперцепции тест). Д. Ван Кревелен, опираясь на предшествующие варианты Ж. п. т., модифициро- вал его и предложил собственную версию в 1953 г. (окончательную — в 1956 г.). Используется игровая форма вопросов, что стимулирует воображение ребенка. Например; «Представь себе, что в эту комнату входит фея, которая хочет превратить тебя в какое-нибудь животное. Она дает тебе право самому определить, в какое именно. Скажи, что бы ты выбрал? Кем бы ты хотел быть?» При интерпретации важно различать объективную и субъективную символи-. зацию, общепринятые и индивидуальные символы. Современные исследования с использованием Ж. п. т. характеризуются стандартизацией процедуры обследования, изучением валидности конст-руктной и выделением диагностических показателей. Так, в исследовании Е. Ро-хае и С.Хубера (1991) каждому ребенку задают два вопроса: 1) «Если бы ты больше не мог быть человеком, каким животным ты хотел бы быть?» и 2) «Если бы тебе пришлось быть животным, каким животным ты никогда не хотел бы быть?» Необходимо дать по три варианта ответа на каждый вопрос. После этого ребенка спрашивают, почему он вы- брал именно этих животных. Причины выбора животных относятся к одной из четырех категорий, выявленных в специальном исследовании: 1. Агрессивный выбор (если животное выбрано noTQMy, что оно нападает, бьет, кусает, дерется, является свирепым, воинственным, недружелюбным). 2. Автономный выбор (если животное выбрано потому, что оно свободное, независимое, крупное, физически сильное, мускулистое или, как кажется ребенку, обладает решительностью или уверенностью в себе). 3. «Выбор помощи» (если животное выбрано потому, что оно может дать приют, защиту, любовь, благосостояние, пищу, поддержку). 4. Эстетический выбор (если животное выбирается из-за его красоты, изящества, грациозности, доставляемого им эстетического удовольствия). Показано, что негативный выбор является лучшим индикатором психологических особенностей детей сравнительно с позитивным, т. к. позволяет выявлять более индивидуальные, интимные параметры, в то время как позитивный выбор выявляет стереотипные, общепринятые паттерны поведения. Оказалось, что дети, отвергающие животных по эстетическим причинам, из-за их внешнего вида или пищевых привычек, были более агрессивными и более склонными к депрессии, чем отвергавшие животных из-за их агрессивности или автономности (по мнению автора — вследствие дезадаптивнос-ти защитного механизма, каковой является отвержение эмоциональной поддержки, отражающееся в негативных выборах детей). Проводилось исследование валидности конструктной Ж. п. т. Данные, полученные с его помощью, сопоставлялись с результатами исследования по шкале детского поведения Т. Ахенбаха (Child Behavior Cheeklist, CBCL) 40 детей 6-12 лет, находившихся на лечении в психиатрической клинике. Результаты свидетельствуют о достаточно высокой валидности Ж. п. т. Сведений об использовании в СНГ нет. (Life Style Index, LSI) — опросник личностный. Предназначен для диагностики механизмов защиты «Я», Предложен Р. Плучеком, Г. Келлерманом и Г. Конте в 1979 г. Ж. с. и. состоит из 97 утверждений, требующих ответа по типу «верно—неверно». Измеряются 8 видов защитных механизмов: вытеснение, отрицание, замещение, компенсация, реактивное образование, проекция, интеллектуализация (рационализация) и регрессия. Каждому из этих защитных механизмов соответствуют от 10 до 14 утверждений, описывающих личностные реакции индивидуума, возникающие в различных ситуациях, напр.: «Если я сержусь на своего товарищи, то, вероятно, сорву злобу на ком-нибудь другом» (замещение). Сырые оценки переводятся в процентили (см. Оценки шкальные), строится профиль защитной структуры обследуемого. По мнению авторов, использование защитных механизмов, хотя они и относятся к области бессознательного, не обязательно остается вне сознания человека, что и дает возможность их диагностики с помощью опросника. В основе Ж. с. и. лежит теория, устанавливающая взаимосвязь защитных механизмов с различными аффективными состояниями и клинико-диагностическими критериями. Создана модель, включающая 4 пары биполярных эмоций: страх—гнев, веселость—пе- чаль, принятие—отвращение, надежда— удивление, которые, как предполагается, связаны с отдельными защитными механизмами, зависящими, в свою очередь, от некоторых личностных черт. Последние, при известной степени их выраженности, признаются авторами как важнейшие образующие соответствующих личностных расстройств, описание которых заимствовано из DSM-И (Diagnostic and Statistical Manual of Mental Disorders. Washington, 1968). В табл. 5 показана взаимосвязь «черта—расстройство—механизм защиты». Таблица 5
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 524; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |