КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Картины аранжировки тест 2 страница
Качественный анализ результатов, полученных при использовании тестов интеллекта, выходит за рамки традиционного его измерения. На этом уровне количественная оценка теряет свое "доминирующее значение, ею пренебрегают или отводят ей незначительную роль. В качественном анализе иногда прибегают к интерпретации, принятой в проективных методиках. Это дает возможность глубже проникнуть в сферу интеллекта, выявить те его особенности, которые остаются скрытыми за количественными оценками и соотношениями. Появление и развитие качественного анализа показывает неудовлетворенность исследователей традиционной, психометрической оценкой интеллекта. КАЛИФОРНИЙСКИЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ОПРОСНИК (California Psychological Inventory, CPI) — опросник личностный, разработан в 1956 г. под руководством X. Гоуха. Предназначен для оценки личностных характеристик и «предсказания того, что люди будут говорить и делать в специфическом контексте». К. п. о, содержит 480 утверждений, большая часть которых касается типичных поведенческих паттернов и привычных ощущений, мнений по различным социальным, этическим и семейным вопросам. В банк вопросов CPI вошли 178 утверждений из состава MMPI. Примеры утверждений: — При настоящем положении дел трудно надеяться на что-то в будущем. Верно — неверно. — Я прочитываю не менее десяти книг в год. Верно — неверно. — Самое важное для меня — долг перед соотечественниками. Верно — неверно. — Гораздо важнее, чтобы отец был добрым, чем удачливым. Верно — неверно. Обработка опирается на нормы, разработанные для испытуемых от 13 лет и старше. Результатом первичной обработки является построение оценок профильных по 18 шкалам опросника. Для удобства интерпретации шкалы опросника объединены X. Гоухом в четыре группы: I. Оценка уравновешенности, властности, самоуверенности, адекватности в межличностном общении. В группу входит 6 шкал: 1) доминирования — предназначена для выявления сильных, властных, влиятельных и склонных к доминирова- в нию индивидов, способных проявлять инициативу и брать на себя лидерские функции; 2) способности к поддержанию статуса — нацелена на такие свойства, как честолюбие и самоуверенность, которые позволяют достичь определенного статуса в социальной сфере отношений и его определяют; 3) общительности — предназначена для дифференциации людей с коммуникативным характером, ориентированных на активное взаимодействие в противоположность тем, кто избегает контактов; 4) социального присутствия — во многом сходна с предыдущей, с тем отличием, что человек, имеющий высокие оценки по этой шкале, не просто любит находиться в обществе других людей, а использует их для своей выгоды, манипулирует ими; 5) самопринятия — определяет личную значимость, способность к независимым суждениям и поступкам, уверенность в себе; 6) чувства благополучия — отрицание каких-либо серьезных конфликтов или проблем, отсутствие напряженности, тревоги и страхов, утверждение независимости и самодостаточности. II. Измерение уровня социализации, зрелости, ответственности и структурированности ценностей в межличностном общении. В группу входят 6 шкал: 1) ответственности — идентифицирует людей, придерживающихся определенных социальных норм и правил, осознающих и принимающих их важность и ценность; 2) социализации — отражает уровень социальной зрелости, нравственного развития, вероятности асоциальных тенденций, степень интериоризации социальных ценностей и норм, а также их влияние на поведение индиви- . да; 3) самоконтроля — направлена на определение степени принятия и поддержки самим индивидом социально одобряемых норм поведения; 4) толерантности — измеряет отсутствие предубеждений и социальную терпимость; 5) хорошего впечатления — служит для выявления людей, способных создавать о себе хорошее мнение и озабоченных тем, как их воспринимают другие; 6) обычности — основывается на подсчете частоты наиболее распространенных: в выборке стандартизации ответов испытуемых. III. Оценка потенциальных достижений и эффективности в интеллектуальной сфере. Включает 3 шкалы: 1) достижения через подчинение — стремление к достижениям через следование определенному порядку, требованиям; 2) достижения через независимость — способность достигнуть успеха в областях, где необходимы независимость и самостоятельность мышления, творчество, нестандартность решений; 3) интеллектуальной продуктивности — оценка продуктивности в интеллектуальной сфере на основе самооценки. IV. Анализ сферы интересов. В группу входят 3 шкалы: 1) психологического склада ума — знание людей, проницательность, интерес к окружающим; 2) гибкости — дифференцирует людей с гибкостью и подвижностью мышления и поведения в целом; 3) женственности —определяет «маскулинность» и «феминность* интересов. Из общего набора шкал К. п. о. три используются как шкалы контрольные: шкала «чувства благополучия» (Wb) позволяет обнаруживать испытуемых, склонных к демонстрации себя в «худшем свете», шкала хорошего впечатления (Gi) диагностирует склонность к социально положительным ответам (см. Установки на ответ), и шкала обычности (Gm) служит для идентификации случайных ответов. Формулировка, отбор и группировка вопросов по содержанию осуществлялась в основном по эмпирическому критерию: задания опросника группировались в отдельные шкалы на основе ответов испытуемых в выборках, контрастных относительно внешнего критерия (например, ус- певаемость в школе, участие в различных организациях и т. п. (см. Контрастные группы). При этом К. п. о. создавался на основе Миннесотского многоаспектного личностного опросника. Ставилась задача создания методики, основанной не на клинических наблюдениях (как в случае с MMPI), а на выявлении качеств, проявляющихся в реальном повседневном межличностном взаимодействии. Исходно К. п. о. рассматривался автором как «открытый для дополнения» исследовательский метод. В результате многочисленных исследований X. Гоух (1960) пришел к заключению, что «основным принципом многофакторных методик типа CPI является получение паттернов и комбинаций в любом контексте». Следуя этому, автор стал использовать метод множественной регрессии (см. Регрессионный анализ) для получения взвешенных комбинаций показателей К. п. о., с помощью которых можно оценить различные интересующие исследователя факторы. Так, в результате широкого обследования профессиональных групп были получены уравнения регрессии и соответствующие им производные профили показателей для предсказания успешности овладения многими сферами профессиональной деятельности. За годы использования накоплен большой материал, свидетельствующий о высокой надежности и валидности К. п. о. По мнению А. Анастази (1982), это один из лучших опросников, используемых в настоящее время. В то же время К. п. о. не лишен определенных недостатков. Корреляционный анализ показателей шкал указывает, что многие характеристики шкал опросника частично совмещаются, что свидетельствует о недостаточной факторной чистоте анализируемых показателей. К. п. о. относится к числу наиболее распространенных в англоязычной психологической диагностике методик. Его по- пулярность не уступает MMPI. Опросник используется для прогнозирования успеваемости по отдельным учебным дисциплинам, успешности окончания школы, а также в области профессионального отбора, прогнозирования эффективности управленческой деятельности, изучения креативных качеств личности. Помимо основных шкал К. п. о. разработаны дополнительные, широко используется компьютерная интерпретация получаемых данных. В 1987 г. издан пересмотренный вариант К. п. о. Добавлены две основные шкалы (независимости и эмпатии) и три т. н. векторные. Векторные (или структурные) шкалы образуют «каркас» кубической модели интерперсонального функционирования, измеряемого такими факторами, как «вовлеченность», «нормопри-нятие» и «осуществление». Эти шкалы генерируют 28 разных видов интерперсональной ориентации путем определения 4 типов личности (альфа, бета, гамма и дельта) и семи уровней, отражающих самоактуализацию. В этом варианте опросника используются 462 задания, из которых 194 заимствованы из MMPI. Сообщается о достаточно высоких показателях надежности и валидности CPI-R. Работа по адаптации и рестандарти-зации К. п. о. для русскоязычных испытуемых начата Н. В. Тарабриной (1989). На выборке студентов (71 человек, юноши, возраст 19-24 года) определены нормы, проведен регрессионный анализ состава показателей, осуществлен факторный анализ шкал. (Picture Arrangement Test, PAT) — проективная методика исследования личности. Опубликована С. Томкинсом в 1957 г. Стимульный материал К. а. т. составляют 25 стандартных планшетов, на каж- дом из которых три рисунка, изображающих некоторые действия (акты поведения) человека. Обследуемому предлагают расположить рисунки в той последовательности, которая представляется ему наиболее логичной, а затем — рассказать историю, сюжетно объединяющую изображения. С. Тоыкинс стремился в К. а. т. объединить принципы проективного подхода к исследованию личности с традиционно психометрической (количественной) ориентацией. Интерпретация вербального материала, полученного входе обследования, осуществляется примерно так же, как в тематической апперцепции тесте. Учет особенностей расположения рисунков сходен с таковым в субтесте «последовательные картинки» теста Д. Векс-лера (см. Векслера измерения интеллекта шкалы). Данные о еалидкости и надежности К. а. т. нуждаются в уточнении, однако позволяют использовать его для дифференциации клинических групп. Разработаны количественные показатели, характеризующие частоту определенных расположений рисунков при разных психических заболеваниях. К. а. т. может применяться для группового обследования. Сведений об использовании в СНГ нет. «КАЧЕСТВО ЖИЗНИ» —опросник-анкета для оценки качества жизни (физическое, психическое и социальное благополучие) больных сердечно-сосудистыми заболеваниями. Разработан А. Г. Гладковым, В. П. Зайцевым, Д. Ж. Ароновым, М. Г. Шарфнадель в 1982 г. Оценивается отношение больного к следующим переменам в его жизни (реальный или возможным): необходимости лечиться; необходимости ограничения физических усилий, умственной работы, поездок в общественном транспорте, избегания ситуаций, ведущих к эмоциональ- ному напряжению; изменению взаимоотношений больного в связи с егс заболеванием с близкими, друзьями и сослуживцами, уменьшению контактов с ними; необходимости изменений в трудовой деятельности, понижению в зарплате и в должности; необходимости ограничений в сфере досуга, занятиях физкультурой и спортом, ведении домашнего хозяйства, питании, половой жизни, к запрету на курение. Испытуемому предлагают выразить свое отношение к каждому из указанных последствий заболевания, выбрав один из предлагаемых ответов: 1) «очень переживаю*; 2) «мне это неприятно»; 3) «отношусь безразлично»; 4) «рад этому». При анализе ответов каждому из них присваивается определенный балл: -2, -1,0 и 1 соответственно. Сумма этих баллов позволяет судить о показателе качества жизни. Степень снижения качества жизни определяется количеством факторов, вызывающих у. больного отрицательное эмоциональное отношение, а также его интенсивностью. Валидность текущая определялась по методу контрастных групп. Получены достоверные различия при обследовании с помощью К. ж. 17 инвалидов III и-il групп и 77 больных с восстановленной трудоспособностью; при обследовании 59 больных инфарктом миокарда, занимающихся интенсивными физическими тренировками, и 35 больных, не участвующих в тренировках; при обследовании больных инфарктом миокарда и гипертонической болезнью. В последнем случае было выявлено, что в этих группах больных источники неприятных переживаний не совпадают (например, к таким источникам относят необходимость ограничения трудовой деятельности 13,3% больных гипертонической болезнью и 31,9% больных инфарктом миокарда; достоверность различий на уровне р < 0,05). Валид- ность конструктная исследовалась на выборке из 63 больных инфарктом миокарда с применением К. ж. и MMPI (см. Миннесотский многоаспектный личностный опросник). Показано, что у 26 человек с более низкими показателями К. ж. (-4 и меньше) значения ММР7 по 1, 2, 7, 8 шкалам достоверно выше, чем у больных с относительно более высоким показателем качества жизни. Стандартизация методики проводилась на 124 больных, которые перенесли инфаркт миокарда от 6 до 24 месяцев назад, и 30 больных, страдающих гипертонической болезнью 1Б — НА стадии (мужчины, средний возраст 48,2 года). К. ж. рекомендуется использовать при психологических обследованиях больных сердечно-сосудистыми заболеваниями. КЕЛЛИ РЕПЕРТУАРНЫХ РЕШЕТОК ТЕХНИКА (Repertory Grid Technique) — метод изучения индивидуально-личностных конструктов, опосредующих восприятие и самовосприятие при анализе личностного смысла понятий. Предложен Г. Келли в 1955 г. Понятие индивидуальной системы конструктов относится к системе отношений и установок человека к миру. Согласно Г. Келли, «конструкт можно представить себе как референтную ось, основной параметр оценки... На поведенческом уровне его можно рассматривать как открытый человеком способ поведения...» (Ф. Франселла, Д. Баннистер, 1987). Описание конструкта, по Г. Келли, удобнее всего провести в биполярных понятиях, при этом конструкт становится тем, «чем два или несколько объектов сходны между собой и, следовательно, отличны от третьего объекта или нескольких других объектов» (там же, с. 35). Биполяр-ность конструктов дает возможность получить матрицу взаимоотношений между ними, позволяющую провести различные процедуры латентного анализа, который выявляет структуру смысловых параметров, лежащих в основе восприятия данным человеком себя и других людей, объектов и отношений. Несмотря на внешнее сходство некоторых процедур, общую направленность на выявление «личностных смыслов» и принадлежность к методам экспериментальной психосемантики, К. р. р. т. радикально отличается от метода семантического дифференциала. В технике, предложенной Ч. Осгудом, используются заданные извне конструкты, в то время как К. р. р. т. направлена на выявление «собственных», индивидуальных, создаваемых непосредственно в ходе обследования конструктов. В отличие от семантического дифференциала, выбор конструктов и их значений ограничивается «диапазоном применимости». Принцип «диапазона применимости» является вторым (вместе с принципом биполярности) фундаментальным принципом К. р. р. т., подчеркивающим, что каждый конструкт может быть применен к ограниченному набору (репертуару) объектов (элементов). Техника репертуарно-матричного тестирования представляет собой реализацию индивидуально-ориентированного подхода к субъективному шкалированию. При этом целью является не столько сравнение оценок испытуемого с нормативными данными, сколько реконструкция индивидуальной системы смысловых единиц, обобщений, противопоставлений, лежащих в основе объективного отношения к себе и окружающим, выявление уникальных, непохожих на групповые, конструктов (принцип индивидуальности). Репертуарно-матричные методики являются перспективным направлением развития современной психосемантики и психодиагностики. В советской психоло- гии репертуарно-матричные методики являлись объектом широких теоретических и экспериментальных исследований (П.Н.Козлова, 1975; В. И. Похилько, 1987; В. В. Столин, 1983). Сегодня такие методики широко распространены в психодиагностических исследованиях, чему способствовало широкое внедрение компьютеров в психологические исследования. КЛИНИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ОПРОСНИК {Clinical Analysis Questionnaire, CAQ) — опросник личностный. Относится к группе опросников факторных. Направлен на исследование личностных факторов как в клинических условиях, так и обычной популяции подростков и взрослых (от 16 лет). Предложен С. Круг в 1980 г. К. а. о. оценивает два набора переменных. К первому относятся 16 факторов опросника Р. Кэттелла (см. «Шестнадцать личностных факторов» опросник). Ко второму набору относятся следующие 12 клинических факторов: D1. Ипохондрия D2. Суицидальная депрессия D3. Тревожность D4. Тревожная депрессия D5. Вялаядепрес- D6. Чувство вины сия и обида В7.Тоскаизамк- Ра. Паранойя нутость Pp. Психопатиче- Sc. Шизофрения екая девиация As. Астения Ps, Психологиче- ская неадекватность В первой части опросника содержится 120 заданий, направленных на измерение известных личностных факторов Р. Кэт-телла вместе с 8 дополнительными заданиями по фактору интеллекта (фактор «В»), Во второй части содержится 144 задания. За исключением шкалы «В», задания представляют собой утверждения, предполагающие выбор одного из трех ответов: «верно», «не уверен», «неверно*. Время обследования — 2 часа, однако для депрессивных испытуемых время для ответов на вопросы может быть продлено. Имеются нормы для мужчин и женщин. Наиболее интересной в практическом и теоретическом смысле является оригинальная вторая часть К. а. о., поскольку в ней оцениваются 12 факторов личностных отклонений, выделенных в свое время Р. Кэттеллом (1973) и не нашедших реализации в других тестах. Эти факторы были получены из трех источников: путем анализа текстов по психиатрии с выделением описаний разных вариантов аномального поведения; клинического подтверждения выделенных вариантов; факторного анализа данных 16 PF и MMPI {см. Миннесотский многоаспектный личностный опросник). Оценка факторов методики 16 PF в К. а.о. является не вполне адекватной, поскольку на каждый фактор приходится только 8 заданий. По этой причине шкалы К. а. о. являются недостаточно надежными для индивидуального обследованияг Это отчасти признает и разработчик, который рекомендует в тех случаях, когда имеется такая возможность, применять опросник 16 PF вместо первой части К. а. о. Надежность второй части К. а. о., по мнению П. Клайна, достаточна для индивидуальных клинических обследований. Доказательства валидности второй части опросника неубедительны. В руководстве к опроснику представлены данные обследования небольших по численности клинических групп. Имеются сведения об анализе валидности факторной К. а. о., подтверждающие факторную структуру теста. Сведений об использовании в СНГ нет. КОДИРОВАНИЕ ОЦЕНОК ТЕСТОВЫХ — элемент процедуры обработки данных психодиагностического обследования. Применяется в многопарамет-ровых тестовых батареях, опросниках личностных, других методиках, предусматривающих представление результата в виде оценок профильных. К. о. т. дает возможность более экономного и краткого описания совокупности оценок шкальных, профиля шкал, а также более четкой и быстрой разбивки материала на клинически (или характерологически) сходные группы. К. о. т. способствует выявлению в изучаемой группе наиболее общих характеристик и закономерностей. Формализация комплексных тестовых оценок является важным элементом создания банка данных и автоматизированной обработки данныхобследо-вания (см. Психодиагностика компьютерная). Примером К. о. т. может служить процедура шифровки данных Миннесотско-го многоаспектного личностного опросника (MMPI). Код MMPI представляет собой обозначение профиля с последовательным перечислением шкал (начиная с самых «высоких») с использованием их порядкового обозначения для шкал клинических и буквенного — для шкал контрольных. Существует несколько вариантов К. о. т. профиля MMPI. Наиболее детальным является метод Г. Уэлша. Определение кода осуществляется в несколько этапов: 1. Все клинические шкалы перечисляются с использованием их цифрового обозначения слева направо в таком порядке, чтобы на первом месте находилась шкала, которая является в данном профиле ведущим пиком, а затем — остальные по мере снижения (рис. 32). 2. Обозначается высота шкал профиля в зависимости от выраженности результата в Т-баллах (см. Оценки шкаль- Рис.32. Кодирование «профиля личности» Миннесотского многоаспектного личностного опросника по Г. Уэлшу ные). Результат по отдельным шкалам выражается следующим образом: Используя эти обозначения, можно отделить шкалы, расположенные в различных сигмах графика {сигмы разделяют на профиле десятки стандартных делений Т). Если между шкалами 2 и более сигм, то следует перечислить пропущенные сигмы. Напр., если 2-я шкала находится выше 90 Т, а следующая 3-я — между 80 и 70, то следует записать 2"3' и т. д. 3. Шкалы, расположенные на одном уровне, записываются согласно порядковому номеру и подчеркиваются одной линией. Если разница показателей шкал в Т единицах не превышает одного балла, то они также подчеркиваются, однако первой из них становится расположенная выше, независимо от порядкового номера (21 — если 2-я имеет результат 68 Т, а 1-я —67 Т). 4. Шкалы достоверности перечисляются начиная с наиболее высоко расположенной, между ними ставятся обозначения сигм. Кроме описанного метода К. о. т. существует процедура, предложенная С. Хату-эем, при которой шкалы, расположенные между 46 и 54 Т, не записываются совсем, шкалы выше 70 Т отделяются знаком ('), а те, что расположены ниже 46 Т — знаком (-). Контрольные шкалы (без шкалы «?») пишутся в порядке их расположения на графике в числовом выражении (в сырых баллах). При этом если результат по шкале превышает критические значения (см. Шкалы контрольные), перед обозначением шкалы ставится косой крест, чтобы обратить внимание на недостоверность профиля. Напр., х 6: 20: 8. Приведенный на рис. 32 профиль, закодированный по С. Хатуэю, выглядит следующим образом: 234187' — 93: 12: 13. Приведенные способы в соответствующей модификации могут быть перенесены на шифровку данных других методик, напр, тестов интеллекта. Приемы кодирования применимы в тех случаях, когда результаты отдельных субтестов выражаются в единых шкалах измерительных. КОЛУМБУС (The Columbus) — проективная методика исследования личности. Предназначена для работы с обследуемым в возрасте от 7 до 20 лет. Разработана М. Ланживельд в 1976 г. в качестве альтернативы детской апперцепции тесту. Материал теста представляет собой 24 картины, из них 3 цветные и 21 черно-белая; только две из них (№ 17, ^предназначены специально для тестирования лиц женского пола, остальные можно ис- пользовать для всех обследуемых. Нумерация картин не определяет последовательность их предъявления. Количество и конкретный набор варьируются в зависимости от возраста и целей исследования. Задача испытуемого традиционна для такого типа методик — составление рассказа по картине. Предлагается феноменологическая интерпретация полученного при помощи К. материала. Анализируются следующие аспекты: I. Общие категории: 1) эффективность-эмоциональность; 2) особенности материала ' (сложный/примитивный); 3) структура, форма изложения (а) логическая, историческая, анекдотическая, сентиментальная и др.), (б) недостаточная упорядоченность материала; 4) качество изложения (ясное/смутное, изощренное/простое). II. Личностные проблемы: 1) отношение к настоящему; 2) отношение к себе, к другим, к миру объектов; 3) отношение к будущему. Подчеркивается прогностическая направленность методики. С ее помощью предлагается изучать отношения ребенка в семье и с ровесниками, особенности его развития и взросления. Сведений об использовании в СНГ не имеется.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 641; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |